Решение б/н Постановление о назначении административного наказания в отн... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 72
о назначении административного наказания
 

08.04.2013                                                                                                      ДЕЛО № 9520-К/05-2013

г. Ульяновск
 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении кредитным потребительским кооперативом «Р» (далее - КПК «Р», кооператив), ИНН , ОГРН, расположенным по адресу:, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя КПК «Р» (о месте и времени рассмотрения дела кооператив извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛ:

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газете «Мелекесские вести» № 15 (12612) от 13.04.2012 на странице 7 обнаружена реклама «Р». (служебная записка № 14 от 15.01.2013).

Деятельность «Р» осуществляет КПК «Р».  Издателем газеты «Мелекесские вести» является областное автономное учреждение «Информационное агентство «Восток-медиа» (далее - ОАУ «Информационное агентство «Восток-медиа»).

Ульяновским УФАС России определением от 15.01.2013 по факту распространения рекламы «Р» в газете «Мелекесские вести» № 15 (12612) от 13.04.2012 возбуждено дело № 9412/05-2013, по результатам рассмотрения которого решением от 28.02.2013 указанная реклама признана ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела № 9412/05-2013 переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 05.03.2013 о возбуждении в отношении КПК «Р» дела об административном правонарушении № 9520-К/05-2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 25.03.2013 в 14 час. 00 мин.  Определение от 05.03.2013 направлено КПК «Р» заказным письмом с уведомлением № 43206860750399 от 05.03.2013, которое получено 06.03.2013.

По состоянию на 25.03.2013 КПК «Р» в Ульяновское УФАС России письменного пояснения не представлено.

25.03.2013 заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении КПК «Р» в присутствии представителя кооператива И. (доверенность от 27.02.2013) составлен протокол об административном правонарушении № 85 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 85 от 25.03.2013 и определение от 25.03.2013 о назначении рассмотрения дела № 9520-К/05-2013 на 08.04.2013 в 10 час. 00 мин. вручены лично под роспись И. 25.03.2013, а также направлены КПК «Р» заказным письмом с уведомлением № 43202060038350 от 25.03.2013, которое получено 26.03.2013.

На рассмотрение дела 08.04.2013 представитель КПК «Р» не явился, письменного пояснения и иных документов кооперативом не представлено.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 9412/05-2013 и дела об административном правонарушении № 9520-К/05-2013 усматривается следующее.

В газете «Мелекесские вести» № 15 (12612) от 13.04.2012 на странице 7 опубликована реклама «Р», имеющая  следующее содержание.  В верхней части рекламы слева указано «РЦМ», а также приведена надпись «Р».  Справа выполнена надпись «тел., адрес».  В центральной части рекламы слева приведена надпись «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ», справа от которой размещено изображение женщины, целующей грудного ребёнка.  В нижней части рекламы приведена надпись «до 17% годовых ежемесячные проценты», справа от которой выполнена вертикально ориентированная надпись «Реклама М-247».  Кроме того, в нижней части рекламы приведена информация, которая не поддаётся прочтению.

Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация, в том числе, об оказании услуги по привлечению личных сбережений граждан, размещенная в газете «Мелекесские вести» № 15 (12612) от 13.04.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - КПК «Р» и услугам, им оказываемым.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона лица, указанные в частях 1, 3 – 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Учитывая изложенное, средства на реализацию дополнительных мер государственной поддержки (в частности, материнский капитал) передаются из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, на который государством возложена функция по распределению средств на получение материнского капитала.

Однако реклама, размещенная в газете «Мелекесские вести» № 15 (12612) от 13.04.2012, содержит информацию о том, что КПК «Р» участвует в процедуре по распределению средств на получение материнского капитала, что вводит потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его получения (использования).

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.  В соответствии п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Таким образом, в силу п. 2 ч. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» реклама, размещенная в газете «Мелекесские вести» № 15 (12612) от 13.04.2012, сообщающая об услуге по привлечению личных сбережений граждан, является рекламой финансовых услуг.  Однако в нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно с п. 18.3 устава КПК «Р» по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кооператива, передает кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

Протоколом № 5.1 от 25.03.2010 общего собрания членов КПК «Р» установлен вступительный взнос всем категориям граждан для вступления в кооператив в размере 100,00 рублей, паевый взнос - 400,00 рублей.  Лимит по договорам о передаче личных сбережений пайщика установлен в сумме до 300 000,00 рублей.

Кроме того, протоколом б/н от 19.09.2012 общего собрания членов КПК «Р» по договорам о передаче личных сбережений установлены следующие размеры компенсаций за использование личных сбережений пайщиков кооператива:

 

Вид сбережений

Срок

хранения

Сумма,

рублей

Размер компенсации,

годовых

«Срочный»

3 месяца

от 10 000,00

13,0%

«Среднесрочный»

6 месяцев

от 15 000,00

14,0%

«Мой доход»

12 месяцев

от 25 000,00

15,0%

«Накопительный»

12 месяцев

от 500 000,00

17,0%

«Пенсионный»

12 месяцев

от 30 000,00

17,0%

 

Однако, в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рассматриваемой рекламе приведено только одно условие по услуге по приему сбережений - «до 17% годовых», но не содержатся остальные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемой услугой лица (размеры вступительного и паевого взносов для граждан, срок хранения личных сбережений, минимальный и максимальный размеры сбережений, принимаемых кооперативом по указанной в рекламе процентной ставке (размеру компенсации за использование кооперативом личных сбережений), возможность и условия досрочного востребования личных сбережений и т.д.).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 2 ст. 28 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель, а за нарушение ч. 1 ст. 28 - рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела № 9412/05-2013 установлено, что реклама «Р» размещена в газете «Мелекесские вести» на основании договора на рекламно-информационное обслуживание от 11.03.2011, заключенного кооперативом с областным автономным учреждением «Государственная корпорация С» (далее - ОАУ «Государственная корпорация С»).  Макет разработан учреждением совместно с сотрудником КПК «Р» без согласования с директором кооператива.

На основании договора на рекламное обслуживание № 23 от 05.01.2012, заключенного между ОАУ «Государственная корпорация С» (заказчик) и ОАУ «Информационное агентство «Восток-медиа» (исполнитель), последнее предоставляет печатную площадь для размещения рекламных материалов ОАУ «Государственная корпорация С» в газете «Мелекесские вести».  Согласно п. 2.1.2 договора исполнитель вправе отказаться от обслуживания, если в материалах содержится информация, ущемляющая интересы конкретных лиц или нарушающая нормы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации о рекламе.

Следовательно, рекламодателем в данном случае является КПК «Р», рекламопроизводителем - ОАУ «Государственная корпорация С», а рекламораспространителем - ОАУ «Информационное агентство «Восток-медиа».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст.ст. 5, 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, кредитным потребительским кооперативом «Р» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается то, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законодательства, нарушенные КПК «Р» (ст.ст. 5, 28 Федерального закона «О рекламе»), направлены на охрану имущества, сбережений граждан, недопущение их обмана недостоверной или неполной информацией.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отсутствуют.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относится повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Так, Ульяновским УФАС России вынесено постановление № 37 от 05.03.2012 по делу № 8131-К/05-2012 о привлечении КПК «Р» к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе.  Нарушение со стороны кооператива, как рекламодателя, выразилось в распространении в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) за май 2011 года ненадлежащей рекламы, нарушающей требования п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».  Указанное постановление о назначении административного наказания КПК «Р» исполнено 25.07.2012.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается, в том числе, повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное КПК «Р», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, охраны имущества граждан.  Данное обстоятельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях кредитного потребительского кооператива «Р» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить кредитному потребительскому кооперативу «Р» административное наказание в виде штрафа в размере 120 000 (Сто двадцать тысяч) рублей.

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы).

Налоговый орган: ИНН 7325002331.

Код КПП 732501001.

Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации 16111626000016000140.

ОКАТО 73401000000.

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

 

Об уплате штрафа сообщить в срок до 29.05.2013, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

 

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела                                                                                                 И.И. Спиридонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны