Решение б/н Решение в отношении ООО «Завод Трехсосенский» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от              №
РЕШЕНИЕ

ДЕЛО № 9633/04-2013 

г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена "19" июня 2013г.
В полном объеме решение изготовлено "03" июля 2013г.


Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
члены -    начальник отдела М.С. Степанова;
-  специалист-эксперт Е.А. Лачкина;

рассмотрев дело № 9633/04-2013 по признакам нарушения ООО «Завод Трехсосенский» (433502, г.Димитровград, ул. 50 лет Октября, 113) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Ульяновского УФАС России поступило заявление ФГКУ комбинат «Северный» Росрезерва (вх. от 04.02.2013 №849) на действия ООО «Завод Трехсосенский» по установлению монопольно высокой цены на услуги по пропуску вагонов через железнодорожные пути необщего пользования. 
На основании данного заявления Приказом от 04.04.2013 № 76/1 было возбуждено дело  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Завод Трехсосенский» части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услуги по пропуску вагонов через железнодорожные пути необщего пользования,
На заседаниях комиссии представитель ФГКУ комбинат «Северный» Росрезерва пояснил, что поставка вагонов для ФГКУ комбинат «Северный» Росрезерва возможна только через желез-нодорожные пути ООО «Завод Трехсосенский». На предложение Комбината заключить договор на использование данных железнодорожных путей ООО «Завод Трехсосенский» выставило требование оплатить 640 000 рублей, затем цена была снижена до 15 000 рублей за пропуск одного вагона. Ранее пропуск вагонов, прибывающих в адрес Комбината, осуществлялся бесплатно, договорные отношений между Обществом и Комбинатом отсутствовали. В связи с тем, что договор на использование железнодорожного пути ООО «Завод Трехсосенский» не заключен, акт осмотра железнодорожного пути Обществом не подписан, невозможно заключить договор на подачу и уборку вагонов с ОАО «ВолгаУралТранс». Железнодорожные пути необщего пользования ООО «Завод Трехсосенский» перекрыты. В 2013 году планируется подача 22 вагонов. Пояснил, что на 2013 год в смете комбината не заложены денежные средства на оплату услуг общества, однако при наличии подтверждающих документов возможно направление заявки на изменение сметы в управление Росрезерва. Срок внесения изменений в смету при условий наличия необходимого пакета документов- 3-5 дней. ФГКУ комбинат «Северный» готово оплачивать услуги общества по ценам, сопоставимым со стоимостью аналогичных услуг других хозяйствующих субъектов. Например, в г. Чебоксары за использование ж/д путей протяженностью около 2 км осуществляется плата 1300 руб. Указал, что услуги общества не являются взаимозаменямыми иными услугами, т.к. ряд грузов поступает исключительно по железной дороге.
На заседании комиссии представитель ООО «Завод Трехсосенский» факт нарушения анти-монопольного законодательства не признал, указал, что ФГКУ комбинат «Северный» обратилось в ООО «Завод Трехсосенский» с предложением заключить договор на транзит грузов и аренды ж/д путей. ООО «Завод Трехсосенский» была предложена цена в 15 000 рублей за пропуск 1 вагона, затем каких-либо переговоров комбинат не проводил. ОАО «ВолгаУралтранс» было выдано предписание, в целях исполнения которого и приведения ж/д путей в надлежащее состояние во избежание аварийных ситуаций ООО «Завод Трехсосенский» был проведен ремонт ж/д путей.
На заседании комиссии представитель ОАО «ВолгаУралТранс» пояснил, что от ФГКУ комбинат «Северный» поступила заявка на заключение договора на подачу и уборку вагонов, в связи с чем был проведен осмотр состояния ж/д пути ООО «Завод Трехсосенский», через который осуществляется подача и уборка вагонов, поступающих в адрес Комбината. По итогам осмотра ОАО «ВолгаУралТранс» выдало обществу предписание от 08.10.2012. 21.11.2012 был проведен повторный осмотр ж/д пути  ООО «Завод Трехсосенский», большая часть нарушений была устранена не на всем пути, а на участке, расположенном на территории Завода. Указал, что через железнодорожные пути ООО «Завод Трехсосенский» в адрес ООО «Ульяновский мебельный комбинат» в период с 31.12.2013 по 18.06.2013 было подано 3 вагона. Места погрузки, выгрузки расположены на железнодорожных путях ФГКУ комбинат «Северный».
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, привлеченных к участию в деле, ко-миссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Завод Трехсосенский» нарушения пункта 1  части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены на проезд одного вагона по железнодорожным путям необщего пользования ООО «Завод Трехсосенский».
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) за-нимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии со статьей 5 данного закона доминирующим положением признается поло-жение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствую-щему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяй-ствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о на-рушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Для установления наличия или отсутствия доминирующего положения на данном рынке ООО «Завод Трехсосенский»  в целях рассмотрения дела №9633/04-2013 Управлением был прове-ден анализ рынка от 19.06.2013. Временные границы анализа рынка представления в пользование железнодорожного пути определены  с 01.01.2012 по настоящее время.
Для исследуемого рынка продуктовыми границами рынка будут являться   услуги  по про-пуску вагонов через железнодорожные пути необщего пользования. Законодательством не преду-смотрен отдельный тип договора для оформления правоотношений, связанных с предоставлением в пользование железнодорожного пути.  В письмах между ООО «Завод Трехсосенский» и ФГКУ комбинат «Северный» указанный товар обозначен как предоставление возмездное пользование железнодорожного пути. Услуг по предоставлению вагонов, локомотива, иных дополнительных услуг, связанных с процессом перевозки, ООО «Завод Трехсосенский»  не оказывает. Соответст-венно, товаром на рынке является  предоставление в пользование железнодорожного пути.
Представитель ФГКУ комбинат «Северный»  пояснил, что иной возможности, кроме как железнодорожные пути ООО «Завод Трехсосенский», для перевозки вагонов отсутствует, ввиду крупных габаритов груза, а также отсутствия возможности комбината самостоятельно определять вид транспорта (закладка материальных ценностей в государственный резерв проводится на осно-вании заключенных государственных контрактов между Управлением Росрезерва по Приволж-скому федеральному округу и поставщиками, до Комбината доводится лишь план- специализация с указанием объемов и вида транспорта, осуществляющего доставку).
Таким образом, по мнению покупателя товара, предоставление в пользование указанного железнодорожного пути является единственной возможностью приобрести в дельнейшем услуги железнодорожных перевозок, и каких-либо товаров-заменителей не имеет.
В качестве географических границ данного рынка рассматривается границы соединитель-ных железнодорожных путей ООО «Завод Трехсосенский» (границы от переводной стрелки №46 (Станция «Южная») до ГПП СП СП№64). Ограничение рынка данными границами обусловлено прежде всего технологическими особенности перевозки вагонов, которые используются покупателями в производственной деятельности для отгрузки товара – вагоны возможно перевезти только по железнодорожным путям, примыкающим как к пути покупателей услуги, так и к путям ОАО «РЖД». Установлено, что железнодорожные пути ФГКУ комбинат «Северный» примыкают только к железнодорожным путям ООО «Завод Трехсосенский».
Доля ООО «Завод Трехсосенский» на рынке услуг по предоставлению в пользование же-лезнодорожного пути необщего пользования Общества составляет 100 %.
К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся на-личие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их пре-одолимости. Сдерживающим фактором является затраты на строительство железнодорожного пу-ти, прием и обучение дополнительного персонала; для проведения такого типа капитального строительства требуются значительные денежные средства;  административные ограничения в виде получения разрешений и согласований в различных инстанциях на проведение нового строительства.
Положение ООО «Завод Трехсосенский» является доминирующим для арендаторов (поль-зователей) железнодорожного пути (границы от переводной стрелки №46 (Станция «Южная») до ГПП СП СП№64), в связи с невозможностью приобрести данные услуги потребителями на данном участке у других лиц (отсутствие иного железнодорожного пути, соединяющего пути потребителей и ОАО «РЖД») либо заменить их в потреблении другими услугами (финансирование учреждения осуществляется исключительно из федерального бюджета, расходование бюджетных средств производится в строгом соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, некоторые виды продукции невозможно доставить  автомобильным транспортом из-за крупных габаритов).
Из представленного технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования ООО «Завод Трехсосенский» является владельцем железнодорожных путей необщего пользования №57, 58, 59, 60, 61, 66, 9 общей протяженностью 1523,63м., в том числе соединительный путь  до переводной стрелки №64, который примыкает к железнодорожным путем ФГКУ комбинат «Северный».
ФГКУ комбинат «Северный» Росрезерва принадлежат на праве оперативного управления подъездные и внутрискладские железнодорожные пути протяженностью 1539 м. по адресу: г.Ульяновск, ул.Нефтяников, 11 (свидетельство от 23.11.2011 №73-АА 275980).
Согласно пояснениям ОАО «ВолгаУралТранс» (вх. от 22.02.2013 31469), локомотивом кото-рого осуществляется подача и уборка вагонов,  для подачи и уборки вагонов, прибывающих в ад-рес ФГКУ комбинат «Северный» Росрезерва, используются железнодорожные пути ООО «Завод Трехсосенский».
24.12.2012 ООО «Завод Трехсосенский» отказало в пропуске вагонов, прибывающих в адрес ФГКУ комбинат «Северный» по участку железнодорожного пути Общества.
В целях заключения договора на подачу и уборку вагонов с ОАО «ВолгаУралТранс» ФГКУ комбинат «Северный» направило в адрес ООО «Завод Трехсосенский» предложение о заключении договора (исх. от 25.12.2012 №2025) на возмездное пользование железнодорожными путями ООО «Завод Трехсосенский».
ООО «Завод Трехсосенский»,  рассмотрев обращение Комбината, выставило условие едино-временной разовой выплаты 645000 рублей (письмо от 10.01.2013 №03).
Затем ООО «Завод Трехсосенский» письмом от 22.01.2013 установило цену по договору возмездного пользования железнодорожными путями необщего пользования в размере 15 000 рублей за пропуск одного вагона.
На настоящее время договор возмездного пользования железнодорожными путями между ООО «Завод Трехсосенский» и ФГКУ комбинат «Северный» не заключен.
В соответствии со статьей 6 Закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара  является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
В обоснование выставленной цены в размере 15 000 рублей ООО «Завод Трехсосенский» представило калькуляцию стоимости аренды железнодорожного пути:

Наименований статей затрат Ед. изм. Цена без НДС Сумма руб.
Единовременные расходы по устранению на-рушений (предписания ВУТ) Руб.  1 499 647
Вырубка кустов (трудозатраты) Руб.  123 500
Покос травы (трудозатраты) Руб.  94500
Очистка снега (трудозатраты) Руб.  59 100
Итого годовые расходы: Руб.  277 100
Условно-постоянные затраты Руб.  100 000
ИТОГО по затратам:
  1 876 747
Количество вагонов за период  шт.  125
Затраты на 1 вагон Руб.  15 000

ОАО «ВолгаУралТранс», являясь предприятием железнодорожного транспорта, в целях обеспечения требований безопасности движения и охраны труда направило в адрес ООО «Завод Трехсосенский» предписания №76 от 08.10.2012 и №85 от 21.11.2012. Во исполнение указанных предписаний Общество произвело ремонт железнодорожных путей необщего пользования.
При этом из представленной калькуляции и вышеназванных документов видно, что Общество учитывало при формировании цены в 15 000 рублей стоимость ремонта всех железно-дорожных путей ООО «Завод Трехсосенский».
По договору, заключенному с ООО «Варяг» от 01.01.2013 №929, ООО «Завод Трехсосен-ский»  оплатило 1 499 646 руб., что подтверждается платежным поручением №1224 от 24.04.2013. 
По договору оказания услуг №01-07-2012 от 25.07.2012, заключенному с ООО «Центр благоустройства», ООО «Завод Трехсосенский» оплатило 209 654, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 28.09.2012 и платежным поручением  №4278 от 07.11.2012.
Вместе с тем Обществом представлены лишь платежные документы за 2012 год, доказатель-ства несения расходов по статьям «вырубка кустов», «покос травы», «очистка снега» и заключениия договоров на оказание данного виды услуг в 2013 году отсутствуют.  К тому же, из указанной справки от 28.09.2012 следует,  что Общество понесло затраты на благоустройство территории: формовку деревьев и кустарников, покос травы, вырубку поросли, валку деревьев и очистку помещения склада от строительного мусора, а также вырубку поросли и покос травы на внутренней территории предприятия,  непосредственно не связанные  с приведением в надлежащее состояние железнодорожных путей необщего пользования, и, в частности, участка железнодорожного пути, необходимого для подачи вагонов в адрес заявителя.
ООО «Завод Трехсосенский» не представило доказательств относительно обоснованности затрат, включенных в условно-постоянные затраты, а также о необходимости несения затрат на  125 вагонов.
Таким образом, ООО «Завод Трехсосенский» обосновало лишь часть затрат, учтенных при формировании цены в 15 000 рублей за пропуск 1 вагона.
Таким образом, ООО «Завод Трехсосенский» экономически необоснованно выставило цену 15 000 рублей за пропуск 1 вагона, включив в арендную плату за пользования железнодорожными путями расходы на ремонт всех путей, а не участка пути, используемого ФГКУ комбинат «Северный».
ОАО «ВолгаУралТранс»  представило в Управление договоры об оказании услуг на разо-вую подачу и уборку вагонов №5П/Ули от 18.01.2013, №17П/Ули от 19.02.2013, №43П/Ули 23.04.2013, заключенные с ООО «Ульяновский мебельный комбинат», по которому «Транспорт» производит своим локомотивом подачу вагонов, прибывающих в адрес «Предприятия», от станции Ульяновск-Центральный по путям «Транспорта» на места погрузки, выгрузки «Предприятия» и обратно. Места погрузки, выгрузки расположены на железнодорожных путях ФГКУ комбинат «Северный». В адрес ООО «Ульяновский мебельный комбинат» в период с 31.12.2012 по 18.06.2013 было подано 3 вагона. Подача вагонов в адрес ФГКУ комбинат «Северный» возможна только через пути ООО «Завод Трехсосенский», следовательно, данный участок железнодорожных путей необщего пользования ООО «Завод Трехсосенский» используется также и ООО «Ульяновский мебельный комбинат», технических препятствий в использовании данных железнодорожных путей не имеется.
Таким образом, цена услуги, предоставляемой ООО «Завод Трехсосенский»,  превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, что явля-ется признаком установления монопольно высокой цены.
Цена, установленная ООО «Завод Трехсосенский» многократно превышает цену, установ-ленную для ФГКУ комбинат «Северный» Росрезерва другими владельцами ж/д путей необщего пользования (согласно государственному контракту, заключенному между заявителем и ИП Дель-маном А.И., цена услуги составляет 3226, 22 руб. за пропуск 1 вагона).
Установление ООО «Завод Трехсосенский» экономически необоснованной цены по дого-вору использования железнодорожных путей необщего пользования, а впоследствии незаключение данного договора,  может повлечь ущерб хозяйственной деятельности заявителя, в частности несение последним убытков вследствие простаивания вагонов, а также увеличение расходов денежных средств из федерального бюджета.
Действия ООО «Завод Трехсосенский», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены за пропуск одного вагона через железнодорожные пути необщего пользования ООО «Завод Трехсосенский», являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкурен-ции».
2. В ходе заседания комиссии 19.06.2013 заявитель уточнил требования, а именно указал о необходимости обязать ООО «Завод Трехсосенский» заключить договор возмездного пользования железнодорожными путями необщего пользования Общества.
В соответствии со ст. 60 Устава отношения между контрагентом и владельцем железнодо-рожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользо-вания, регулируются заключенным между ними договором.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются дого-вором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
На заседании комиссии 19.06.2013 представитель ОАО «ВолгаУралТранс» и заявитель пояс-нили, что на данный момент ООО «Завод Трехсосенский» не подписало акт обследования желез-нодорожного пути необщего пользования ФГКУ комбинат «Северный», который необходим для заключения договора подачи и уборки вагонов.
При таких обстоятельствах, учитывая значимость деятельности заявителя (обеспечение при-емки материальных ценностей на хранение в государственный материальный резерв, количест-венной и качественной сохранности материальных ценностей) и правовое положение ООО «Завод Трехсосенский» (владелец железнодорожного пути необщего пользования; лицо, для которого в силу ст. 426, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора является обязательным), отсутствие у комбината возможности осуществлять свою деятельность иным путем, комиссия считает необходимым передать материалы дела №9633/04-2013 должно-стному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях ООО «Завод Трехсосенский» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ООО "Завод Трехсосенский" нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» , что выразилось в установлении монопольно высокой цены на проезд одного вагона по железнодорожным путям необщего пользования ООО «Завод Трехсосенский».
2. Выдать ООО «Завод Трехсосенский» предписание о прекращении нарушения антимоно-польного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмот-рения вопроса о наличии в действиях ООО «Завод Трехсосенский» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуж-дения дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 14.31 Ко-декса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель комиссии К.Ю.Попов

Члены комиссии
М.С. Степанова

Е.А. Лачкина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или ар-битражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонополь-ного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны