Решение №ИС/2865/24 Решение по делу № 073/06/106-310/2024 от 30 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

27.05.2024 Дело № 073/06/106-310/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии:

- заместителя руководителя управления – начальника

отдела <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

- от ГУЗ «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД»:

- <…> (доверенность № 3 от 23.05.2024),

- <…> (доверенность № 4 от 23.05.2024),

- от ООО «БЕШТЕЛ ГРУПП»:

- <…> (доверенность № 15 от 22.05.2024),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 50 от 09.01.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-310/2024 по жалобе ООО «БЕШТЕЛ ГРУПП» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624002303 (наименование объекта закупки – «Тест-системы для скрининга населения Ульяновской области на наличие антител к ВИЧ»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» (далее –

заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 11 034 951,80 руб., срок окончания подачи заявок 24.05.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3432-ЭП/24 от 21.05.2024 (дата размещения в ЕИС – 20.05.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «БЕШТЕЛ ГРУПП» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624002303.

Содержание жалобы составило указание на то, что, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, заказчиком в извещение не включено обоснование применения дополнительных характеристик, не установленных КТРУ и в один лот включены медицинские изделия разных видов и с различными НКМИ, что нарушает требования пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620.

Вх. № 3539-ЭП/24 от 23.05.2024 и № 3548-ЭП/24 от 24.05.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Характеристики товара, указанные в извещении, были сформированы на основании потребности заказчика с учетом специфики деятельности, а также с учетом требований СанПиН 3.3686-21. Положения пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 не применимы к спорной закупке, так как заказчиком закупаются медицинские изделия одного вида.

Дополнительно заказчик указывает на то, что, исходя из сведений ЕГРЮЛ, а именно, видов деятельности заявителя, у заказчика возникают сомнения в добросовестности действий заявителя.

На заседании Комиссии 24.05.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 27.05.2024 для документального анализа материалов дела, заказчику было предложено представить дополнительные пояснения относительно порядка формирования лота с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620.

Вх. №№ 3602-ЭП/24, 3607-ЭП/24, 3617-ЭП/24 от 27.05.2024 в Ульяновское УФАС России поступили дополнительные пояснения от заказчика, содержащие указание на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 не предусматривает ограничений при формировании лота по кодам вида медицинского изделия, также возражения содержат таблицу с указание на позиции технического задания относящиеся к медицинским изделиям и расходным материалам к ним.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «БЕШТЕЛ ГРУПП» установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 13.05.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624002303, наименование объекта закупки – «Тест-системы для скрининга населения Ульяновской области на наличие антител к ВИЧ» (начальная (максимальная) цена контракта – 11 034 951,80 руб.).

17.05.2024, 20.05.2024 были опубликованы разъяснения положений извещения.

20.05.2024 в извещение были внесены изменения.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 24.05.2024 на участие в закупке было подано 5 заявок, цена была снижена на 12,5 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2024 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «БЕШТЕЛ ГРУПП» обоснованной в части ненадлежащего формирования лота. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования и ведения КТРУ), правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

При этом, подпунктом «а» пункта 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление № 616) при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Извещением об осуществлении закупки № 0168500000624002303 запреты и ограничения допуска товаров происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлениями № 616 и № 878 не установлены.

Учитывая изложенное, запрет на включение в описание объекта закупки установленный подпунктом «а» пункта 5 Правил использования КТРУ на спорную закупку не распространяется, и заказчик вправе включить в описание объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ.

Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Исходя из пояснений заказчика, заказчик описал товар в соответствии с потребностью (необходимость осуществления диагностических мероприятий в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21), а также с учетом требований Правил использования КТРУ, в том числе указал дополнительную информацию с обоснованием необходимости дополнительных характеристик товара.

Извещение об осуществлении закупки № 0168500000624002303, а также приложение к нему содержат следующую формулировку по обоснованию включения дополнительных характеристик:

«Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: в связи с отсутствием детальных требований к характеристикам товара в КТРУ, заказчик устанавливает требования руководствуясь ст. 33 44 ФЗ о контрактной системе и на основании лечебной практики и потребности заказчика, для осуществления лечебного процесса».

Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что Правилами использования КТРУ, в частности пунктом 6, не установлены требования к форме или содержанию предоставления обоснования установления дополнительных характеристик.

В то же время иное видение заявителем порядка подготовки обоснования необходимости использования таких дополнительных характеристик не свидетельствует о нарушении заказчиком положений пункта 6 Правил использования КТРУ, а также Закона о контрактной системе.

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что в части предъявленных заказчиком дополнительных характеристик по отношению к описанию, содержащемуся к КТРУ, приведено обоснование необходимости использования такой информации.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «БЕШТЕЛ ГРУПП» в указанной части является необоснованной.

2. Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 620).

Согласно пункту 1 Постановления № 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

- 600 тыс. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

- 1 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

- 1,5 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

Согласно приложению № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» (далее – Номенклатурная классификация) номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее – классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия – идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.

<*> Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10.

Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, представлен на схеме:

 

Согласно Номенклатурной классификации каждый вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, что прямо следует из вышеприведенных положений Номенклатурной классификации. При этом, действительно, Номенклатурная классификация также указывает на группы и подгруппы медицинских изделий, однако Постановлением № 620 однозначно определено, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов.

Таким образом код вида медицинского изделия определяется согласно Номенклатуре классификации медицинских изделий по видам, включающим в себя 6 знаков, а не группированным видом, подвидом или кодом товара ОКПД2 или областью применения медицинского изделия.

Включение в один лот медицинских изделий, находящихся в одной группе или подгруппе Номенклатурной классификации, имеющих общее назначение не соответствует Постановлению № 620.

Комиссией Ульяновского УФАС России, с учетом дополнительных пояснений заказчика, установлено, что предметом закупки являются медицинские изделия (наборы для анализа ВИЧ – коды позиций 21.20.23.110-00005387, 21.20.23.110-00005395, 21.20.23.110-00005397) и расходные материалы к ним (контрольный материал, позиции - 21.20.23.110-00004979, 21.20.23.110-00000511, 21.20.23.110-00005004, 21.20.23.110-00004998).

При этом необходимые к поставке медицинские изделия (наборы для анализа ВИЧ – коды позиций 21.20.23.110-00005387, 21.20.23.110-00005395, 21.20.23.110-00005397) включают, в том числе, следующие виды медицинских изделий согласно Номенклатуре классификации медицинских изделий по видам (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr), что также отражено в КТРУ, использованными заказчиком: 110110 и 110060.

Довод заказчика о том, что в рассматриваемом случае лот сформирован в связи с единым функциональным назначением медицинских изделий и отнесением их к одному виду изделий (наборы для анализа), указанных в извещении, не может быть принят во внимание, поскольку назначение медицинских изделий, область их применения или вид не является исключением при формировании лотов.

При таких обстоятельствах Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе при объединении в один лот медицинских изделий, относящихся к разным видам Номенклатурной классификации, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «БЕШТЕЛ ГРУПП» является обоснованной в указанной части.

3. Относительно доводов заказчика о том, что заявитель, согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеет основной вид деятельности, несоответствующий требованиям извещения, а также об обязанности заявителя подать запрос на разъяснение положений извещения, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

Частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Порядок подачи жалоб на действия субъектов контроля при осуществлении закупки установлен главой 6 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В силу части 2 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрена обязанность наличия у участников закупки ОКВЭД, соответствующих объекту закупки.

Учитывая изложенное, законодательство о контрактной системе не предусматривает наличие у участников закупки ОКВЭД, соответствующих объекту закупки.

Объектом закупки является поставка товара, а не изготовление объекта закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара.

Закон о контрактной системе также не связывает отсутствие или наличие у участников закупки ОКВЭД, соответствующих объекту закупки с правом на подачу жалобы, в случае если участник закупки считает, что его права и законные интересы нарушаются действиями заказчика.

Кроме того, согласно положениям статьи 42 Закона о контрактной системе, направление запроса разъяснений положений извещения об осуществлении закупки является правом, а не обязанностью участника закупки.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «БЕШТЕЛ ГРУПП» обоснованной в части ненадлежащего формирования лота.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования закупки № 0168500000624002303, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-310/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Государственное учреждение здравоохранения «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД»
ИНН 7325006431, ОГРН 1027301162151
Общество с ограниченной ответственностью "БЕШТЕЛ ГРУПП"
ИНН 7720800902, ОГРН 1147746001633