Решение б/н Решение по делу № 9945/04-2013 от 23 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                    ДЕЛО № 9945/04-2013

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена "29" июля_2013 г.

В полном объеме решение изготовлено "01" августа_2013 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

- начальник отдела М.С.Степанова,

- специалист-эксперт Е.А. Лачкина,

 

 

рассмотрев дело № 9945/04-2013 по признакам нарушения Администрацией МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области (г. Инза, ул. Вокзальная, 24, 433030) пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.06.2013 (вх. № 5126) в адрес Ульяновского УФАС России поступило заявление Прокуратуры Инзенского района Ульяновской области по факту нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области при заключении договора аренды муниципального имущества.

Как следует из заявления, Прокуратурой Инзенского района Ульяновской области проведена проверка, в результате которой было выявлено, что в нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области с ИП Ермохиным В.И. заключен договор аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1.

На основании данных материалов приказом руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 10.07.201310.07.2013 № 177 возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении с  ИП Ермохиным В.И. договора аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1, с нарушением требований статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

 

На заседании комиссии 29.07.2013 представители Администрации МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области пояснили, что Главой Администрации МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области Шепилевым В.М. с  ИП Ермохиным В.И. заключен договор аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1, предметом которого является передача Администрацией МО Коржеское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области ИП Ермохину В.И. пруда на р. Тала, расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, c. Чамзинка. Cрок действия договора с 01.03.2013 по 31.01.2014.

Торги на предоставление указанного имущества не проводились.

На основании представления Прокуратуры Инзенского района Ульяновской области от 05.06.2013 № 07-01-2013 договор аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1 расторгнут с 19.06.2013.

Пояснили, что ИП Ермохин В.И. арендовал пруд в предпринимательских целях, для выращивании мальков живородящих рыб.

Плотина на р. Тала в аренду ИП Ермохину В.И. не передавалась. Земельный участок, в границах которого расположен пруд, не отчуждался.

Представитель Отдела водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейно-водного управления пояснила, что в соответствии с Водным Кодексом РФ (пп. 1 п.1 ст. 26) отдельные полномочия РФ в области водных отношений переданы органам государственной власти субъектов РФ. На территории Ульяновской области данные полномочия осуществляет Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, которое  осуществляет функции по оформлению договоров водопользования и решений  о предоставлении водных объектов в пользование.

 

Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о необходимости признать действия  Администрации МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, выразившиеся в заключении с гр. Ермохиным В.И. договора аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1 без проведения публичных процедур, нарушением пункта 7 части 1 статьи 15, статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона (пунктом 1 статьи 20).

Ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» предусмотрены случаи заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Однако ч. 2 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

 

Исходя из пункта 8 статьи 1 ВК РФ водопользователь - физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Также из смысла статьи 1 ВК РФ следует, что водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

Статьей 9 ВК РФ установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса. Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 этого же Кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 указанной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

В соответствии с со ст.16 Водного кодекса РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 1).

Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора (п. 2).

 

Комиссия установила, что Администрацией МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области с ИП Ермохиным В.И.  заключен договор аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1.

Согласно п. 1 договора аренды от 01.03.2013 № 1 предметом договора является передача Администрацией МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области ИП Ермохину В.И. пруда на р. Тала, расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, c. Чамзинка. Cрок действия договора с 01.03.2013 по 31.01.2014.

К указанному договору подписан акт приёма-передачи от 03.03.2013, в соответствии с которым Арендатор принял в аренду пруд на р. Тала, расположенный по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, c. Чамзинка.

В соответствии с письмом Администрации МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области от 05.06.2013 (№ 120), поступившим в адрес Прокуратуры Инзенского района Ульяновской области (вх. от 05.06.2013), торги на предоставление указанного имущества не проводились.

Установлено, что пруд и плотина на р. Тала включены п. 17 в реестр муниципального имущества МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области.

 

Согласно п. 2 ст. 8 Водного Кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Установлено, что земельный участок, в границах которого расположен пруд, Администрацией МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области ИП Ерохину В.И., не отчуждался.

Соответственно, передача пруда по  договору аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1 без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен, в силу ст. 8 Водного кодекса РФ, является неправомерной.

 

Кроме того, Комиссия установила, что договор аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1 заключен Администрацией МО Коржеское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области с ИП Ермохиным В.И.  в нарушение пп. 2 п. 1 ст. 11 Водного Кодекса РФ,  которым предусмотрено возникновение права пользования акваторией водных объектов, в том числе для рекреационных целей, на основании договора водопользования.

Договор водопользования водными объектами (прудом на р. Тала) отсутствует.

 

Кроме того, п. 2.2.1. договора аренды от 01.03.2013 № 1 указана обязанность арендатора «использовать Объект исключительно по прямому назначению».

В силу п. 3 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ пруд является поверхностным водным объектом – водоемом.

В настоящее время нет единого нормативного толкования понятия «пруд». Пруд — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивных потребностей.

Как следует из пояснений представителей Администрации МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области ИП Ермохин В.И. арендовал пруд в предпринимательских целях для выращивании мальков живородящих рыб.

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ от 05.09.2011 № 675 Ермохин В.И. является ИП с 01.06.2003, основным видом деятельности которого по коду ОКВЭД 02.0.1 является – лесозаготовки.

Соответственно, ИП Ермохин В.И. является хозяйствующим субъектом в понятии, закреплённом пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»;

 

В силу п. 20 ч. 1 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

 

Таким образом, Администрация  МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области предоставив ИП Ермохину В.И. муниципальное имущество по договору аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1, предоставила ИП Ермохину В.И. преимущественные условия ведения хозяйственной деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

Поскольку, в материалы дела представлено Письмо-уведомление о расторжении договора аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1 с 19.06.2013, Комиссия решила предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Таким образом, нарушение устранено Администрацией  МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области добровольно до вынесения решения по делу, последствий в виде ограничения конкуренции не повлекло.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 ст. 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать действия Администрации МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, выразившиеся в заключении с гр. Ермохиным В.И. договора аренды муниципального имущества от 01.03.2013 № 1 без проведения публичных процедур, нарушением пункта 7 части 1 статьи 15, статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Администрацией МО Коржевское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области.

  1. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела в отношении должностных лиц Администрации МО Коржеское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области по статье 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии

          К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

         М.С. Степанова

 

          Е.А. Лачкина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны