Решение №ИС/6327/23 Решение по делу № 073/06/106-889/2023 от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

26.12.2023 Дело № 073/06/106-889/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-связи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ОГКУ «Ульяновский областной закупочный центр»:

- <…> (доверенность б/н от 20.11.2023),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…>. (доверенность № 35 от 09.01.2023),

- от ИП М<…>:

- <…> (доверенность № 5 от 22.12.2023),

рассмотрев дело № 073/06/106-889/2023 по жалобам ИП М<…> и ИП

Г<…> на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме № 0168500000623005552 (наименование объекта закупки – «Система стабилографии»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной закупочный центр» (далее – заказчик), уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 1 486 500,00 руб., срок окончания подачи заявок 21.12.2023 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 8132-ЭП/23 и № 8133-ЭП/23 от 20.12.2023 (дата размещения в ЕИС – 19.12.2023) в Ульяновское УФАС России поступили жалобы ИП М <…> и ИП Г<…>, соответственно, на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме № 0168500000623005552.

Содержание жалоб составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителей, описание объекта закупки, сформированное заказчиком, по совокупности технических характеристик указывает на конкретную модель единственного производителя – Стабилотренажер «ST-150» производства ООО «Мера-ТСП».

Вх. № 8232-ЭП/23 и № 8243-ЭП/23 от 22.12.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили возражения на жалобы, содержащие указание, в том числе на следующее.

Заказчик указывает, что закупка системы стабилографии полностью соответствует нормам закона о контрактной системе. Требованиям технического задания соответствуют Система стабилографии ST-150 (производитель ООО «Мера-ТСП», Россия) и Комплекс для диагностики и реабилитации навыков баланса, осанки и движений «БАЛФИТ» по ТУ 26.60.12-006-63704475-2021 с принадлежностями (производитель ООО «Нейрокор», Россия).

Уполномоченный орган дополнительно отмечает, что извещение о проведении запроса котировок в электронной форме было сформировано на основании заявки на закупку, представленной заказчиком. При этом заказчик вправе самостоятельно принимать решение об объекте и условиях закупки в соответствии с собственными потребностями и спецификой деятельности. Описание объекта закупки сформировано заказчиком исходя из его потребностей. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничений по включению в извещение о проведении закупи требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям, используются в его повседневной деятельности и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.

На заседании Комиссии 25.12.2023, которое проходило в дистанционном режиме, представители заявителей поддержали доводы жалобы, представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 26.12.2023 для документального анализа материалов дела.

В ходе рассмотрения жалоб ИП М<…> и ИП Г<…> было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 14.12.2023 было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 0168500000623005552, наименование объекта закупки – «Система стабилографии» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 486 500,00 руб.).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2023 на участие в указанной закупке поступило 5 заявок, все заявки признаны соответствующими, определен победитель.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобы ИП М<…> и ИП Г<…>. обоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 9 статьи 24 Закона о контрактной системе, под запросом котировок понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Объектом закупки в соответствии с извещением запроса котировок в электронной форме № 0168500000623005552 является система стабилографии.

Приложением к извещению № 0168500000623005552 является, в том числе, файл «Описание.docх», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, следующее:

Наименование характеристики

Значение характеристики

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

Опора страховочная (Стапель)

Наличие

значение характеристики не может изменяться участником закупки

Крепление или столик для ноутбука

Наличие

значение характеристики не может изменяться участником закупки

Возможность подключения к сетевым системам стабилометрии

Наличие

значение характеристики не может изменяться участником закупки

Программные средства минимизации помех (фильтры)

Наличие

значение характеристики не может изменяться участником закупки

Положениями статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Согласно сведениям, представленным ИП М<…>и ИП Г<…>по совокупности характеристик технического задания (приложение к извещению № 0168500000623005552, файл «Описание.docх») соответствует исключительно оборудование, производства ООО «Мера-ТСП» (Система стабилографии ST-150).

При этом, согласно пояснениям, представленным заказчиком, описанию предмета закупки по совокупности всех установленных в извещении характеристик соответствуют товары не менее двух производителей – Система стабилографии ST-150 (производитель ООО «Мера-ТСП», Россия) и Комплекс для диагностики и реабилитации навыков баланса, осанки и движений «БАЛФИТ» по ТУ 26.60.12-006-63704475-2021 с принадлежностями (производитель ООО «Нейрокор», Россия).

Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено документального подтверждения и сведений (ответ производителя, включающий сопроводительную техническую документацию на товар и др.), обосновывающих утверждение о наличии не менее 2-х производителей оборудования, соответствующих требованиям извещения, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме оборудования производства ООО «Мера-ТСП», и описание объекта закупки в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, соответственно, жалобы ИП М<…>и ИП Г<…> являются обоснованными.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 г. № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего при описании объекта закупки требования пунктов 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП М<…>обоснованной.

2. Признать жалобу ИП Г<…> обоснованной.

3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

4. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика, составленного в ходе проведения закупки от 21.12.2023,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168500000623005552, продления срока приема заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 073/06/106-889/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной закупочный центр»
ИНН 7300016734, ОГРН 1237300003016
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944