Решение №ИС/2830/24 Решение по делу № 073/10/104-301/2024 от 29 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 073/10/104-301/2024

27.05.2024

г. Ульяновск

На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника

отдела <…>,

членов Комиссии:

в присутствии:

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»:

- <…> (доверенность № 936/08 от 01.04.2024);

- от ИП Р<…>:

- <…> (доверенность б/н от 22.05.2024),

по обращению ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» о включении сведений в отношении ИП Р<…> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта № 0368100000623000013_2023 от 26.06.2023 на поставку кресел и стульев (Извещение № 0368100000623000013),

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3413-ЭП/24 от 20.05.2024 (размещено в ЕИС – 20.05.2024) в Ульяновское УФАС России поступило обращение ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» о включении сведений в отношении ИП Р<…> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта № 0368100000623000013_2023 от 26.06.2023.

Вх. № 3542-ЭП/24 от 23.05.2024 от ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» поступили запрошенные документы и сведения (переписка сторон в рамках исполнения контракта).

Вх. № 3549-ЭП/24 от 24.05.2024 в Ульяновское УФАС России от ИП Р<…> поступили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Спецификацией к контракту предусмотрено, что стулья и кресла должны быть поставлена заказчику в соответствии с конкретными реестровыми номерами из реестра российской промышленной продукции, которые указывают на конкретных производителей. В целях исполнения контракта ИП Р<…> были запрошены товары, при этом от производителей поступила информация о возможности поставки товара только в конце января 2024, о чем было сообщено заказчику. Заказчик не выразил согласия на изменение срока поставки. При этом замена товара на товар с улучшенными характеристиками в силу требований законодательства в данной закупке невозможна. ИП Р<…> не имела намерения уклоняться от исполнения контракта, является добросовестным исполнителем многочисленных контрактов и просит Комиссию Ульяновского УФАС России сведения в отношении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

На заседании Комиссии 24.05.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представитель заказчика поддержалf доводы, изложенные в обращении, представитель ИП Р<…> поддержал ранее представленные письменные пояснения, в рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 27.05.2024 для документального анализа материалов дела.

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ИП Р<…> в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.

26.06.2023 между ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» и ИП Р<…> был заключен контракт № 0368100000623000013_2023 на поставку кресел и стульев (цена контракта – 1 751 761,44 руб.).

Согласно пункту 1.2 контракта № 0368100000623000013_2023 количество и иные характеристик товара определены в спецификации (приложение № 1 к контракту).

Так, согласно спецификации поставке подлежат следующие товары:

п/п

Наименование товара

Код ОКПД-2

Информация о реестровой записи товара и совокупном количестве баллов (соответствующая определенному реестру)

Наименование страны происхождения товара

Кол-во, шт.

1

Кресло подъемно-поворотное

31.01.11.150

№ 494\124\2023

Россия

6

2

Стул на металлическом каркасе

31.01.11.150-00000003

№ 494\172\2023

Россия

56

3

Стул на металлическом каркасе

31.01.11.150-00000003

№ 1525\137\2023

Россия

829

Пунктом 3.1 контракта № 0368100000623000013_2023 установлены место и срок поставки товар: «общежитие на 820 мест для студентов ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» на земельном участке УлГУ по ул. Минаева Железнодорожного района г. Ульяновска (далее - место доставки), в срок с 15 ноября 2023 г. по 15 декабря 2023 г. Поставщик не менее чем за 2 (два) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки. Информация о сроках исполнения контракта (определены с учетом положений ст. 94 Закона №44-ФЗ и письма Минфина России от 12.05.2022 № 24-06-07/43394): Дата начала исполнения Контракта – 15.11.2023. Срок исполнения Контракта – 25.12.2023».

Пунктом 12.1 контракта № 0368100000623000013_2023 определен срок его действия – по 31.12.2023.

Согласно сведениям единой информационной системе за период действия контракта была осуществлена однократная поставка товара на сумму 26 650,44 руб. (документ о приемке № ЦБ-268 от 05.12.2023), которая была принята заказчиком 11.12.2023.

Сторонами в ходе исполнения контракта велась переписка по вопросу его исполнения, в том числе, за пределами срока его исполнения как по факту непоставки товара, так и возможной замены на товар улучшенного качества.

Заказчик неоднократно сообщал поставщику о необходимости исполнения контракта (20.10.2023, 25.01.2024, 06.02.202, 06.03.2024, 01.04.2024), в том числе, с предложением поставить товар с иными реестровыми записями и улучшенными характеристиками.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным заказчиком, ИП Р<…> , в нарушение условий заключенного контракта, не была поставлена оставшаяся часть товара, предусмотренная контрактом.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пункт 12.2 контракта № 0368100000623000013_2023 от 26.06.2023, заключенного между ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» и ИП Р<…>,предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

07.05.2024 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 07.05.2024 в 14:14 (МСК) решение размещено в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ИП Р<…> о принятом заказчиком решении является 07.05.2024.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указанные действия, связанные с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения, должны были быть совершены подрядчиком в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть в данном случае до 23 час. 59 мин. 17.05.2024.

Вместе с тем, товары, предусмотренные заключенным контрактом, ИП Р<…> до 23 час. 59 мин. 17.05.2024 заказчику предоставлены не были, в связи с чем решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 20.05.2024.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном нарушении условий государственного контракта.

Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от исполнения контракта.

При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение либо уклонение от исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

В данном случае Комиссия Ульяновского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе и не усматривает умышленных и намеренных действий со стороны ИП Р<…> в части уклонения от исполнения контракта, поскольку неисполнение условий заключенного контракта связано с действиями третьих лиц.

Из анализа представленной сторонами информации, включая переписку, следует, что контракт № 0368100000623000013_2023 от 26.06.2023 заключен по результатам закупки в ходе осуществления которой был применен запрет на поставку товара иностранного происхождения, установленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» согласно пункту 13 которого установлено, что при исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не допускается.

Спецификацией к контракту предусмотрено, что страна происхождения предлагаемого к поставке товара должна быть подтверждена выписками из реестра российской промышленной продукции, которые указывают на конкретных производителей.

Так, согласно информации, полученной от исполнителя, в целях исполнения контракта ИП Р<…> были запрошены товары, при этом от производителей поступила информация о возможности поставки товара только в конце января 2024, что было сообщено заказчику. Кроме того, в связи с невозможностью соблюдения установленных запретов при замене товаров на товары с улучшенными характеристиками поставщик обращался с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в действиях ИП Р<…> отсутствуют признаки недобросовестности. Соответственно, включение сведений об ИП Р<…> в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения.

Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России принято решение сведения в отношении ИП Р<…> в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Р<…> (адрес: Р<…> ; ИНН Р<…> ) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ФГБОУ ВО "УлГУ"
ИНН 7303017581, ОГРН 1027301162965