Решение №ИС/2483/23 Решение по делу № 073/06/106-318/2023 от 8 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

05.06.2023 Дело № 073/06/106-318/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России:

- <…> (доверенность № 101 от 14.12.2022 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/106-318/2023 по жалобе ООО «Техномед Восток» (далее – заявитель) на положения извещения при проведении электронного аукциона № 0368400000223000301 (наименование объекта закупки – «Поставка сшивающих аппаратов»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федеральное медико-биологическое агентство (далее – заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 1 519 200,00 руб., срок окончания подачи заявок 05.06.2023 г. в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3113-ЭП/23 от 29.05.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 29.05.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Техномед Восток» на положения извещения при проведении электронного аукциона № 0368400000223000301.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком при описании товара указана характеристика товара («Механизм наклоняющейся после прошивания головки»), которая соответствует одному единственному производителю, что является ограничением конкуренции, нарушает требования Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вх. № 3251-ЭП/23 от 02.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Характеристики товара, указанные в извещении, были сформированы на основании потребности заказчика с учетом специфики деятельности, поскольку заказчик является лечебным учреждением онкологического профиля и операции проводятся пациентам, которые зачастую имеют изменения внутренних органов после химио/радиоволновой терапии, и требуют максимально бережного и атравматического хирургического вмешательства при наложении анастомозов.

На заседании Комиссии 02.06.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 05.06.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 25.05.2023 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368400000223000301, наименование объекта закупки – «Поставка сшивающих аппаратов» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 519 200,00 руб.).

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 05.06.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, цена была снижена на 0,5 %.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Техномед Восток» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, при осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в закупке, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368400000223000301 объектом закупки является поставка сшивающих аппаратов.

Приложением к извещению № 0368400000223000301 является, в том числе, файл «Приложение №1 Описание объекта закупки», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товаров (Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования), наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Так, описание объекта закупки включает в себя в том числе такое, значимое для заказчика и соответствующее целям осуществления закупки – оказанию качественной специализированной медицинской помощи, требование к товару как: «Механизм наклоняющейся после прошивания головки», а также обоснование включения данного показателя – «обеспечивает легкое извлечение аппарата из зоны анастомоза – без травмирования наложенного циркулярного скрепочного шва».

Согласно информации, поступившей от заказчика, требованиям к товару, установленным в извещении, в том числе по спорной позиции, соответствуют медицинские изделия нескольких производителей – Panther и MEDTRONIC. Кроме того, на участие в указанной закупке поступило две заявки, полностью соответствующих требованиям документации, в том числе в части спорной характеристики, и доводы заявителя об ограничении числа участников не находят своего фактического подтверждения.

При этом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Вместе с тем на заседании Комиссии Ульяновского УФАС России представитель заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих, что требованиям установленным заказчиком соответствует продукция единственного производителя, в том числе, указание на такого единственного производителя, и неправомерности установленной заказчиком спорной характеристики.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «Техномед Восток» является необоснованной.

Доводы ООО «Техномед Восток» о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Техномед Восток» необоснованной.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117
ООО «Техномед Восток»
ИНН 2537133224, ОГРН 1172536024847