Решение б/н Решение в отношении ООО «Ульяновская сетевая компания» и ООО... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от 13.12.2010 № 6249-04


РЕШЕНИЕ
                                                                                                         ДЕЛО № 6690/04-2010
г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена: 29 ноября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено: 13 декабря 2010 г.


Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления П.Г. Юдин,
члены -    начальник отдела М.С. Степанова,
- специалист - эксперт Е.С. Канева,

рассмотрев дело № 6690/04-2010 по признакам нарушения ООО «Ульяновская сетевая компания» (432035, г. Ульяновск, ул. Автомобилистов, 12), ООО «ЭнергоТехСервис» (432063, г. Ульяновск, ул. Пушкинская, 15а) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции ", 

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного анализа информации о продаже муниципального электросетевого хозяйства, поступившей в Ульяновское УФАС России, установлено следующее.
В МО «Радищевский район» Ульяновской области 31.08.2009 проведены торги в форме аукциона открытом по составу участников и закрытом по форме подачи предложения о цене по продаже объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности МО «Радищевский район» Ульяновской области и расположенных по адресу: Ульяновская обл., Радищевский район, р.п. Радищево.
Начальная цена объекта, выставленного на аукцион, была установлена в размере 6 205 932,20 рублей (на основании отчета от 16.03.2009 № 02-2009/071 об определении ры-ночной стоимости, составленного ООО «Карс»). Сумма задатка составляла 1 241 186, 44 руб-ля.
Извещение о проведении аукциона было опубликовано в газете «Восход» от 30.07.2009 №30 (8884). На участие в аукционе было подано две заявки: ООО «Ульяновская сетевая компания» (от 24.08.2010 в 13.31), ООО «ЭнергоТехСервис» (от 24.08.2009 в 16.10).
В результате рассмотрения заявок на участие в аукционе на основании Протокола №1 от 26.08.2009 допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона ООО «Ульяновская сетевая компания», ООО «ЭнергоТехСервис».
Согласно протоколу №2 от 31.08.2009 ООО «Ульяновская сетевая компания» предло-жило цену 6 210 000 рублей (на 0,07 % выше первоначальной стоимости), ООО «ЭнергоТех-Сервис» - 6 207 000 рублей (на 0,02 % выше первоначальной стоимости). Разница в предло-женных суммах составила 3 000 рублей. От первоначальной стоимости имущества цена воз-росла на 4 068 рублей.
Победителем аукциона признано ООО «Ульяновская сетевая компания».
В МО «Сурское городское поселение» Сурского района Ульяновской области 16.09.2009 проведены торги в форме аукциона открытом по составу участников и закрытом по форме подачи предложения о цене по продаже объектов электросетевого хозяйства, вхо-дящих в состав муниципальной собственности МО «Сурское городское поселение» Сурского района Ульяновской области и расположенных по адресу: Ульяновская обл., Сурский район, р.п. Сурское.
Начальная цена объекта, выставленного на аукцион, была установлена в размере 4 386 000 рублей (на основании отчета от 03.07.2009 № 2547-07/09 об определении рыночной стоимости, составленного ООО «Финансово-промышленная компания). Сумма задатка составляла 877 200 рублей.
Извещение о проведении аукциона было опубликовано в газете «Сурская правда» от 14.08.2009. Согласно журналу приёма заявок на участие в аукционе поступили заявки от ООО «Ульяновская сетевая компания» (от 11.09.2009 в 14.00), ООО «ЭнергоТехСервис» (от 11.09.2009 в 15.00).
В результате рассмотрения заявок на участие в аукционе на основании Протокола №1 от 15.09.2009 допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона ООО «Ульяновская сетевая компания», ООО «ЭнергоТехСервис».
Согласно протоколу №2 от 16.09.2009 ООО «Ульяновская сетевая компания» предло-жило цену в сумме 4 390 000 рублей (на 0,09 % выше первоначальной стоимости), ООО «ЭнергоТехСервис» - 4 388 000 рублей (на 0,05 % выше первоначальной стоимости). Разница в предложенных суммах составила 2 000 рублей. От первоначальной стоимости имущества цена возросла на 4 000 рублей.
Победителем аукциона признано ООО «Ульяновская сетевая компания».
В МО «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области 23.12.2009 проведены торги в форме аукциона открытом по составу участников и закрытом по форме подачи предложения о цене по продаже объектов электросетевого хозяйства, вхо-дящих в состав муниципальной собственности МО «Языковское городское поселение»  Карсунского района Ульяновской области и расположенных по адресу: Ульяновская обл., Карсунский район, р.п. Языково.
Начальная цена объекта, выставленного на аукцион, была установлена в размере 64 575 рублей (на основании отчета от 09.09.2009 № 09-2009/312-2 об определении рыночной стоимости, составленного ООО «Карс»). Сумма задатка составляла 12 900 рублей.
Извещение о проведении аукциона было опубликовано в газете «Карсунский Вестник» от 27.11.2009. Согласно журналу приёма заявок на участие в аукционе поступили заявки от ООО «Ульяновская сетевая компания» (от 14.12.2009 в 15.00), ООО «ЭнергоТехСервис» (от 15.12.2009 в 11.15).
В результате рассмотрения заявок на участие в аукционе на основании Протокола №1 от 18.12.2009 допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона ООО «Ульяновская сетевая компания», ООО «ЭнергоТехСервис».
Согласно протоколу №2 от 23.12.2009 ООО «Ульяновская сетевая компания» предло-жило цену в сумме 66 000 рублей (на 2,20 % выше первоначальной стоимости), ООО «ЭнергоТехСервис» - 65 000 рублей (на 0,66 % выше первоначальной стоимости). Разница в предложенных суммах составила 1 000 рублей. От первоначальной стоимости имущества цена возросла на 1 425 рублей.
Победителем аукциона признано ООО «Ульяновская сетевая компания».
Таким образом, установлено, что в вышеназванных аукционах принимали участие два хозяйствующих субъекта: ООО «Ульяновская сетевая компания», ООО «ЭнергоТехСервис». По результатам каждого аукциона победителем признавалось ООО «Ульяновская сетевая компания», которое всегда предлагает большую цену, незначительно отличающуюся от цены конкурента.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно ст. 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов на товарном рынке являются действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими об-стоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения договорен-ности об их совершении.
Вывод о наличии такого признака, как известность заранее о действиях другого субъекта  может быть сделан, исходя из фактических обстоятельств  их совершения.
Отсутствие  реального соперничества участников при участии в данных торгах соответствует интересам победителя, т.к. результатом таких действий является заключение дого-вора по цене, близкой к  минимальной либо минимальной, следовательно, получение в собст-венность муниципального имущества по  более низкой цене, чем в случае, если бы участники  торгов боролись за заключение договора, предлагая цену выше заявленной конкурентом.
На основании изложенного приказом от 14.09.2010 № 223 в отношении ООО «Ульяновская сетевая компания» и ООО «ЭнергоТехСервис» возбуждено дело по признакам нару-шения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий, что повлекло поддержание цен на торгах.
К участию в рассмотрении дела № 6690/04-2010  в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация МО «Языковское городское поселение» Карсунского района, Администрация МО «Сурское городское поселение» Сурского района, Администрация МО «Радищевский район», ОАО «Ульяновская сетевая компания».
Представитель ООО «Ульяновская сетевая компания» пояснил, что в аукционах принимал участие директор общества и лицо, представляющее интересы общества по доверенно-сти. ООО «Ульяновская сетевая компания», осуществляя свою деятельность,  не встречалось с ООО «ЭнергоТехСервис». По результатам аукциона заключены договоры купли-продажи объектов электросетевого хозяйства между ООО «Ульяновская сетевая компания» и администрациями муниципальных образований. Пояснил, что электросетевое хозяйство обслужива-ет ОАО «Ульяновская сетевая компания» на основании договоров аренды.
Представитель Администрации МО «Языковское городское поселение» пояснил, что в 2009 г. проведено два аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства. В одном из аукционов участниками являлись ООО «Ульяновская сетевая компания» и ООО «Сеть», в другом – ООО «Ульяновская сетевая компания» и ООО «ЭнергоТехСервис». Победителем по двум аукционам признано ООО «Ульяновская сетевая компания». Подготовкой конкурсной документацией занималась администрация муниципального образования. Оценку имущества, предназначенного для продажи, проводило ООО «Карс». Оплата услуг по оценке имущества не произведена. Средства, полученные администрацией поселения от продажи объектов электросетевого хозяйства, были направлены на оплату за газ.
Представители Администрации МО «Радищевский район» пояснили, что первый аукцион по продаже объектов электросетевого хозяйства проводился в 2008 г. На первый аукцион заявок на участие не поступило. В 2009 г. повторно провели оценку объектов электросете-вого хозяйства. Оценку имущества проводило ООО «Карс». Аукцион проводился в открытой форме с закрытой формой подачи предложения о цене. Победителем по результатам аукциона признано ООО «Ульяновская сетевая компания». Средства, полученные администрацией муниципального образования от продажи объектов электросетевого хозяйства, были направ-лены на оплату за газ. Пояснила, что обслуживанием сетей занимается ОАО «Ульяновская сетевая компания». ООО «ЭнергоТехСервис» деятельность на территории поселения никогда не осуществляло.
Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения привлеченных лиц, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Ульяновская сетевая компания», ООО «ЭнергоТехСервис» нарушения, предусмотренного п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», повлекшего поддержание цен на торгах, проведенных Администрацией МО «Радищевский район», Администрацией МО «Сурское городское поселение» Сурского района, Администрацией МО «Языковское городское посе-ление» Карсунского района.
При этом комиссия исходит из следующего.
В 2009 году в трех муниципальных образованиях Ульяновской области проведены торги по продаже объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности данных муниципальных образованиях. Заявка на участие в данных аукционах была подана двумя хо-зяйствующими субъектами: ООО «Ульяновская сетевая компания» и ООО «ЭнергоТехСервис».
По результатам каждого аукциона победителем признавалось ООО «Ульяновская сетевая компания», которое всегда предлагает большую цену, незначительно отличающуюся от цены конкурента. На аукционе, проведенном в МО «Радищевский район», разница в предложенных суммах составила 3 000 рублей, в МО «Сурское городское поселение» - 2 000 рублей, в МО «Языковское городское поселение» - 1 000 рублей. По результатам аукционов, проведенных в указанных муниципальных образованиях, цена лота выросла на 0,07% - 2,2% от первоначальной цены лота.
Основной вид деятельности ООО «Ульяновская сетевая компания» – передача электроэнергии (код по ОКВЭД – 40.10.2), ООО «ЭнергоТехСервис» - производство общестрои-тельных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи (код по ОКВЭД – 45.21.3). По пояснениям представителей администраций муници-пальных образований ООО «ЭнергоТехСервис» деятельность на территории муниципальных образований никогда не осуществляло.
Кроме того, установлено, что цены, заявленные ООО «ЭнергоТехСервис», превышают первоначальную цену лотов на 0,02% - 0,66%. Соответственно, действия ООО «ЭнергоТех-сервис» свидетельствуют об отсутствии желания общества в приобретении объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них ис-ключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воз-действовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъ-ектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к  повышению, снижению или поддержанию цен на торгах
Согласно ст. 8 Закона «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов на товарном рынке являются действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими об-стоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения договорен-ности об их совершении.
Вывод о наличии такого признака, как известность заранее о действиях другого субъекта  может быть сделан, исходя из фактических обстоятельств  их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что действия совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Кроме того, согласованные действия хозяйствующих субъектов предполагают предсказуемое поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.
Отсутствие  соперничества участников при участии в данных торгах соответствует интересам победителя, т.к. результатом таких действий является заключение договора по цене, близкой к  минимальной либо минимальной, следовательно, получение в собственность муниципального имущества по  более низкой цене, чем в случае, если бы участники  торгов бо-ролись за получение контракта, предлагая цену выше заявленной конкурентом.
Таким образом, согласованные действия являются моделью группового поведения хо-зяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,


РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО "Ульяновская сетевая компания",  ООО "ЭнергоТехСервис", нарушившими п. 2 ч.1 ст. 11 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что повлекло поддержание цен на торгах по продаже объектов электросетевого имущества (хозяйства), проведенных 31.08.2009 Администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области, 16.09.2009 Администрацией МО «Сурское городское поселение» Сурского района Ульяновской области, 23.12.2009 Администрацией МО «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области.
2. Предписание ООО "Ульяновская сетевая компания",  ООО "ЭнергоТехСервис" не выдавать.


Председатель комиссии П.Г. Юдин

Члены комиссии 
М.С. Степанова
Е.С. Канева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны