Решение №ИС/115/24 Решение по делу № 073/06/106-907/2023 от 12 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

09.01.2024 Дело № 073/06/106-907/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ЗГООПБЖ «ПОДАРИ ЖИЗНЬ»:

- <…> (доверенность № 6 от 01.06.2023),

рассмотрев дело № 073/06/106-907/2023 по жалобе Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «ПОДАРИ ЖИЗНЬ» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168300013023000842 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации отлова и содержания животных без владельца»; заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» (далее – заказчик),уполномоченный орган – Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 222 900,00 руб., срок окончания подачи заявок 25.12.2023 в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 8257-ЭП/23 от 25.12.2023 (дата размещения в ЕИС – 25.12.2023) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «ПОДАРИ ЖИЗНЬ» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168300013023000842.

Содержание жалобы составило указание на то, что описание объекта закупки нарушает положения Закона о контрактной системе и ограничивает конкуренцию, а именно:

- в техническом задании и проекте контракта неправомерно установлены требования о предоставлении справки от службы ветеринарии после осуществления кастрации (стерилизации) животного, а также о наличии у победителя лицензий (разрешений), сертификатов;

- техническое задание и проект контракта не содержат указание на каком праве победитель должен обладать приютом;

- техническое задание не регламентирует порядок действий исполнителя в случае невозможности возврата животного в среду обитания;

- перечень услуг, необходимых заказчику не соответствует перечню услуг, подлежащему оплате согласно начальной (максимальной) цене контракта, в том числе, вакцинация животных не входит в обоснование цены.

Вх. № 8419-ЭП/23 от 28.12.2023 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание на то, что извещение об осуществлении закупки сформировано на основании заявки на закупку заказчика, которая включает в себя описание объекта закупки и проект контракта.

Вх. № 8429-ЭП/23 от 28.12.2023 в Ульяновское УФАС России поступили возражения на жалобу заказчика, содержание указание, в том числе, на следующее.

Вакцинация от бешенства не относится к мероприятиям, финансируемым за счет бюджета Ульяновской области в связи с тем, что данная услуга оказывается ОГБУ «Симбирский референтный ветеринарии и безопасности продовольствия» бесплатно. Требование о предоставлении справки от службы ветеринарии после осуществления кастрации (стерилизации) животного связано с необходимостью контроля качества оказываемых услуг. К требованиям о предоставлении разрешений и сертификатов на осуществление деятельности заказчик относит аккредитацию на фармацевтическую деятельность в области ветеринарии и подтверждение соблюдения требований к ловцам животных, установленных законодательством. Все требования к приютам определены в извещении и соответствуют региональному законодательству.

На заседании Комиссии 29.12.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 15 мин. 09.01.2024 для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 15.12.2023 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168300013023000842, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации отлова и содержания животных без владельца» (начальная (максимальная) цена контракта – 222 900,00 руб.).

21.12.2023 были опубликованы разъяснения положений извещения, а также внесены изменения в извещение об осуществлении закупки.

Согласно протоколу подведения итогов закупки от 25.12.2023 на участие в указанной закупке поступила единственная заявка, признанная соответствующей требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «ПОДАРИ ЖИЗНЬ» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.

При этом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168300013023000842 объектом закупки является оказание услуг по организации отлова и содержания животных без владельца.

Приложением к извещению № 0168300013023000842 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки», содержащий перечень необходимых заказчику услуг.

Перечень услуг, определенный описанием объекта закупки, соответствует перечню услуг, отраженному в приложении к извещению № 0168300013023000842 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта».

При этом, Ульяновское УФАС России дополнительно отмечает, что в силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган не обладает полномочиями по контролю в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Приложением к извещению № 0168300013023000842 также является файл «Проект контракта».

Согласно описанию объекта закупки и проекту контракта оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2019 г. № 740-П «Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области», Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.04.2020 г. № 154-П «Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области», Законом Ульяновской области от 07.10.2010 г. № 158-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», МСХ РФ ПРИКАЗ от 26.10.2020 № 626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов».

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в единой информационной системе, а также исходя из пояснений сторон, Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее:

- описанием объекта закупки и проектом контракта, а также действующим законодательством предусмотрено помещение после отлова безнадзорных животных в приюты, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.04.2020 г. № 154-П «Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области», и не являющиеся пунктами временного содержания животных (пункт 7.3 описания объекта закупки и приложения № 1 к контракту). Извещением установлено требование о наличии у исполнителя приюта для животных без владельцев, без каких-либо ограничений по выбору исполнителем реализации данного пункта. При этом установление требования о предоставлении участником документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином праве материально-технической базы (приюта), являлось бы прямым нарушением требований части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем заказчиком в целях контроля за оказанием услуг установлено требование непосредственно к исполнителю о предоставлении адреса приюта (пункт 1.5 приложения № 1 к контракту);

- пунктом 5.4 описания объекта закупки и приложения № 1 к проекту контракта установлено, что исполнитель обязан предоставить справки от Службы ветеринарии после осуществления кастрации (стерилизации) животного, что согласно пояснениям заказчика связано с необходимостью контроля качества оказываемых услуг со стороны заказчика, не обладающего специальными познаниями в данной сфере и получающего многочисленные жалобы от зоозащитников о ненадлежащем контроле за окунанием данного вида услуг, при этом положения статьи 33 закона о контрактной системе не ограничивают заказчика по включению в положение контракта требований, позволяющих определить соответствие закупаемых услуги установленным заказчиком требованиям.

- пунктом 2.1.11 проекта контракта установлено, что исполнитель обязан иметь лицензии (разрешения) и сертификаты на все материалы, работы, услуги, подлежащие лицензированию и сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также специализированный транспорт и обученных специалистов, также пунктом 2.1.16 проекта контракта установлено, что исполнитель обязан своими силами и за свой счет получить до начала оказания услуг все разрешения, согласования и лицензии, необходимые для надлежащего оказания услуг.

При этом, извещением об осуществлении закупки, в том числе, описанием объекта закупки и проектом контракта установлен перечень законодательных актов, в соответствии с которыми победитель обязан оказывать услуги. В их число входят, Федеральный закон от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», согласно которому специалисты в области ветеринарии, осуществляющие фармацевтическую деятельность, подлежат аккредитации и Постановление Правительства Ульяновской области от 19.12.2019 г. № 740-П «Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области», которое предусматривает, что к непосредственному осуществлению деятельности, связанной с отловом животных без владельцев, допускаются лица, не состоящие на учете в медицинских организациях в связи с наличием у них наркологических и (или) психоневрологических заболеваний и прошедшие инструктаж по охране труда в связи с осуществлением данной деятельности (далее - ловцы), а также требование к ловцам и водителям автотранспортных средств, на которых осуществляется транспортировка животных без владельцев, об иммунизации данных лиц против бешенства.

Таким образом, спорные положения извещения установлены в целях контроля за соблюдением требований законодательства в сфере обращения с животными.

- из анализа положений извещения № 0168300013023000842 следует, что заказчиком на исполнителя не возлагается обязанность по вакцинации животных, которая в соответствии с государственным заданием на территории Ульяновской области выполняется ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», в связи с чем указанный вид услуг не включен в стоимость оплачиваемых услуг. Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ, Постановления Правительства Ульяновской области от 19.12.2019 г. № 740-П, от 03.04.2020 г. № 154-П и Закон Ульяновской области от 07.10.2010 г. № 158-ЗО не содержат запрета на реализацию обязанности органов местного самоуправления по вакцинации безнадзорных животных в подобном виде;

- из положений извещения № 0168300013023000842 следует, что на исполнителя возлагается обязанность по пожизненному содержанию безнадзорных животных, которые по каким-либо причинам не могут быть возвращены на прежнее место обитания, так подпунктом 13 пункт 5.2 описания объекта закупки и приложения № 1 к контракту напрямую установлено, что в перечень оказываемых услуг входит «содержание животных, возврат которых в среду невозможен, до момента передачи таких животных прежним или новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных», при этом в силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган не обладает полномочиями по контролю в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Установленные заказчиком требования к оказываемым услугам определены исходя из потребностей заказчика и необходимы для оказания услуг в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к услуге, которые являются значимыми для заказчика. При этом Заказчик не обязан устанавливать требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли всех возможных участников закупки.

Учитывая изложенное, доводы Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «ПОДАРИ ЖИЗНЬ» о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении электронного аукциона № 0168300013023000842 не находят своего фактического подтверждения, и жалоба Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «ПОДАРИ ЖИЗНЬ» является необоснованной.

2. Кроме того, проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

На заседании Комиссии установлено, что заказчику, уполномоченному органу направлен запрос о даче разъяснений положений извещения № 0168300013023000842. Указанный запрос содержит перечень из 6 вопросов в отношении порядка оказания услуг, отраженного в том числе, в проекте контракта.

21.12.2023 в ЕИС размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 21.12.2023 № РИ1 содержащие указание на то, что заказчиком на основании поступившего запроса разъяснений принято решение о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки.

21.12.2023 в ЕИС была опубликована новая редакция извещения об осуществлении закупки № 0168300013023000842 (редакция № 2).

При этом, из анализа положений извещения в редакции № 2 от 21.12.2023 следует, что изменения были внесены лишь в часть спорных положений, в отношении которых поступил запрос на разъяснения и часть вопросов, поставленных участником закупки в направленном запросе оставлена без ответа, что нарушает требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В связи с тем, что данное нарушение не повлияло на результаты проведения данного электронного аукциона, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «ПОДАРИ ЖИЗНЬ» необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-907/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Муниципальное казенное учреждение "Городские дороги"
ИНН 7329006263, ОГРН 1127329000336
Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области
ИНН 7302032650, ОГРН 1067302000633
Златоустовская городская общественная организация помощи бездомным животным "ПОДАРИ ЖИЗНЬ"
ИНН 7404066232, ОГРН 1157400001770