Решение б/н Решение в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от  24.05.2010  № 2649-04
РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть  решения объявлена   12.05.2010                                                                                                               
В полном объеме изготовлено 24.05.2010                                                                                   ДЕЛО № 4533/04-2008
г. Ульяновск

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления П.Г. Юдин,
члены -    начальник отдела М.С. Степанова;
- главный специалист-эксперт С.В. Моисеев;

рассмотрев дело №4533/04-2008 по признакам нарушения ОАО «Ульяновскэнерго» (адрес: 432045, г. Ульяновск, ул. Станкостроителей, 2) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального за-кона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкурен-ции»), 

УСТАНОВИЛА:

В Ульяновское УФАС России обратилось ОАО «УАЗ» с заявлением от 22.02.2008  №57/08-39-5 (вх. от 27.02.2008 № 856) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Ульяновскэнерго», выразившегося в применении в отношении ОАО «УАЗ» не-действующих тарифов на поставку электрической энергии.
Между ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (далее ОАО «УАЗ») и ОАО «Улья-новскэнерго» заключен и действует договор энергоснабжения от 01.01.2007 №00010030, в со-ответствии с условиями которого ОАО «Ульяновскэнерго» обязуется осуществлять поставку электрической энергии и обеспечивать предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией, а ОАО «УАЗ» обязуется принимать и оплачивать при-обретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Как указывается в заявлении, приказом от 28.11.2006 № 157 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для юридических лиц, поставляемую ОАО «Ульяновскэнерго» че-рез сети ОАО «Волжская МРК» на 2007 год» Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области были введены в действие тарифы на электроэнергию на период с 1 янва-ря по 31 декабря 2007 года для юридических лиц (опубликован в газете «Ульяновская правда» от 30.11.2006 № 93). Тариф для группы потребителей с числом использования мощности в год от 5000 до 6000 часов на высоком напряжении (ВН), к числу которых относится ОАО «УАЗ», установлен в размере 124,00 коп/кВтч.
Приказом от 27.02.2007 № 09 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Ульяновскэнерго» потребителям Ульяновской области на 2007 год» вве-дены в действие новые тарифы с 01 марта 2007 г. (опубликован в газете «Ульяновская правда» от 28.02.2007 № 17). Пунктом 2 приказа № 09 был признан утратившим силу приказ № 157. Тариф для группы потребителей, к числу которых относится ОАО «УАЗ», установлен в разме-ре 139,45 коп/кВтч.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2007  приказ № 09 Коми-тета был признан недействующим в части установления тарифа для группы потребителей, к числу которых относится ОАО УАЗ».
Однако еще до вынесения Арбитражным судом решения Комитетом был издан приказ № 133 (опубликован в газете «Ульяновская правда» от 27.07.2007 № 61, вступил в силу с 07.08.2007 согласно Закону Ульяновской области №136-30), которым признан недействующим пункт 2 Приказа №  09, отменяющий действие Приказа № 157. Фактически было возобновлено действие Приказа № 157, т.е. с 07.08.2007 тариф для группы потребителей, к числу которых относится ОАО «УАЗ», установлен в размере 124,00 коп/кВтч.
Приказом от 28.08.2007 № 203 (опубликован в газете «Ульяновская правда» 19.09.2007 № 79, вступил в силу 30 сентября 2007 г.) действие пункта 2 приказа № 133 (возобновляющего действие Приказа № 157) было приостановлено до рассмотрения дела судом кассационной ин-станции (в связи с тем, что была подана кассационная жалоба на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2007). Кассационной инстанцией дело было рассмотрено 23.10.2007, после чего Приказ № 157 вновь продолжил свое действие. То есть, за период с 30.09.2007  по 23.10.2007  включительно тариф для ОАО «УАЗ» составлял 139,45 коп/кВтч, а с 24.10.2007  опять стал равен 124,00 коп/кВтч.
Приказом от 15.11.2007  № 209 (опубликован в газете «Ульяновская правда» от 16.11.2007 № 98), вступил в силу 27 ноября 2007 г.) «О признании утратившими силу некото-рых приказов комитета» пункт 2 приказа № 133 признан утратившим силу.
Таким образом, за периоды с 01.08.2007 по 30.09.2007  и с 24.10.2007 по 27.11.2007 должен, по мнению ОАО «УАЗ»,  применяться тариф, установленный приказом  № 133 в раз-мере 124,0 коп/кВтч.
Правомерность применения тарифа, установленного приказом Комитета № 133, заяви-тель подтверждает разъяснениями ФЭК РФ, данными в письме от 24.04.2004 № ЕЯ-1268/13. ФЭК РФ разъясняет, что в случае коллизии между нормативно-правовыми актами равной юридической силы подлежит применению более поздний акт. В связи с тем, что фактически с 28.08.2007 (дата приостановления судом кассационной инстанции решения Арбитражного су-да Ульяновской области о признании недействующим Приказа Комитета № 09) действовали два нормативных акта равной юридической силы, регулирующих тарифы на электроэнергию, применяться должен более поздний акт. Более поздним по дате издания является приказ Ко-митета № 133, следовательно, применяться при расчетах за электроэнергию должен именно этот приказ.
Несмотря на то, что тариф в размере 124,0 коп/кВтч был установлен Комитетом по ре-гулированию цен и тарифов Ульяновской области и действовал в указанные выше периоды, ОАО «Ульяновскэнерго» в  расчетах с ОАО «УАЗ» применяло тариф в размере 139,45 коп/кВтч.
ОАО «УАЗ» рассматривает неправомерное применение ОАО «Ульяновскэнерго» тари-фа в размере 139,45 коп/кВтч в период с 01.08.2007 по 30.09.2007 и с 24.10.2007 по 27.11.2007 как  злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившемся в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования. По сообщению заявителя, следствием таких неправомерных действий ОАО «Ульяновскэнерго» явилось ущемление интересов предприятия, добросовестно исполняющего свои обязательства по опла-те потребленной электроэнергии. В адрес ОАО «УАЗ» были направлены уведомления от 28.11.2007 № 593/04 и от 03.12.2007 № 602/04, где указано на наличие задолженности в разме-ре 9 979, 4 тыс. руб. и введение в отношении ОАО «УАЗ» ограничения режима потребления электроэнергии.
На основании заявления ОАО «УАЗ» приказом руководителя Ульяновского УФАС Рос-сии от 29.04.2008 № 53 в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» было возбуждено дело по при-знакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении  в отношении ОАО «УАЗ» установленного нормативными правовыми актами по-рядка ценообразования и применении недействующих тарифов, установленных приказом Ко-митета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 27.02.2007 № 09 «Об установ-лении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Ульяновскэнерго» потребите-лям Ульяновской области на 2007 год».
На заседании по рассмотрению дела 22.05.2008 Комиссия определила получить у сто-рон дополнительные документы и сведения.
Письмами от 22.05.2008 № 147/08-39-5 ОАО «УАЗ» и от 02.06.2008 № 2404/27 ОАО «Ульяновскэнерго» представлены соответственно копия искового заявления в Арбитражный суд Ульяновской области об обязании ОАО «Ульяновскэнерго» применить  в расчетах по до-говору энергоснабжения №000100ЭО за период 01.08.2007 по 30.09.2007 и за период с 23.10.2007 по 27.11.2007 тарифы на электроэнергию, установленные приказами  Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 28.11.2006 № 157, от 19.07.2007 № 133, и копия  определения  от 12.05.2008 Арбитражного суда Ульяновской области о принятии ис-кового заявления к производству, назначении предварительного судебного заседания по делу № А72-2762/08-19/101 на 03.06.2008.
На заседании комиссии 06.06.2008 представитель ОАО «УАЗ» поддержал заявленные требования, пояснил, что рассмотрение в Арбитражном суде Ульяновской области дела по ис-ку ОАО «УАЗ» к ОАО  «Ульяновскэнерго»  отложено на 25.06.2008.  Устно заявил ходатайст-во о приостановлении рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах комиссия пришла к выводу о невозможности вынесения решения в данном заседании и необходимости приостановить рассмотрение дела, в связи с тем, что решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-2762/08-19/101 по иску ОАО «УАЗ»  к ОАО  «Ульяновскэнерго»  может иметь значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и, руководствуясь частями 3, 5 статьи 47   Федерального   закона   от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",  Комиссия опреде-лила приостановить  рассмотрение дела.
Определением от 05.08.2009 в связи с тем, что решением Арбитражного суда Ульянов-ской области от 10.12.2008 по делу № А72-4507/08-19/186 были удовлетворены требования ОАО «Ульяновскэнерго» к ОАО «УАЗ» о взыскании задолженности  за электрическую энер-гию по договору от 01.01.2007 № 000100ЭО и тем, что временной промежуток являлся  доста-точным для вступления в законную силу решений по делу №  А72-2762/08-19/101  и по делу №А72-4507/08-19/186 Арбитражного суда Ульяновской области, в соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия возобновила рассмотрение дела №4533/04-2008 и назначила рассмотрение на 03.09.2009.
На рассмотрении дела №4533/04-2009 03.09.2009 ОАО «Ульяновскэнерго» заявило хо-датайство о  приостановлении производства по делу в связи с тем, что решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-4507/08-19/186  вынесено только 12.08.2009, не вступило в законную силу, и будет обжаловано обществом в суд апелляционной инстанции. Представители ОАО «УАЗ» поддержали ходатайство ОАО «Ульяновскэнерго», указав, что с их стороны также будет направлена апелляционная жалоба.
Определением от 03.09.2009 рассмотрение дела № 4533/04-2008 было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу А72-4507/08-19/186 Арбитражного суда Уль-яновской области.
29.03.2010 (вх. 2335) в Ульяновское УФАС России поступило от ОАО «УАЗ» письмо, согласно которому судебными актами по делу № А72-4507/2008 требования ОАО «Ульяновск-энерго» частично удовлетворены, установлена правомерность применения поставщиком тари-фов на электроэнергию в 2007 году за исключением периода, в течение которого действовало Решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-2086/07-9/71 от 31.07.2007. В данном  письме ОАО «УАЗ» ходатайствует о прекращении дела №.4533/04-2008 в отноше-нии ОАО «Ульяновскэнерго».
Определением от 20.04.2010 Комиссия возобновила рассмотрение дела № 4533/04-2008.
На рассмотрении дела № 4533/04-2008 12.05.2010 представитель ОАО «УАЗ» поддер-жал  ходатайство ОАО «УАЗ» о прекращении дела №4533/04-2008 в связи с отсутствием на-рушения антимонопольного законодательства. В период с 31.07.2007 по 23.10.2007 ОАО «УАЗ» расчеты по электроэнергии с ОАО «Ульяновскэнерго»  вело по тарифу, равному 124,00 коп./кВт.ч., несмотря на то, что выставлялись счета по тарифу 139,45 коп./кВт.ч. На сегодняш-ний момент задолженность ОАО «УАЗ» перед ОАО «Ульяновскэнерго» отсутствует.
Представитель ОАО «Ульяновскэнерго» поддержала ходатайство ОАО «УАЗ», и пояс-нила, что в период с 31.07.2007 по 23.10.2007 ОАО «Ульяновскэнерго», выставляя тариф в размере 139,45 коп./кВт.ч, руководствовалось разъяснениями регулирующего органа – Мини-стерства экономики Ульяновской области. Ущерба ОАО «УАЗ» не причинено, так как оплата за электроэнергию ОАО «УАЗ» производилась по  тарифу 124,00 коп/кВт.ч.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ульяновскэнерго», выразившихся в применении в отношении ОАО «УАЗ» недействующих тарифов на поставку электрической энергии в период с 31.07.2007 по 23.10.2007, нарушения п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом комиссия исходила из следующего.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (без-действие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативны-ми правовыми актами порядка ценообразования.
ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел «Про-чие виды товаров и услуг», регистрационный номер <...> , наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50 %.
Соответственно, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает по отношению к ОАО «УАЗ» до-минирующее положение.
Пунктом 5.2 договора энергоснабжения, заключенного между ОАО «Ульяновскэнерго» и ОАО «УАЗ», от 01.01.2007 №00010030 определено, что стоимость электрической энергии состоит из стоимости электрической энергии поставляемой как по регулируемым, так и по не-регулируемым ценам.
Согласно пункту 5.3. названного договора регулируемая цена устанавливается решени-ем Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Изменение тарифов публикуется в средствах массовой информации без дополнительно-го уведомления потребителя. Регулируемая цена считается измененной с момента введения новых тарифов на электроэнергию.
Срок действия договора от 01.01.2007 №00010030 установлен по 31.12.2007. Договор вступает в силу со дня его подписания, и считается ежегодно продленным на следующий ка-лендарный год, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора на следующий календарный год, или о заключении договора на иных условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется пода-вать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент принимать и оп-лачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее по-требления, обеспечивать  безопасность   эксплуатации   находящихся   в   его  ведении энерге-тических   сетей   и   исправность   используемых   им   приборов   и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 28.11.2006 № 157 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для юридических лиц, поставляемую ОАО «Ульяновскэнерго» через сети ОАО «Волжская МРК», на 2007 год» были введены в действие тарифы да электроэнергию на период с 01.01.2007 по 31.12.2007. Та-риф для группы потребителей с числом использования мощности в год от 5000 до 6000 часов на высоком напряжении (ВН), к числу которых относится ОАО «УАЗ», установлен в размере 124,00 коп/кВтч.
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27.02.2007 № 09 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Ульяновскэнерго» потребителям Ульяновской области на 2007 год» признан утратившим си-лу Приказ № 157. Тариф для группы потребителей, к числу которых относится ОАО «УАЗ», установлен с 01.03.2007 в размере 139,45 коп/кВтч.
Приказом комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.07.2007 №133 признан недействующим пункт 2 Приказа от 27.02.2007 № 09, отменяющий действие Приказа № 157.
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 28.08.2007 №203 действие пункта 2 Приказа № 133 приостановлено до рассмотрения кассаци-онной жалобы на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2007 по делу № А72-2086/2007.
 Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15.11.2007   №209   признаны   утратившими   силу  пункт 2 приказа Комитета от 09.07.2007 № 133 «О внесении изменений в приказ Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», приказ Комитета  от 28.08.2007   № 203   «О   приостановлении   пункта 2   приказа Комитета   по   регулированию   цен   и   тарифов   Ульяновской   области от 19.07.2007 №133».   
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2007 по делу № А72-2086/2007 приказ Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27.02.2007 № 09 «Об установлении тарифа на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Ульяновскэнерго», на 2007 год» в части установления тарифов на электрическую энергию розничного регулируемого рынка для категории «прочие потребители от электрических сетей ОАО «Волжская МРК» признан недействующим.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2007 вступило в законную силу 31.07.2007, следовательно, с этого момента тарифы, установленные указанным приказом применяться не могут. ОАО «УАЗ» в августе 2007 года оплату за полученную электрическую энергию должен был производить по тарифам, установленным приказом Комитета по регули-рованию цен и тарифов Ульяновской области от 28.11.2006 № 157 в размере 124 коп./кВт.ч. После вступления в силу постановления Федерального арбитражного суда Поволжского окру-га от 23.10.2007 по делу № А72-2086/07-9/71, с 23.10.2007 и за ноябрь 2007 должны были при-меняться тарифы, установленные постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27.02.2007 № 09. 
Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в период с 31.07.2007 по 23.10.2007 применя-ло в отношении ОАО «УАЗ» недействующие тарифы на поставку электрической энергии. Следствием таких неправомерных действий ОАО «Ульяновскэнерго» явилось ущемление ин-тересов ОАО «УАЗ»: в адрес ОАО «УАЗ» были направлены уведомления от 28.11.2007 № 593/04 и от 03.12.2007 № 602/04, где указано на наличие задолженности и возможное введение в отношении ОАО «УАЗ» ограничения режима потребления электроэнергии, что могло по-влечь введение ограничения на практике.
Согласно пункту 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного за-конодательства» антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые спо-ры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные граж-данские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
В спорный период ОАО «УАЗ» при расчетах с ОАО «Ульяновскэнерго» руководствова-лось тарифом 124,45 коп./кВт.ч и не оплачивало поставленную электроэнергию по тарифам, выставляемым ОАО «Ульяновскэнерго».
Учитывая изложенное, комиссия пришла к выводу о невозможности выдачи предписа-ния, направленного на устранение нарушения антимонопольного законодательства.
Рассмотрев ходатайство ОАО «УАЗ» о прекращении дела №4533/04-2008, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данного ходатайства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,


РЕШИЛА:

1. Ходатайство ОАО «УАЗ» оставить без удовлетворения.
2. Признать действия ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в применении в период с 31.07.2007 по 23.10.2007 к ОАО «УАЗ» тарифов на электроэнергию в размере 139,45 копеек за 1 кВт.час электроэнергии, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель комиссии П.Г. Юдин

Члены комиссии 
М.С. Степанова

С.В. Моисеев


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонополь-ного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных пра-вонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Феде-рации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны