Решение №КП/2102/22 Решение по делу № 073/06/106-726/2022 от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

29.12.2022 Дело № 073/06/106-726/2022

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева»:

- <…> (доверенность № 36 от 26.12.2022 г.),

- <…> (доверенность № 35 от 26.12.2022 г.),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 22 от 10.01.2022 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-726/2022 по жалобе ООО «Юридическая Компания «Гарант» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622004943 (наименование объекта закупки – «Услуги по организации горячего питания больных детей, лиц, пребывающих с детьми, беременных и рожениц»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» (далее – заказчик); уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 29 960 150,00 руб., срок окончания подачи заявок 23.12.2022 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3054-ЭП/22 от 23.12.2022 г. (дата первоначального размещения в ЕИС – 22.12.2022 г.), перенаправленная ФАС России, в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Юридическая Компания «Гарант» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622004943.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Порядок оценки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» ограничивает участников закупки поскольку не содержит предельных значений по количеству необходимых специалистов.

Вх. № 3097-ЭП/22 и № 3113-ЭП/22 от 27.12.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Порядок рассмотрения и оценки заявок, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 2604 от 31.12.2021 г. предусматривает право заказчика использовать установленную им в извещении формулу (подпункт «б» пункта 20 раздела 4 указанного постановления), законодательством о контрактной системе не установлена обязанность по установлению предельных значений по количеству подлежащих оценки сведений о специалистах участника.

На заседании Комиссии 28.12.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 29.12.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 06.12.2022 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622004943, наименование объекта закупки – «Услуги по организации горячего питания больных детей, лиц, пребывающих с детьми, беременных и рожениц» (начальная (максимальная) цена контракта – 29 960 150,00 руб.).

07.12.2022 г. на основании решения заказчика в извещение были внесены изменения.

13.12.2022 г., 16.12.2022 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.12.2022 г. № ИЭОК1 заявка единственного участника закупки была признана соответствующей.

Рассмотрев представленные материалы и проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО «Юридическая Компания «Гарант» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0168500000622004943 является, в том числе, файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановление № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

При этом пунктом 26 Постановления № 2604 предусмотрено, что оценка заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований раздела 4 Постановления № 2604 в порядке, установленном пунктами 20 - 23 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

«Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения № 0168500000622004943 содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 60%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 40%.

При этом, в рамках критерия оценки «Квалификация участников закупки» установлены следующие детализирующие показатели оценки:

- наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (значимость показателя оценки, 60 %): общая цена исполненных участником закупки контрактов;

- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость показателя оценки, 40 %): количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда.

1) По детализирующему показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» порядком оценки указанного извещения установлено, что для заказчика лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки.

Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки» (БХi), рассчитывается по следующей формуле:

 

где: Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»; Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки».

Установленный заказчиком порядок оценки и присвоения баллов по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» соответствует требованиям, установленным подпунктом «б» пункта 20 Постановления № 2604.

При этом, Закон о контрактной системе и Постановление № 2604, в случае применения заказчиком формулы, установленной подпунктом «б» пункта 20 Постановления № 2604 для оценки заявок, не обязывает заказчика устанавливать максимальное значение характеристики квалификации участников закупки.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Юридическая Компания «Гарант» является необоснованной.

2) Вместе с тем, в ходе осуществления в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

Подпунктом «д» пункта 24 Постановление № 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» применяются показатели оценки, в том числе «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Согласно пункту 30 Постановление № 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 Постановление № 2604, документом, предусмотренным приложением № 1 к Постановление № 2604, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 Постановление № 2604, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» пункта 30 Постановление № 2604:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

Согласно пункту 2 раздела III файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения № 0168500000622004943 предметом оценки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость показателя оценки, 40 %): перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки: специалисты, состоящие в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющие образование по профессии «повар» и имеющие квалификацию не ниже 4-го разряда.

Вместе с тем Комиссия Ульяновского УФАС России, изучив порядок оценки заявок по данному детализирующему показателю приходит к выводу, что требование о принятии к оценке специалистов, состоящих исключительно в трудовых отношениях с участником закупки является ненадлежащим, поскольку вышеуказанное требование исключает возможность представить информацию о специалистах оказывающих услуги на основании договоров гражданско-правового характера, которые также могут выполнять работы, оказывать услуги и обладать определённым уровнем квалификации.

Постановление № 2604 предусматривает возможность оценки наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации без ограничения в части нахождения указанных специалистов исключительно в трудовых отношениях с участником закупки.

Учитывая изложенное, установление требования о наличии специалистов исключительно в штате участника, нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 г. № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок оценки заявок на участие в конкурсе. Действия заказчика, установившего в документации ненадлежащей порядок оценки, не соответствуют требованиям пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что на участие в закупке № 0168500000622004943 была подана единственная заявка, признанная соответствующей, которая фактически не оценивалась по установленным критериям, Комиссия Ульяновского УФАС России приходи к выводу, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат определения поставщика и об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания, направленного на устранение нарушений, допущенных заказчиком.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Юридическая Компания «Гарант» необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Учитывая, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика, предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-726/2022 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ГУЗ "УОДКБ им. Ю.Ф. Горячева"
ИНН 7325001627, ОГРН 1027301188970
ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ГАРАНТ»
ИНН 6454106961, ОГРН 1166451061149
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944