Решение б/н Признать действия ООО «Городское санитарное хозяйство» наруш... от 27 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                             ДЕЛО № 15345/04-2019

                                                                                                                                                 г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 14.06.2019

В полном объеме решение изготовлено 27.06.2019

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • заместитель руководителя управления – начальник отдела ***,

члены

  • начальник отдела ***,
  • ведущий специалист - эксперт ***,

рассмотрев материалы дела №15345/04-2018 по признакам нарушения  ООО «Городское санитарное хозяйство» (433503, Ульяновская область, г. Димитровград, пер. Енисейский, 1б, далее также - ООО «ГСХ»)  п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также – Закон о защите конкуренции), 

 

при участии в заседании

- от ООО «ГСХ» -***., ***. (дов. от 15.04.2019 №15),

- от ООО «Чистый город» - *** (дов. от 01.03.2019 б/н,

 - иные лица не явились, уведомлены.

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.09.2018 в Ульяновское УФАС России поступило заявление Администрации города Димитровграда от 08.09.2018 №01-22/5574 (вх. №4752), на действия ООО «ГСХ», выразившиеся в незаконном взимании с населения денежных средств за сбор и вывоз ТКО (ТБО) и необоснованном повышении тарифа на услуги по сбору и транспортированию ТКО (вывоз ТБО) с 01.07.2018. Администрация г. Димитровграда просит проверить законность действий ООО «ГСХ» и обязать общество вернуть денежные средства населению за три последних года.

           

В соответствии с п.1  ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В связи с наличием в действиях ООО «ГСХ» признаков нарушения п.1 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, приказом от 10.12.2018 №104 в отношении общества возбуждено дело №15345/04-2018 по указанным в заявлении доводам.

 

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

 

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам проведенного управлением анализа рынка услуг по сбору и вывозу ТКО (ТБО) в границах частного сектора г. Димитровграда Ульяновской области установлено, что ООО «ГСХ» доминирует  с долей 100 %.

21.01.2019 ООО «ГСХ» представлены письменные пояснения (вх. от 21.01.2019 №265), из которых следует, что обществом обслуживается 7534 домовладения в частном секторе г. Димитровграда. В период с 2012 по 2014 год общество проводило работу по заключению  договоров с гражданами на вывоз отходов путем обхода домовладений сотрудником ООО «ГСХ» и с привлечением председателей уличных комитетов. По итогам работы заключено 836 договоров. В 2018 году с жителями частного сектора заключено дополнительно 14 договоров.

При рассмотрении дела представители ООО «ГСХ» нарушение антимонопольного законодательства не признали. С доводами Комиссии в части признания ООО «ГСХ» доминирующего положения в частном жилом секторе в границах МО «Димитровград» не согласились, в опровержение сообщили следующее:

1)  Вывоз ТКО (ТБО) с частных домовладений осуществляется несколькими организациями:

а)  ООО «Идеал+» осуществляло вывоз ТБО с частных домовладений, расположенных по адресам: ул. Речное шоссе, д.12/1,12/2,12/2а,12/3,12,/4,12/5,12/6/1,12/7,12/7/1,12/8,12/10,12/11/1,12/12.

 В подтверждение представили ответ ООО «РИЦ-Димитровград» на запрос общества, направленный 16.01.2019 (исх. письмо №01, уточнения к письму от 17.01.2019), из которого следовало, что начисления платы за услугу «вывоз ТБО» по указанным адресам в период с 01.01.2015 по 31.05.2017, не производились.

Однако, ООО «Идеал+» письмом №11 от 03.12.2018 сообщило Ульяновскому УФАС России (вх. №6778 от 03.12.2018), что услуги по сбору и транспортированию отходов в 2017-2018 году в частном секторе не оказывало.

ООО «ГСХ» не представлены доказательства оказания ООО «Идеал+» услуг по сбору и транспортированию ТКО в 2017-2018гг. Из представленного фотоснимка контейнерной площадки, представленной обществом с пояснениями от 21.01.2019 №3 (вх. от 21.01.2019 №265), не установлен адрес места нахождения контейнерной площадки,  а также факт подтверждения обслуживания указанной контейнерной площадки иными организациями.

Комиссией установлено, что у ООО «ГСХ» имеется заключенный договор на оказание услуг по сбору и транспортированию отходов на Полигон ТБО и ПО №16 от 16.05.2017 с ***. Также ООО «ГСХ» 25.06.2018, 01.08.2018 направлены поручения в ООО «РИЦ-Димитровград» о начислении на оказание услуг по адресу: ул. Речное шоссе;

б) Многие граждане, проживающие в частных домах, самостоятельно вывозили отходы на полигон для захоронения и заключали договоры на самовывоз и захоронение таких отходов. В подтверждение представлен договор №182 от 21.01.2015 на оказание услуг по захоронению отходов, заключенный  ООО «СЭТ» с частным лицом ***; справка о начислениях и оплате по лицевому счету №3000000649596, владельцем которого является ***.

Согласно детализации по услугам и периодам сальдо на 01.01.2016 составило 4619,79 руб., указанная задолженность была оплачена в апреле 2016 года в полном объеме. В период с 01.01.2016 по 01.02.2019 начислений по услуге «вывоз ТБО», а также начислений по иным услугам не установлено. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по адресу: г. Димитровград, ул. Тухачевского, д. 125, с 22.06.2004 по настоящее время зарегистрировано ООО «Землемер» (ИНН 7310008242). Таким образом, не подтверждается тот факт, что по указанному адресу осуществлялось оказание населению услуг по сбору и вывозу ТКО иной организацией. 

Довод ООО «ГСХ» о том, что граждане, проживающие по адресу: г. Димитровград, ул. Тухачевского, д.125, ул. Крестьянская, д.7 кв. 1, заключили договор на захоронение непосредственно с полигоном, т.к. начисления по лицевым счетам не производится ООО «РИЦ-Димитровград», обществом не подтвержден.

На заседаниях комиссии 16.04.2019 представитель ООО «Чистый город» приобщило к материалам дела информационное письмо ООО «СЭТ», направленное в адрес директора ООО «ГСХ» 05.02.2016 исх. №08, в котором сообщило сведения о жителях, проживающих в частном жилом фонде и заключивших договора на услуги по захоронению отходов, вывоз ТБО своим транспортом в период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

Согласно представленным ООО «ГСХ» графикам транспортирования ТКО в ЧЖС, утвержденным директором ООО «ГСХ» 01.01.2018,  ул. Тухачевского и ул. Крестьянская, а также улицы, указанные в письме ООО «СЭТ» от 05.02.2016 (исх. №8), обслуживаются ООО «ГСХ».

ООО «Благо» письмом 26.07.2016 сообщило ООО «ГСХ» (вх. №167 от 27.07.2016), что у ООО «БЛАГО» не имеется договорных отношений с населением, что подтверждается копией письма, представленной ООО «ГСХ» в Ульяновское УФАС России.

Письмом от 17.10.2018 №303 (вх. №5538 от 19.10.2018) на запрос Управления от 09.10.2018 №4585-04 ООО «СЭТ» сообщило, что размещение твёрдых коммунальных отходов в 2017, 2018 годах на полигоне ООО «СЭТ» не производилось. Услуги по сбору и вывозу (транспортированию) ТКО (ТБО) ООО «СЭТ» в  2017 – 2018 гг., не оказывало.

в) довод ООО «ГСХ» о том, что согласно программе АРМ «Бухгалтер» (программа по начислению услуг ООО «РИЦ-Димитровград»), имеющейся в пользовании ООО «ГСХ», услуга по сбору и транспортированию ТКО в пользу ООО «ГСХ» не начислялось в отношении  486 частных домовладений, соответственно, по указанным домовладениям оказывались услуги иными организациями, обществом не подтвержден.

Доказательства отсутствия доминирования ООО «ГСХ» на рынке оказания услуг по сбору и вывозу (транспортированию) ТБО в границах индивидуального (частного) жилого сектора на территории г. Димитровграда не представили.  Доминирование ООО «ГСХ» в границах индивидуального (частного) жилого сектора на территории г. Димитровграда на заседаниях не отрицали.

В ответ на запрос Управления №302-04 от 25.01.2019 ООО «РИЦ-Димитровград» (письмом №873 от 19.02.2019) сообщило, что начисления за услуги сбора и транспортирования ТКО (ТБО) в период с 01.01.2017 по 31.12.2018 в частном секторе г. Димитровграда производились только в пользу ООО «ГСХ», в пользу других лиц не производились. Сообщили, что в 2017 году начисления производились в отношении 6406 домовладений, в 2018 году в отношении 6372 домовладений.

Письмом №3 от 21.01.2019 ООО «ГСХ» сообщило, что в частном секторе г. Димитровграда обслуживает 7 534 домовладения (вх. от 21.01.2019 №265).

 

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"  взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, рынок услуг сбора и транспортировки ТКО в МКЖД и частном секторе не могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Установлено, что в границах г. Димитровграда, услуга по сбору и транспортированию ТКО (ТБО) в частном  жилом секторе оказывается лишь ООО «ГСХ».

Таким образом, на действия ООО «Городское санитарное хозяйство» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно приказу от 01.08.2016 №124/2, утвержденному директором ООО «ГСХ», тариф на вывоз твёрдых коммунальных отходов от частного жилого фонда с 01.08.2016  составил 111,00 руб. с чел./мес. (из них тариф за сбор и транспортирование составляет 96,57 руб., услуга по захоронению 14,43 руб.).

Согласно приказу от 21.06.2017 №58/1, утвержденному директором ООО «ГСХ», тариф на транспортирование и передачу на захоронение ТКО от частного жилого фонда с 01.07.2017 составил 117,41 руб. с чел./мес. (из них тариф за сбор и транспортирование составляет 100,82 руб., услуга по захоронению 16,59 руб.).

Согласно приказу от 01.07.2018 №35/1, утвержденному директором ООО «ГСХ», тариф на транспортирование и передачу на размещение на Полигон от частного жилого фонда с 01.07.2018 составил 127,49 руб. с чел./мес. (из них тариф за сбор и транспортирование составляет 110,90 руб., услуга по захоронению 16,59 руб.).

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"  установлены критерии определения монопольно высокой цены товара, согласно которой монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

В целях выявления наличия в действиях ООО «ГСХ» по установлению цен на услуги по сбору и транспортированию ТКО (вывоз ТБО) одного из квалифицирующих признаков монопольно высокой цены – превышение цены, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции, управлением проведен сравнительный анализ цен на услуги по сбору и транспортированию ТКО (вывозу ТБО) ООО «ГСХ» с иными организациями Ульяновской области.

Также проведен анализ рынка оказания услуг по сбору и транспортированию ТКО (вывозу ТБО)  в границах Ульяновской области в 2017, 2018гг. По результатам анализа, установлено, что ООО «ГСХ» в 2017, 2018гг. занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по сбору и транспортированию ТКО (вывоз ТБО) в частном жилом секторе в г. Димитровграде.

Установлено, что в 2018 году на локальных рынках в географических границах муниципальных районов Ульяновской области доминирующее положение на рынке оказания услуг по сбору и транспортированию ТКО (вывоз ТБО) в частном секторе, занимало 10 хозяйствующих субъектов. Стоимость услуг по сбору и транспортированию ТКО приведена в таблице.

 

п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Наименование муниципального образования, района МО, на территории которого оказываются услуги

Доля хозяйствующего субъекта (в натуральном выражении), %

 

Цена услуги

Цена услуги в пересчете в куб м.

Количество жильцов ЧЖС, которым оказана услуга

 

 

 

 

1

ООО "Городское санитарное хозяйство"

г. Димитровград

100

с 01.01.2018 100,82

 с 01.07.18

110,9

с 01.01.18 519,24  руб. (с учетом тарифа на захоронение 604,68 руб.)

с 01.07.18

571,16 руб. (с учетом тарифа на захоронение 656,60 руб.)

22000

2

ООО "Центр Экологических Технологий"

 

г. Ульяновск

80,94

 

76 руб. с чел.

 

391,40

23338

3

ООО "Транзит"

 

г. Новоульяновск

100

54,50 с чел.

278,73

3032

4

ООО "Экосистема"

 

Мелекесский район

100

446 руб. куб.м.

 

446

 

5

ООО "ЭКО-Сервис"

 

Новомалыклинский район

100

45 руб. с чел.

231,76

1225

6

ООО "ЖилДом"

Чердаклинский район

100

65 руб. с чел.

334,76

5400

7

ООО "Юг-Сервис"

Новоспасский район

100

387,32 куб.м. (с 01.01.2018 по 30.07.2018 =35,06 с чл., с 01.08.18= 38,94 руб. с чел.

387,32

10192

8

ООО "УЮТ"

Цильнинский район

100

с 01.07.18 по 31.12.18 = 32 руб.с чел.

164,80

1465

9

ООО "Сантеплотехсервис"

Николаевский район

100

35,14 с чел.

180,97

4562

10

АО "Тереньгульское АТП"

Тереньгульский район

 

33,77 с чел. в месяц

 

173,92

 

 

В целях определения сопоставимого рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО (вывоз ТБО) в частном жилом фонде, в порядке информационного взаимодействия Ульяновским УФАС России направлены запросы в территориальные органы ФАС России.

Из полученных ответов не усматривается сопоставимых товарных рынков, цена на услуги по сбору и вывозу ТКО (ТБО) на которых превышала бы цену, установленную ООО «ГСХ» с 01.07.2018. (Например, в муниципальном образовании Оренбургской области Кувандыкского городского округа, с численностью населения 24 000 человек, которую  преимущественно составляют жители частного сектора, стоимость услуг по сбору и транспортированию ТКО (вывозу ТБО) в частном жилом фонде в 2017 году  составляла 44,74 руб. с чел., в 2018 году – 44,94 руб. с человека).

Таким образом, цена, установленная ООО «ГСХ» на услугу по сбору и транспортированию (вывозу ТБО) с 01.07.2018, превышает цену, установленную иными хозяйствующими субъектами на сопоставимом рынке.

 

29.08.2018 в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству города Димитровграда Ульяновской области поступило письмо от ООО «ГСХ», в котором общество сообщило о повышении тарифа на вывоз ТКО (ТБО) от жителей частного жилого сектора в соответствии с экономически обоснованным тарифом  с 01.07.2018 до 110,90 рублей, с 01.01.2019 до 113,13 рублей с человека.

Из данного письма следует, что для утверждения «генеральной схемы санитарной очистки территории города Димитровграда Ульяновской области» и расчета экономически обоснованного тарифа на вывоз ТКО для жителей частного сектора г. Димитровграда, администрацией города Димитровграда Ульяновской области в июне 2014 года было задействовано Городское бюджетное учреждение Нижегородской области «Экология региона».

В указанном письме ООО «ГСХ» также сообщает, что общество обратилось в  ГБУ Нижегородской области «Экология региона» о предоставлении экономически обоснованного тарифа на вывоз ТКО от жителей частного жилого сектора на 2015 год, который составил 113,13 руб. с человека без учета услуг захоронения.  Обществом было принято отсрочить повышение и постепенно прийти к экономически обоснованному тарифу. Справочно общество сообщило, что тариф на вывоз твёрдых коммунальных отходов от частного жилого фонда с одного человека составлял:

- с 01.01.2015 – 66,57 руб.;

- с 01.01.2016 – 69,24 руб.;

- с 01.07.2016 – 96,57 руб.;

- с 01.07.2017 тариф на вывоз ТКО с частных домовладений составил 100,82 руб.

В письме отражены статьи затрат за июль 2018 г.:

1) бензин 10400 литров – 42 6400 руб.;

2) дт 6500 литров -274 300 руб.;

3) налоги – 150 000 руб.;

4) заработная плата - 600 000 руб.;

5) услуги ООО «Благо» (захоронение) – 589 000 руб.;

6) закупка контейнеров для ЧЖС – 200 000 руб.;

Итого: ООО «ГСХ» в июле 2018 года затрачено на оказание услуг 2 239 700 руб., ООО «РИЦ-Димитровград» перечислено за услуги вывоза ТКО от частных домовладений  от населения за  июнь 2018 года 2 200 000 рублей.

 

            Согласно представленному в дело  ООО «ГСХ» расчету экономически обоснованного тарифа на вывоз ТБО от жителей частного жилого сектора, тариф составил:

 

Наименование статей

Ед. изм.

на 2016 г.

 

с 01.08.2017

 

с 01.06.2018

ЧЖФ

Вывезено ТБО

тыс. куб. м

30

30

42

Кол-во людей

тыс. чел

22

22

22

 

 

 

 

 

Материалы

тыс. руб.

310

310

790

ГСМ

тыс. руб.

1466

1606

5726

Ремонт и тех. обсл

тыс. руб.

5009

5009

4513

Затраты на оплату труда

тыс. руб.

2765

2765

5709

Отчисления на соц. нужды

тыс. руб.

841,11

841,10

1770

Прочие прямые расходы

тыс. руб.

40

40

60

Цеховые расходы

тыс. руб.

45

45

50

Общеэксплуатационные расходы

тыс. руб.

2306,53

2646

1787,81

Электроэнергия

тыс. руб.

195

250

480

Газ

тыс. руб.

173

213

257

Вода

тыс. руб.

18

23

29

Итого  расходов по вывозу ТКО без НДС

тыс. руб.

13168,64

13748,10

21171,81

 

 

Рентабельность

тыс. руб.

1316,86 (10%)

1374,90 (10%)

2117,19 (10%)

Необходимая валовая выручка в год по предприятию

тыс. руб.

14485,51

15123

23289

Полный экономически обоснованный тариф вывоза ТБО за куб.м.

руб.

482,85

504,10

554,50

Экономически обоснованный тариф ТБО

руб. с чел.

96,57

100,82

110,90

 

Услуги по размещению (захоронению) отходов в экономически обоснованный тариф  ООО «ГСХ» не включены, так как ООО «ГСХ» не имеет лицензии на размещение отходов.

Действующий тариф ООО «ГСХ» состоит из тарифа по сбору и транспортированию ТКО, к которому прибавляется тариф на размещение (захоронение) отходов.

   Тариф формируется исходя из утвержденных норм накопления твердых бытовых отходов и устанавливается на одного проживающего в рублях на человека.

Плата, как правило, не зависит от метода сбора бытовых отходов, т.к. нет принципиальной экономической разницы. Сам тариф рассчитывается исходя из затрат на вывоз и захоронение (переработку) твердых бытовых отходов, а также включает платежи за размещение отходов (если они идут на захоронение на полигоне ТБО).

Таким образом, плата устанавливается исходя из общего количества жителей в частном доме и тарифа на вывоз и захоронение ТКО.

 

Из анализа представленного расчета  установлено следующее.

Между ООО «Городское санитарное хозяйство» и ООО «Благо» заключен договор на прием и размещение (захоронение) отходов. ООО «Благо» до 01 августа 2016 года самостоятельно заключало договоры на прием и размещение (захоронение) отходов с юридическими лицами, бюджетными организациями, управляющими компаниями и прочими организациями. Начисление платы за услугу по утилизации (захоронению) ТКО с населения частного жилого сектора г. Димитровграда осуществлялось через ООО «РИЦ-Димитровград» в пользу ООО «Благо» на основании агентского договора.

С 01.08.2016 на основании письма ООО «Благо» от 26.07.2016 существенно изменены условия договора: а именно стоимость захоронения ТКО включена в тариф по сбору и транспортированию ТКО.

ООО «БЛАГО» в письме от 26.07.2016 также сообщило, что с 01.08.2016 не имеет договорных отношений с населением, в связи с чем получая денежные средства от населения, ООО «ГСХ» самостоятельно должно осуществлять оплату услуг на основании договора на размещение отходов непосредственно ООО «БЛАГО».

Начисление платы за услугу утилизация (захоронения) ТКО с населения осуществляется через ООО «РИЦ-Димитровград» в пользу ООО «ГСХ», и договора на прием и размещение (захоронение) ТКО с юридическими лицами и прочими организациями заключаются с ООО «ГСХ», где указывается тариф за услуги по сбору и транспортированию отходов и тариф по захоронению ТКО. Форма договора на размещение отходов с ООО «Благо» предусматривает талонную систему, позволяющую осуществлять контроль, за поступающими отходами. Получая денежные средства от населения и юридических лиц ООО «ГСХ» самостоятельно осуществляет оплату услуг за размещение (захоронение) отходов ООО «Благо».

ТКО с территории Мелекесского района, Новомалыклинского района, МО "город Димитровград" размещаются на полигоне ТКО, эксплуатирующей организацией которого является ООО «Благо» (Мелекесский район, Тиинское шоссе,5).

 

            Тарифы в области обращения с ТКО в 2018 году установлены следующие:

 

п/п

Наименование организации

С 01.01.2018 по 30.06.2018 руб./куб.м.

С 01.07.2018 по 31.12.2018 руб./куб.м.

Минконкуренции Ульяновской области

для населения

для иных потребителей

для населения

для иных потребителей

1

ООО «Благо» (захоронение)

74,44

74,44

76,46

76,46

Приказ №06-324  от 29.11.2016

 

Комиссией установлено, что цена, утвержденная приказом директора ООО «ГСХ» за услугу «вывоз ТКО от частного жилого фонда» состоит из цены за сбор и транспортирование ТКО и цены по захоронению (цена услуги по захоронению 16,59 руб. в месяц). В пересчете на куб. м., стоимость взимаемой ООО «ГСХ» цены за услугу по захоронению на 2018 год составила  - 85,44 руб., тогда как тариф, установленный регулятором, составил с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 74,44 руб. куб.м. с 01.07.2018 по 31.12.2018  - 76,46 руб. куб.м.

Таким образом, ООО «ГСХ», включив в стоимость услуги по транспортированию и передаче на размещение на Полигон от частного жилого фонда дополнительно 2,14 руб.  в месяц с человека (11 рублей с 1 куб.м.), необоснованно увеличило цену услуги на захоронение ТКО, установленной регулятором.

Цена услуги ООО «ГСХ» на транспортирование и передачу на захоронение ТКО от частного жилого фонда с 01.07.2017 установлена в размере 117,41 руб. с чел./мес. (из них тариф за сбор и транспортирование составляет 100,82 руб., услуга по захоронению 16,59 руб.). С 01.07.2018 цена услуги составила в размете 127,49 руб. с чел./мес. (из них тариф за сбор и транспортирование составляет 110,90 руб., услуга по захоронению 16,59 руб.).

ООО «ГСХ» увеличило размер платы за услугу по сбору и транспортированию ТКО с 01.07.2018 на 10%, тогда как уровень инфляции за 2017 год составил  - 2,5%, за 2018 год - 4,3%.

Из ходатайства Администрации города Димитровграда Ульяновской области (№01-21/628 21.02.2019), поступившего в Ульяновское УФАС России 27.02.2019 (вх. №1186), об отсутствии претензий к ООО «ГСХ» следует, что общество представило в адрес Администрации города финансово – экономическое обоснование тарифа, установленного с 01.07.2018 на услуги по сбору и транспортированию ТКО, а также документы, свидетельствующие, что по факту ТКО было размещено  (захоронено) на полигоне ООО «Благо» в разы больше, чем должно приходиться по норме накопления ТКО на одного жителя  частного сектора в год. Проанализировав представленные документы, администрация пришла к выводу, что увеличение тарифа на сбор и транспортирование ТКО произведено законно.

 

Однако, Комиссия, проанализировав сведения, представленные ООО «ГСХ» письмом №793 от 17.10.2018 (вх. №5565 от 17.10.2018), установило, что в период с 01.06.2017 по 31.05.2018 ООО «ГСХ» с частного сектора г. Димитровграда вывезено на Полигон 36 747 куб.м. и от прочих организаций 53 960,75 куб.м. В письменных пояснениях от 13.06.2019 ООО «ГСХ» указало, что в период с 01.06.2017 по 31.05.2018 с частного сектора вывезено ТКО – 63 637 куб. м, от прочих- 27 070,75 куб. м.

В период с 01.01.2017 по 31.12.2017 ООО «ГСХ» с частного сектора г. Димитровграда вывезено на Полигон 35 589 куб.м. и от прочих организаций 61 892,25 куб.м. В письменных пояснениях от 13.06.2019 ООО «ГСХ» указало, что в период в 2017 году с частного сектора вывезено ТКО – 63 181 куб. м, от прочих-  34300,25 куб. м.

Согалсно сведениям, представленным ООО «Благо» (исх. от 17.10.2018 №389/18) в Ульяновское УФАС России 19.10.2018 (вх. №5535), общий объем отходов, размещенных на полигон ООО «ГСХ» в 2017 году, составил 97 390,25 куб.м.

 

Согласно приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15.05.2018 №06-125 норматив накопления ТКО на территории Ульяновской области  на одного проживающего в год составляет:

-МКД 2,30 куб.м.

-Индивидуальные жилые дома 2,33 куб.м.

 

Учитывая количество жильцов, которым начислялась оплата коммунальной услуги  за сбор и вывоз ТКО (ТБО)  в 2017 году  (21 619 чел.),  с учетом норматива накопления ТКО на одного жителя ЧЖС (2,33 куб. м.), общий объем отходов должен был быть образован в размере - 50 372,27 куб.м.  и плановый расчет себестоимости рассчитываться исходя из 50 372,27 куб. м.

 

Следовательно, довод Администрации г. Димитровграда, что ООО «ГСХ» установлен обоснованный тариф, и ТКО было размещено  (захоронено) на полигоне ООО «Благо» в разы больше, чем должно приходиться по норме накопления ТКО на одного жителя  частного сектора в год, не подтвержден.

 

На заседании комиссии 15.03.2019 общество пояснило, что в расчете экономически обоснованного тарифа на вывоз ТБО от жителей частного жилого сектора на 2016 год, на 2017 год отражена стоимость тарифа за 1 куб.м. Представленные расчеты являются фактическими и плановым на дату изменения, т.к. расчет составлен по итогам предыдущего периода. Например: расчет тарифа на 01.08.2017 составлен по итогам деятельности предприятия за предыдущие 12 месяцев (с 01.08.2016 по  31.07.2017) и это касается каждой калькуляции. Учетная политика ООО «ГСХ» в целях бухгалтерского учета с 2013 года не менялась, текущее изменение происходило в соответствии с законодательством. С жителей, с которыми не были заключены договоры за услугу вывоз ТБО (ТКО), плата за услугу Обществом взималась на основании публичного договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Информация размещались в расчетных кассовых центрах, в СМИ. Общество пыталось заключить договоры с жителями частного сектора г. Димитровграда на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО (ТКО). Для указанных целей также привлекались председатели уличного комитета. В 2017-2018 гг.  ООО «ГСХ» осуществляло деятельность только по сбору и вывозу ТБО (ТКО), но все затраты Общества нельзя отнести к затратам отраженным в расчете себестоимости на вывоз ТБО от жителей частного жилого сектора, т.к. общество оказывало услуги по вывозу ТБО организациям по разовым заявкам. Так как вся деятельность общества отнесена к сбору и вывозу отходов, то затраты по видам деятельности (направлениям) не разделяли. Разделение затрат по видам деятельности производится пропорционально выручке.

 

В качестве экономического обоснования обществом представлен постатейный  расчет затрат:

Наименование статей

Ед. изм.

на 2016

 

с 01.08.2017

 

с 01.06.2018

Расчет затрат Комиссией исходя из карточек счетов и ОСВ

Расчет Комиссии

Фактические расходы общества с 01.06.17- 30.05.18

Распределение расходов пропорционально объему вывезенного ТКО в период с 01.06.17-31.05.18

Распределение расходов пропорционально выручке с 01.06.17-31.05.18

ЧЖФ

 

по объему ТКО

по выручке

Вывезено ТБО

тыс. куб. м

30

30

42

36,7

36,7; 50,4

36,7; 50,4

Кол-во людей

тыс. чел

22

22

22

21423

21423

21423

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы (карточка сч. 10)

тыс. руб.

310

310

790

1240

502

791

ГСМ (ОСВ сч.20,26)

тыс. руб.

1466

1606

5726

5400

2 187

3445

Ремонт и тех. обсл

тыс. руб.

5009

5009

4513

 

4513

4513

Затраты на оплату труда (ОСВ сч. 20, 26)

тыс. руб.

2765

2765

5709

5909

2 363

3770

Отчисления на соц. Нужды (ОСВ сч. 20,26)

тыс. руб.

841,11

841,10

1770

1109

449

707

Прочие прямые расходы (карточка сч. 60,68)

тыс. руб.

40

40

60

105

42

67

Цеховые расходы

тыс. руб.

45

45

50

 

50

50

 

Общеэксплуатационные расходы

тыс. руб.

2306,53

2646

1787,81

 

1787,81

1787,81

Электроэнергия

тыс. руб.

195

250

480

1062

430

677

Газ (фактически выставленный объем ресурса ООО «Чистый горд»)

тыс. руб.

173

213

257

556

225

354

Вода (фактически выставленный объем ресурса ООО «Чистый горд»)

тыс. руб.

18

23

29

24

9,7

15

Итого  расходов по вывозу ТКО без НДС

тыс. руб.

13168,64

13748,10

21171,81

 

 

12 576,51

16 176,81

 

 

 

 

Рентабельность

тыс. руб.

1316,86 (10%)

1374,90 (10%)

2117,19 (10%)

 

1257 (10%)

1617,68 (10%)

Необходимая валовая выручка в год по предприятию

тыс. руб.

14485,51

15123

23289

 

13834,11

17 794,49

Полный экономически обоснованный тариф вывоза ТБО за куб.м.

руб.

482,85

504,10

554,50

 

329,38 (42)

274,5 (50,4)

423,67 (42);

353 (50,4)

Экономически обоснованный тариф ТБО

руб. с чел.

96,57

100,82

110,90

 

63,95 (42 плановый объем ТКО ООО «ГСХ»); 

53,29 (50,4 планово- нормативный объем ТКО)

 

82,26 (42 плановый объем ТКО);

68,54 (планово-нормативный объем ТКО)

 

При расчете фактических расходов общества Управлением суммировались расходы общества за период с июня 01.06.2017 по 30.05.2018 по соответствующим счетам. База распределения определялась пропорционально выручке полученной обществом от оказания услуг по сбору и транспортированию ТКО в ЧЖФ и пропорциональной объему ТКО вывезенного фактически с ЧЖФ в период с июня 2017 года по май 2018 года.

Письмом №107 от 09.04.2019, №108 от 09.04.2019, представленном ООО «ГСХ» в Ульяновское УФАС России 09.04.2019 (вх. №2195), общество представило следующие разъяснения по статьям затрат:

-при расчете экономически обоснованного тарифа на вывоз ТБО от жителей ЧЖС учитывались данные, которые были в распоряжении экономического отдела. Тариф в 2016 году составлял 96, 57 руб. с человека, за основу экономический отдел брал календарный год, предшествующий дате введения;

              -при расчете экономически обоснованного тарифа на вывоз ТБО от жителей ЧЖС, который составлял в 2017 году 100,82 руб. с человека, взят за основу календарный год, предшествующий дате введения;

- при расчете экономически обоснованного тарифа на вывоз ТБО от жителей ЧЖС, который составлял 2018 году 110,90 руб. с человека, взят за основу календарный год, предшествующий дате введения;

            - общество  не занимается другими видами деятельности и основным видом деятельности являлось сбор, транспортирование ТБО (ТКО). Причинами отсутствия в учетной политике общества порядка распределения общеэксплуатационных (общехозяйственных) расходов при осуществлении нескольких видов деятельности, сведений о базе таких расходов, применяемой в организации является то, что ООО «ГСХ» с момента начала своей хозяйственной деятельности занимается только сбором и транспортированием отходов на Полигон, раздельный учет доходов и расходов не используется, поэтому в учетной политике организации нет порядка разделения расходов;

            - расчет экономически обоснованного тарифа на вывоз ТБО (ТКО) от организаций за 1 куб.м, из расчета норматива накопления ТБО (ТКО) на территории Ульяновской области с 01.01.2016 года по 31.12.2018 составлял 799,82 руб.;

- расчет стоимости услуги вывоза ТБО (ТКО) за 1 куб.м, складывался из факта, плановая стоимость услуги не учитывалась;

              -в экономически обоснованном тарифе на вывоз ТБО от жителей ЧЖС и организаций, в период с 2016-2018 гг, распределялись не пропорционально выручке общества следующие статьи затрат: ГСМ, ремонт и тех обслуживание, прочие прямые расходы, цеховые расходы, затраты на оплату труда;

-раздельный учет по сумме понесенных затрат по статье «общеэксплуатационные расходы», по вывозу ТБО (ТКО) с ЧЖС и с организаций в разрезе полугодий, период 2016, 2017,2018 г. не производился;

- по статье «ГСМ», «ремонт и тех. обслуживание», «цеховые расходы» отнесенных на себестоимость услуги по сбору и вывозу ТБО (ТКО) с ЧЖС и с организаций раздельно по месяцам не производился;

- количество потребителей услуги вывоз ТБО (ТКО) определено следующим образом, ООО «РИЦ-Димитровград» на основании заключенного между нами агентского договора ежемесячно направлял сведения о количестве жителей проживающих в частном жилом секторе г. Димитровграда, и на основании этого и складывалось количество потребителей услуги.

- документы, подтверждающие потребление и оплату услуг ООО «ГСХ», указанных в строках расчетов: «электроэнергия», «газ», «вода» за 2016-2018 годы отсутствуют, документы, подтверждающие потребление и оплату за коммунальные услуги имеются у организации ООО «Чистый город» с которой обществом заключен договор на аренду нежилых помещений;

-в «прочие прямые затраты» внесены следующие затраты: транспортный налог (68 счет), дезинсекция автотранспорта (60 счет), бактериологический контроль (60 счет).

 

Комиссией установлено, что между ООО «ГСХ» и ООО «Чистый город» 01.01.2016 заключен договор №11/3 аренды нежилого помещения, находящегося в собственности ООО «Чистый город». Согласно предмету договора ООО «Чистый город» передает во временное пользование нежилые помещения общей площадью 2650,78 кв.м, обеспеченные теплом, электроэнергией, холодной водой, услугами по охране и уборке помещений. Помещения расположены по адресу: г. Димитровград, пер. Енисейский 1Б, 1Б/3.

            Арендная плата за пользование помещений состоит из двух частей: фиксированного платежа и переменного платежа. Фиксированный платеж составляет 1000 руб. без НДС. Сумма переменного платежа (расходы за коммунальные расходы) Арендодатель определяет исходя из стоимости потребленных Арендатором за месяц на основании счетов коммунальных служб.

В ходе рассмотрения дела установлено, что у ООО «Чистый город» акт сверки взаиморасчетов с ООО «Городское санитарное хозяйство» по начислениям за коммунальную услугу, арендную плату за арендуемое имущество (за период с 2016 по 2018гг) отсутствует. На основании письма ООО «Городское санитарное хозяйство» от 22.09.2016 №59/4 о предоставлении отсрочки по договору №11/3 от 01.01.2016 (договор аренды нежилых помещений) директором ООО «Чистый город» было принято решение не выставлять счета на оплату по арендной плате и о не начислении коммунальных услуг по арендуемым помещениям. Между ООО «Чистый город» и ООО «Городское санитарное хозяйство» был заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих ООО «Чистый город». На основании данного договора ООО «Городское санитарное хозяйство» оказывало услуги по ремонту техники (в счет оплаты аренды и коммунальных услуг).

Согласно свидетельству о праве собственности, по адресу г. Димитровград, пер. Енисейский 1Б, 1Б/3, расположены: здание нежилое общей площадью 307,4 кв.м.; административное здание с пристроями, 1-2 эт., общей площадью 530,7 кв.м.; здание 1-эт, общей площадью 2 234,4 кв.м.  В экспликации к плану строения, представленному ООО «Чистый город» письмом от 09.04.2019 №13, не видно, какие именно помещения занимает ООО «ГСХ». В акте приема-передачи к договору аренды от 01.01.2016 литеры, а также характеристики арендуемых помещений не указаны.

В рамках рассмотрения дела установлено, что часть нежилых помещений расположенных по адресу: г. Димитровград, пер. Енисейский 1Б, арендуются МКУ "Городские дороги",  а также используется  собственником помещений ООО «Чистый город».

 

Согласно справке, представленной ООО «РИЦ – Димитровград», количество жильцов, которым была начислена оплата коммунальной услуги  ТКО (ТБО)  в 2017 году не превысила -  21 619 чел., в 2018 году – 21 533 чел.

В ответе на запрос Управления от 25.02.2019 №889-04 ООО «РИЦ-Димитровград» сообщило (вх. №1438 от 11.03.2019), что начисления платы за услугу за сбор и транспортирование ТКО (ТБО), «вывоз ТБО» в пользу ООО «ГСХ» было произведено в 2017 году – в размере 28 137 787,26 руб., в 2018 году – в размере 29 413 197,36 рублей.

Согласно отчету о финансовых результатах за 2017 год, чистая прибыль общества составила 3 201 000 рублей. Выручка 46 742 000 рублей. Расходы по обычной деятельности 41 393 000 рублей. Прочие доходы 17 000 рублей. Прочие расходы 595 000 рублей. Налоги на прибыль (доходы) 1 570 000 рублей. 

Согласно отчету о финансовых результатах за 2018 год, чистая прибыль общества составила 905 000 рублей. Выручка 46 588 000 рублей. Расходы по обычной деятельности 43 887 000 рублей. Прочие доходы 100 000 рублей. Прочие расходы 498 000 рублей. Налоги на прибыль (доходы) 1 398 000 рублей. 

 

Согласно п. 4.1 учетной политики для целей бухгалтерского учета ООО «ГСХ» на 2010 год, общехозяйственные расходы: з/плата, амортизация, расходы на обслуживание компьютера, кассовое обслуживание, арендные платежи, транспортные расходы и т.д. учитываются на сч. 20,26 и списываются за счет выручки предприятия в дебет сч. 90 «Продажи».

            Из анализа представленных документов установлено, что обществом в период с 01.06.2017 по 30.05.2018 фактические показатели следующие:

1)  вывезено ТБО с ЧЖС - 36747 куб.м.;

2) количество людей, которым оказывалась услуга в частном жилом секторе не превысила  - 21233 чел.;

3) затраты на оплату труда по предприятию составили 5 909 457,30 руб.

4) отчисления на социальные нужды по предприятию составили 1 109 172,17 руб., что на 59 % ниже планового показателя.

5) затраты на ГСМ составили  5 400 503,97 руб., что на 6% ниже установленного показателя.

Расходы на коммунальные услуги обществом не подтверждены.

 

Для проверки обоснованности включения в плановую калькуляцию тарифа расходов на «электроэнергию», «газ», «вода», Управлением у ресурсоснабжающих организаций г. Димитровграда были запрошены акты сверок взаиморасчетов за коммунальные услуги с ООО «Чистый город» по адресу местонахождения арендуемого помещения: г. Димитровград, пер. Енисейский, 1Б,Б/3.

 

Установлено, что в период с 01.06.2017 по 31.05.2018 ООО «Чистый город» были начислены следующие суммы за коммунальные услуги:

-  «газ» -  556030 руб.,

- «вода» -  24140 руб.,

- «электроэнергия» -  1062031 руб.

 

В рамках рассмотрения дела №073/04/19.8-15547/2019 ООО «Чистый город» письмом №12 от 29.03.2019 сообщило, что между ООО «ГСХ» и ООО «Чистый город» был заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств принадлежащих ООО «Чистый город»  в счет оплаты аренды и коммунальных услуг.

На основании письма ООО «ГСХ" от 22.09.2016 №59/4 о предоставлении отсрочки по договору №11/3 от 01.01.2016 (директором ООО «Чистый город» было принято решение не выставлять счета на оплату по арендной плате и о не начислении коммунальных услуг по арендуемым помещениям.

Затраты на «электроэнергию», «газ», «воду», которые заложены в затраты при формировании стоимости на услугу по сбору и транспортированию ТКО, обществом не подтверждены.

Из представленной ООО «ГСХ» оборотно-сальдовой ведомости по счету 26 установлено, что обществом необоснованно включены общехозяйственные затраты в размере 798 258,83 руб., и затраты на управление в размере 502 883,02 руб., тогда как указанный счет уже содержит указанные затраты в расшифровке.

Из представленной ООО «ГСХ» оборотно-сальдовых ведомостей с 01.06.2017 по 30.05.2018 (в разрезе месяцев) по счету 20 установлено, что обществом дублируются затраты по ремонтным работам, санитарной очистке.

Таким образом, обществом искусственно увеличены общехозяйственные и производственные затраты.

Кроме того, комиссией учитывается, что тарифы, утвержденные для регионального оператора ООО «Экосистема», который оказывает услуги по обращению с ТКО, с 01.01.2019 утверждены в размере 460,26 руб./куб.м, что составляет 89,36 руб. с человека в месяц.

            Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

Таким образом, ООО «Городское санитарное хозяйство нарушило п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось  в установлении монопольно высокой цены на услугу по сбору и транспортированию ТКО с 01.07.2018 для населения, проживающим в частном жилом фонде (индивидуальные домовладения) г. Димитровграда.

В связи с тем, что с 01.01.2019 услуги для жителей частного жилого фонда (индивидуальные домовладения) г. Димитровграда оказывает иное лицо – ООО «Экосистема», то комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",   комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Городское санитарное хозяйство» нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены на услугу по сбору и транспортированию ТКО с 01.07.2018 для населения, проживающего в частном жилом фонде (индивидуальные домовладения) г. Димитровграда.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии

 

***

 

Члены комиссии

***

 

***

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны