Решение №ИС/5536/23 Решение по делу № 073/06/106-761/2023 от 23 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
20.11.2023 Дело № 073/06/106-761/2023
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя комиссии |
- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>., |
|
членов комиссии: в присутствии (с использованием системы видео-конференц-связи): |
- заместителя начальника отдела <…>, - специалиста-эксперта <…>., - от Агентства государственных закупок Ульяновской области: - <…> (доверенность № 42 от 05.07.2023), - от ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»: - <…> (доверенность № 5 от 09.01.2023), - <…> (доверенность № 87 от 20.10.2023), - <…> (доверенность № 88 от 16.11.2023), - от АО «Гипростроймост»: - <…> (доверенность № 28/03 от 28.03.2023), |
рассмотрев дело № 073/06/106-761/2023 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер», заявитель) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000623004381 (наименование объекта закупки – «Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них»; заказчик – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – заказчик), уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 897 340 000,00 руб., срок окончания подачи заявок - 14.10.2023 в 12 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 7069-ЭП/23 от 13.11.2023 (дата размещения в ЕИС – 13.11.2023) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Лидер» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000623004381.
Содержание жалоб составило указание, в том числе на следующее.
По мнению заявителя жалобы, заказчиком допущено нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2604 в части исключения возможности представления в качестве подтверждения опыта исполненного договора (договоров) при исполнении которого участник закупки не является генеральным подрядчиком.
Вх. № 7180-ЭП/23 и 7207-ЭП/23 от 16.11.2023 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобы, содержащие указание на следующее.
Извещение и порядок оценки, установленный заказчиком, соответствуют требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2604 (далее – Постановление № 2604).
Согласно подпункту «в» пункта 32 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением № 2604, в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» документом, предусмотренным приложением № 1 к Положению, устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Установление требований заказчика о принятии к зачету исключительно договоров генподряда обусловлено тем, что выполнение всех работ необходимо в рамках одного контракта для комплексного обеспечения безопасности дорожного движения в максимально короткие сроки.
В рамках субподрядных договоров, в значительном большинстве, выполняется только определенный вид работ, что не позволяет определить наличие максимально положительного опыта выполнения работ сопоставимого характера. При определении нестоимостных показателей заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе, с учетом специфики конкретной закупки. При этом отсутствие у участника данных по нестоимостному критерию не являются основанием для отклонения заявки участника, соответственно, не ограничивает круг участников.
На заседании Комиссии 17.11.2023, проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, поддержали представленные письменные возражения в полном объеме. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13 час. 45 мин. 20.11.2023 для документального анализа материалов дела.
Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 25.10.2023 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000623004381, наименование объекта закупки – «Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них» (начальная (максимальная) цена контракта – 897 340 000,00 руб.).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.11.2023 на участие в указанной закупке поступило 3 заяви, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.
Протоколом от 17.11.2023 подведены итоги определения поставщика, победителем закупки был признан участник закупки с защищенным номером заявки 2.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Лидер» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604), которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливает порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления № 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 Постановления № 2604 оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
В соответствии с пунктом 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Постановления № 2604;
в) документом, предусмотренным приложением № 1 к Постановления № 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» 24 Постановления № 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» 24 Постановления № 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 Постановления № 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с пунктом 32 Постановления № 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами «б» и «в» пункта 3 Постановления № 2604, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604;
в) документом, предусмотренным приложением № 1 к Постановления № 2604, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Предметом открытого конкурса в электронной форме № 0168500000623004381 является «Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них».
Приложением к извещению № 0168500000623004381 является, в том числе файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок», который содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:
1. Цена контракта – 60%;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – Квалификация участников закупки) – 40%.
При этом согласно пункту 2 раздела II приложения к извещению № 0168500000623004381 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» по критерию Квалификация участников закупки оценивается наличие у участников опыта работы, связанного с предметом контракта, по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» (100 %) – «Общая цена исполненных участником закупки договоров».
Разделом III приложения к извещению № 0168500000623004381 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» установлено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
К оценке принимаются:
- исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
- исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением проектной документации (если проектная документация является приложением к таким документам).
По исполненному договору (договорам) участник закупки должен являться генеральным подрядчиком.
Оспариваемый порядок рассмотрения и оценки заявок не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Кроме того, в письме Минфина России от 06.05.2022 г. № 24-06-07/41956 отмечено, что перечень документов, установленный подпунктом «в» пункта 28 Постановления № 2604, подтверждающий наличие у частника опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим.
Порядок оценки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2604, направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Кроме того, заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, спорное требование не противоречит требованиям Постановления № 2604 и не нарушает положения законодательства о контрактной системе, и жалоба ООО «Лидер» является необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Лидер» необоснованной.
Председатель комиссии |
<…> |
Члены комиссии: |
<…> <…> |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.