Решение №ИС/3274/24 Решение по делу № 073/06/106-374/2024 от 21 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

19.06.2024 Дело № 073/06/106-374/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-

связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- главного специалиста-эксперта <…>,

- от ОГБПОУ ДТК:

- <…> (доверенность б/н от 09.01.2024),

- <…> (доверенность б/н от 29.05.2024),

- <…> (доверенность б/н от 17.06.2024),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 55 от 16.06.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-374/2024 по жалобе ИП П<…> (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624002831 (наименование объекта закупки – «Оборудования для музыкального зала для осуществления культурно-досуговой деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в рамках реализации федерального проекта «Доступная среда»»; заказчик – Областное

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж» (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 1 264 136,94 руб., срок окончания подачи заявок – 13.06.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 4063-ЭП/24 от 13.06.2024 (дата размещения в ЕИС – 12.06.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП П<…> на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624002831.

Жалоба содержит указание то, что описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, отсутствует описание требований к монтажу товаров, заказчиком нарушаются требования национального режима, извещение ограничивает конкуренцию, содержит указание на единственного производителя, нереалистичные характеристики и заказчиком закупается товар по завышенной стоимости.

Вх. № 4178-ЭП/24 от 17.06.2024 вх. № 4206-ЭП/24 от 18.06.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.

Требования к товару установлены исходя из потребности заказчика, обусловленной спецификой деятельности и цели закупки. При указании порядка предоставления участником закупки значения спорного показателя (мощность передатчика) заказчиком была допущена техническая ошибка. Закупаемые товары не включены в Постановление Правительства № 617 и проект контракта не предусматривает монтаж закупаемых товаров.

На заседании Комиссии 18.06.2024, проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, поддержали представленные пояснения в полном объеме. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 19.06.2024 для документального анализа материалов дела.

Вх. № 4234-ЭП/24 от 19.06.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили дополнения к возражениям на жалобу, содержавшие указание на то, что требованиям к товарам соответствует товар не менее двух производителей.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ИП П<…> установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 04.06.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624002831, наименование объекта закупки – «Оборудования для музыкального зала для осуществления культурно-досуговой деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в рамках реализации федерального проекта «Доступная среда»» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 264 136,94 руб.).

11.06.2024 были опубликованы разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 13.06.2024 на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, цена была снижена на 14,00 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 17.06.2024 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, определен победитель.

Рассмотрев представленные материалы Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ИП П<…> обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0168500000624002831 объектом за-купки является поставка оборудования для музыкального зала для осуществления культурно-досуговой деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Приложением к извещению № 0168500000624002831 является файл «Описание объекта закупеки.xls», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе наименование товара, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

1.1 Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию Каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ), и при наличии описания в такой позиции КТРУ использовать характеристики (описание) товара, работы, услуги.

Вместе с тем, согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0168500000624002831 объектом закупки является поставка оборудования для музыкального зала для осуществления культурно-досуговой деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе товаров «Радиосистема» (код ОКПД2 - 26.40.31.190) и «Акустическая система» (код ОКПД2 - 26.40.31.190).

Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ или ОКПД2.

Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ или ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям КТРУ или ОКПД2, и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

В рассматриваемом случае заказчиком код ОКПД2 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая» был определен исходя из описания объекта закупки, в том числе его существенных характеристик, необходимых заказчику в работе, поскольку приобретение товара, предусмотренного КТРУ, на которые указывает заявитель, не будет отвечать целям закупки и удовлетворять потребности заказчика.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, учитывая, что выбранная заказчиком позиция ОКПД2 позволяет наиболее точно описать необходимый заказчику товар, а также, с учетом потребности заказчика в приобретении товара с конкретными характеристиками, Ульяновское УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ИП П<…> в указанной части.

1.2. Согласно извещению об осуществлении закупки № 0168500000624002831 объектом закупки является поставка оборудования для музыкального зала для осуществления культурно-досуговой деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Приложением к извещению № 0168500000624002831 является файл «Описание объекта закупеки.xls», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе наименование товара, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Также приложением к извещению № 0168500000624002831 является проект контракта.

Из анализа извещения № 0168500000624002831 и приложенных к нему документов следует, что предметом планируемого к заключению контракта является исключительно поставка товара. Услуги монтажа заказчику по условиям извещения и контракта не требуются.

Учитывая изложенное, жалоба ИП П<…> является необоснованной в указан-ной части.

1.3 Извещением об осуществлении закупки № 0168500000624002831 и приложением к нему (файл «Описание объекта закупеки.xls») в отношении товаров «Радиосистема» и «Радиосистема с головным микрофоном» установлен, в том числе следующий показатель товара, требование к его значению и требование к указанию участником данного значения:

Мощность передатчика

≥ 5

Мегаватт;^тысяча киловатт

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение

характеристики

Вместе с тем, исходя из реальных физических свойств приобретаемого товара, данный показатель не может иметь такую единицу измерения как «мегаватт» и подлежит измерению в «милливаттах». Согласно пояснениям представителей заказчика при заполнении таблицы с характеристиками товаров допущена техническая ошибка.

Формирование описания объекта закупки в указанном виде вводит участников закупки в заблуждение и не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при описании объекта закупки нарушено требование части 3 статьи 7, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и об обоснованности доводов жалобы ИП П<…> в указанной части.

Учитывая, что на участие в закупке поступило 3 заявки, которые были признаны соответствующими, нарушение, допущенное заказчиком при описании объекта закупки, не повлияло на результат определения поставщика, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение предписание, направленное на устранение нарушения, не выдавать.

1.4. Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Предметом электронного аукциона в данном случае является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Описание объекта закупки – это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 № ПИ/79427/21, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.

Заказчиком представлена информация, согласно которой описанию объекта закупки соответствуют товары следующих производителей: Superlux, Invoton, Behringer, Peavey, Opus, Volta, Arthur Forty, Wharfedale, Logitech GROUP, HCSTVCON, доказательств обратного заявителем не представлено.

Учитывая изложенное, жалоба ИП П<…> является необоснованной в указанной части.

2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 (далее в редакции от 16.05.2022) «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 617).

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень Постановления № 878).

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0168500000624002831 объектом закупки является поставка оборудования для музыкального зала для осуществления культурно-досуговой деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: Микшерный пульт (26.40.31.190-00000027), Кабель акустический (26.40.51.000), Радиосистема (26.40.31.190), Радиосистема с головным микрофоном (26.40.31.190), Акустическая система (26.40.31.190), Система конференц-связи (26.30.23.141), Комплект микрофонов (26.40.31.190), которые включены в Перечень Постановления № 878.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении аукциона установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением № 878.

Учитывая изложенное, жалоба ИП П<…> в указанной части является необоснованной.

3. Относительно доводов ИП П<…> о необходимости проведения Ульяновским УФАС России проверки формирования начальной (максимальной) цены контракта заказчика по электронному аукциону № 0168500000624002831 Комиссия поясняет следующее.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В связи с тем, что контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя о том, что заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.

4. Доводы ИП П<…> о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства, в том числе статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным указанным Федеральным законом, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявители имеют право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП П<…> обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-374/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

Председатель комиссии:

<…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
ИНН 7302009820, ОГРН 1027300541927
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944