Решение №б/н Решение по делу № 11310/04-2014 от 14 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                            ДЕЛО № 11310/04-2014

                                                                                                                                       г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 09.09.2014

В полном объеме решение изготовлено 12.09.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

-    помощник руководителя А.В. Федорова;

  • специалист-эксперт Е.А. Лачкина,

 

рассмотрев дело № 11310/04-2014 по признакам нарушения Администрацией МО «Радищевский район» (433910, Ульяновская область, р.п. Радищево, пл. 50 лет ВЛКСМ)  части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом временно исполняющего обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 29.08.2014 № 186  возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией МО «Радищевский район» пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в противоречии антимонопольному законодательству подпунктов 3,5 пп. А). п.2.4 раздела 2, подпункта 4 пп. Б). п.2.4 раздела 2, подпунктов 2,4,5,6 пп.в). п.2.4 раздела 2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по оформлению и выдаче земельно-правовых документов, утвержденного постановлением Администрации МО «Радищевский район» от 19.06.2009 № 270, реализация норм которого может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Согласно письменным пояснениям Администрации МО «Радищевский район» (вх. от 09.09.2014 №7660) установлено, что с  заявлениями о предоставлении предоставлению муниципальной услуги по оформлению и выдаче земельно-правовых документов обратилось 254 субъекта. Результатом рассмотрения является выдача 254 земельно-правовых документов.

Рассмотрев материалы дела,  комиссия пришла к выводу о необходимости признать противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции подпункты 3,5 пп. А). п.2.4 раздела 2, подпункт 4 пп. Б). п.2.4 раздела 2, подпункты 2,4,5,6 пп.в). п.2.4 раздела 2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по оформлению и выдаче земельно-правовых документов, утвержденного постановлением Администрации МО «Радищевский район» от 19.06.2009 № 270.

При этом комиссия исходила из следующего.

 

  Постановлением Администрации МО «Радищевский район» от 19.06.2009 № 270 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по оформлению и выдаче земельно-правовых документов.

Согласно пояснениям Администрации МО «Радищевский район»  с заявлениями о предоставлении данной муниципальной услуги в Администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области обратилось 254 субъекта. Администрацией МО «Радищевский район» выдано 254 земельно-правовых документов.

Пунктом 2.4 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для получения заявителями муниципальной услуги.

Подпунктом а). пункта 2.4 раздела 2 Административного регламента определены следующие  документы, необходимые для получения заявителями муниципальной услуги по оформлению и выдаче земельно-правовых документов (в случаях предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов), а именно:

1). заявление о предоставлении земельного участка в аренду;

2). копии учредительных документов со всеми изменениями (с предъявлением оригиналов) и банковские реквизиты для юридического лица;

3). свидетельство о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя и банковские реквизиты для индивидуального предпринимателя;

4). копия документа, удостоверяющего личность, для физического лица и индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала);

5). правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект недвижимости, расположенный на земельном участке ( в случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности или ином праве).

В соответствии с п.п. 2.6.1. п.2.6 Административного регламента непредставление документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – ФЗ № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

- представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Кроме того, пунктом 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011г. №475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», предусмотрен перечень документов, которые не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок:

1). копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;

2). при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;

3). уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения;

4). выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;

5). уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;

6). кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

 

Установлено, что документы, указанные в пп. 3, 5 п.п. а). п. 2.4 раздела 2 Административного регламента, включены в перечень документов, которые не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок согласно ФЗ №210-ФЗ, п. 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011г. №475  «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», следовательно, их представление является необязательным для заявителя в целях получения муниципальной услуги.

Cоответственно, установленные вышеперечисленные противоречия Административного регламента могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.        

Таким образом, норма пп. 3, 5  п.п. а). п. 2.4 раздела 2 Административного регламента может привести к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

Подпунктом б). пункта 2.4 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для получения заявителями муниципальной услуги по оформлению и выдаче земельно-правовых документов (в случаях предоставления земельного участка в аренду с проведением торгов, проводимых в форме аукциона или конкурса), а именно:

Для юридического лица/индивидуального предпринимателя:

1). заявка на участие в торгах в 2 экземплярах;

2). платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении, подтверждающий перечисление установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на торгах права на заключение договора аренды земельного участка;

3). нотариально заверенные копии учредительных документов со всеми изменениями и свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, а также выписка из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент) (для юридического лица);

4). копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала);

5).опись представленных документов в 2 экземплярах;

В соответствии с п.п. 2.6.1. п.2.6 Административного регламента непредставление документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – ФЗ № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

- представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Пунктом 6 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона указано, что Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 

Согласно п.п. 12,13 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, ст.38.1 Земельного кодекса РФ не предусматривает иных условий, освобождающих организатора торгов запросить данную информацию самостоятельно.         Соответственно, представление документов, предусмотренных п.п. 4 пп. б). п. 2.4. раздела 2 Административного регламента, не соответствует законодательству и для заявителей является необязательным.

Установленные вышеперечисленные противоречия Административного регламента могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.        

Таким образом, норма пп. 4 пп. б). п. 2.4. раздела 2 Административного регламента может привести к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Подпунктом в). пункта 2.4 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для получения заявителями муниципальной услуги по приобретению прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, а именно:

1). копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2). копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3). копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

4). выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих  (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение ( при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

5). выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 5 настоящего перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6). кадастровый паспорт;

7). копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность  или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

В соответствии с пп. 2.6.1. п.2.6 Административного регламента непредставление документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – ФЗ № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

- представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011г. №475  «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», предусмотрен перечень документов, которые не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок:

- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;

- при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;

- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения;

-  выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;

- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;

- кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

Установлено, что документы, указанные в пп. 2,4,5,6  пп. в). п. 2.4 раздела 2 Административного регламента, включены в перечень документов, которые не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок согласно ФЗ №210-ФЗ, п. 5 ст.36 Земельного кодекса РФ, п. 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011г. №475  «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», следовательно, их представление является необязательным для заявителя в целях получения муниципальной услуги.

Cоответственно, установленные вышеперечисленные противоречия Административного регламента могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.        

Таким образом, норма пп. 2,4,5,6  п.п. в). п. 2.4 раздела 2 Административного регламента может привести к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать подпункты 3,5 пп. а). п.2.4 раздела 2, подпункт 4 пп. б). п.2.4 раздела 2, подпункты 2,4,5,6 пп.в). п.2.4 раздела 2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по оформлению и выдаче земельно-правовых документов, утвержденного постановлением Администрации МО «Радищевский район» от 19.06.2009  № 270, противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".

2.  Выдать Администрации МО «Радищевский район» предписание об отмене или изменении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по оформлению и выдаче земельно-правовых документов, утвержденного Постановлением Администрации МО «Радищевский район» от 19.06.2009 №270,  направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

3.  Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю. Попов

 

Члены комиссии

 

А.В. Федорова

 

Е.А. Лачкина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны