Решение №б/н Решение по делу № 11262/04-2014 от 14 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                          ДЕЛО №11262/04-2014

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена "25"августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено "05" сентября 2014 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • заместитель руководителя управления К.Ю. Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова,

  • специалист – эксперт Е.А. Лачкина,

 

рассмотрев дело №11262/04-2014 по признакам нарушения Администрацией МО «город Новоульяновск» (433300, Ульяновская обл., г.Новоульяновск, ул. Волжская, д.12) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Постановления Администрации муниципального образования «город Новоульяновск» от 02.06.2014 № 386-П утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок (далее – Административный регламент).

Из анализа Регламента следует, что исполнение ряда норм Регламента может повлечь нарушение пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в связи с чем приказом от 15.08.2014 № 168 было возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией МО «город Новоульяновск» части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

На заседании комиссии 25.08.2014 представитель Администрации МО «город Новоульяновск» пояснил, что в соответствии с п. 2 Постановления от 02.06.2014 № 386-П постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление 02.06.2014 № 386-П опубликовано 04.06.2014 в газете «Правда жизни» от 04.06.2014 № 13 (45), соответственно, вступило в законную силу c 04.06.2014.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, привлеченных к участию в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости признать пп. 2, 3 п. 2.6. раздела 2; п. 3.1., 3.2. раздела 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок, утверждённого Постановлением Администрации муниципального образования «город Новоульяновск» от 02.06.2014 № 386-П, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".

При этом комиссия исходила из следующего.

 

Постановлением Администрации МО «город Новоульяновск» от 02.06.2014 № 386-П утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок.

Постановления от 02.06.2014 № 386-П постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Установлено, что постановление 02.06.2014 № 386-П опубликовано 04.06.2014 в газете «Правда жизни» от 04.06.2014 № 13 (45), соответственно, вступило в законную силу c 04.06.2014.

Пунктом 2.6. раздела 2 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для получения заявителями муниципальной услуги.

Указанным пунктом Административного регламента определены следующие  документы, предоставляемые заявителем к заявлению о предоставлении муниципальной услуги, а именно:

1)копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина);

2) к заявлениям юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок;

3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица), копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимательства  (для индивидуальных предпринимателей);

4) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если c заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

 

В соответствии п. 2.7. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, непредставление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.7.1. подраздела 2.6. раздела 2 настоящего административного регламента.

 

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ Приказом  Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 (далее – Приказ № 475) утверждён следующий Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок:

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

 

При этом ч. 2 Приказа № 475 установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

 

Следует отметить, что абз. 10 п. 2.6. раздела 2 Административного регламента предусмотрено, что от заявителя запрещается требовать:

  • представления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

Кроме того, согласно п. 2,3 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – ФЗ № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

- представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

 

Однако, в нарушение ч. 2 Приказа № 475, п. 2,3 ч.1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ в Административном регламенте не указано, что представление документов, предусмотренных пп. 2, 3 п. 2.6. раздела 2 Административного регламента, а именно:

  • документа, подтверждающего согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок;
  • копии документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица), копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимательства  (для индивидуальных предпринимателей) (запрет требования прямо установлен ч. 2 Приказа № 475), для заявителей является необязательным.

 

Положениями п.п. 3.1., 3.2. раздела 3 Административного регламента, предусматривающего состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, установлено проведение административных процедур, в том числе, таких как, приём заявлений о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок; подготовка всех необходимых документов для рассмотрения вопроса о возможности  переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок.

При этом, не для всех указанных процедур Административным регламентом предусмотрены сроки их осуществления.

Пункт 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закрепляет требование к структуре административного регламента, а именно административный регламент должен содержать раздел, устанавливающий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.

Установленное отсутствие всех сроков проведения административных процедур в Административном регламенте, противоречит указанному требованию Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, Закона «О защите конкуренции».

Cсоответственно, установленные вышеперечисленные противоречия Административного регламента могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.        

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  пп. 2, 3 п. 2.6. раздела 2; п. 3.1., 3.2. раздела 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок, утверждённого Постановлением Администрации муниципального образования «город Новоульяновск» от 02.06.2014 № 386-П, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".  

2. Выдать Администрации МО «город Новоульяновск» предписание об отмене или изменении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (собственности) на земельный участок, утверждённого Постановлением Администрации муниципального образования «город Новоульяновск» от 02.06.2014 № 386-П.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

Председатель комиссии

К.Ю. Попов

 

 

Члены комиссии

М.С. Степанова

 

Е.А. Лачкина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны