Решение №КП/536/23 Решение по делу № 073/10/104-59/2023 от 9 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 073/10/104-59/2023

 

06.02.2023

г. Ульяновск

г. Ульяновск

 

На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя Комиссии

заместителя руководителя управления <...>,

 

членов Комиссии:

 

заместителя начальника отдела <...>,

специалиста-эксперта <...>,

 

в присутствии - от ГУЗ «МИАЦ»:

(с использованием - <...> (доверенность № 04-2023 от 01.02.2023),

системы видеоконференцсвязи): - <...> (доверенность № 01-2023 от 01.02.2023),

- от ООО «АИСТ»:

- <...> (доверенность б/н от 02.02.2023 г.),

- <...> (доверенность б/н от 02.02.2023 г.),

 

по обращению Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр» (далее – ГУЗ МИАЦ, заказчик) о включении сведений в отношении ООО «Альтернативные инновационные системные технологии» (далее – ООО «АИСТ») в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке № 0168500000622003005 от 22.08.2022 г. «Создание информационной системы «Региональный акушерский мониторинг» Ульяновской области» (ЭА № 0168500000622003005),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 526-ЭП/23 от 30.01.2023 г. (дата поступления в ЕИС – 30.01.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступило обращение ГУЗ МИАЦ о включении сведений в отношении ООО «АИСТ» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке.

 

Вх. № 622-ЭП/23 и № 623-ЭП/23 от 03.02.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «АИСТ» поступили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

В соответствии с заключенным контрактом исполнитель принимает на себя обязательства по созданию информационной системы «Региональный акушерский мониторинг» Ульяновской области (далее – ПО или ИС «РАМ») и результатом работ по контракту является разработанное ПО, отвечающее требованиям, предусмотренным контрактом. В рамках исполнения контракта ООО «АИСТ» разработало ПО - ИС «РАМ» в соответствии с требованиями к техническим и функциональным характеристикам системы, предусмотренными техническим заданием.

28.10.2022 ИС «РАМ» было зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ: Информационная система «Региональный акушерский мониторинг» Ульяновской области, «АСМИК». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022680175, дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 28.10.2022, правообладатель: ООО «АИСТ».

14.11.2022 ООО «АИСТ» были проведены пусконаладочные работы по установке ИС «РАМ» на сервере заказчика. В письме №31/у от 14.11.2022 ООО «АИСТ» сообщил заказчику о готовности продемонстрировать работу системы.

17.11.2022 ООО «АИСТ» направил заказчику логины и пароли, что подтверждается письмом № 32/у от 17.11.2022.

21.11.2022 ООО «АИСТ» сообщил заказчику, что поскольку от заказчика не поступили мотивированные замечания к проведению ПНР, Исполнитель готов к выполнению следующих этапов, в частности к проведению инструктажа (письмо № 30/у от 21.11.2022).

На основании письма ГУЗ «МИАЦ» № 73-ИОГВ-11.ПО.01/1059 исх. от 23.11.2022. (получено в 8.49 23.11.2022) 23.11.2022 исполнитель провел инструктаж пользователей и администраторов Заказчика.

Заказчику была передана разработанная в соответствии с п. 6.11 Контракта эксплуатационная документация, содержащая описание разработанных результатов работ, в том числе, программ для ЭВМ, прикладных программных интерфейсов, алгоритмов и протоколов информационного взаимодействия, технических требований, спецификаций и форматов обмена данными для взаимодействия с другими информационными системами, в объеме, достаточном для их эксплуатации без привлечения исполнителя, включая: (1) описание программных файлов; (2) инструкция по установке ПО; (3) руководство пользователя; (4) руководство по администрированию. ООО «АИСТ», являющимся правообладателем ПО, предоставлена ГУЗ «МИАЦ» простая (неисключительная) лицензия на право использования ПО в соответствии с его назначением и правилами пользования, изложенными в эксплуатационной документации, в пределах его функциональных возможностей в его уставных целях на территории Ульяновской области на неограниченном количестве рабочих станций в течение всего срока действия исключительных прав на ПО, что подтверждается письмом № 38/у от 26.12.2022.

Согласно условиям контракта ИС «РАМ» должно быть интегрировано с Государственной информационной системой здравоохранения субъекта Российской Федерации (ГИС СЗ). Исходя из п. 1.3 контракта на территории Ульяновской области функционирует Региональная медицинская информационная система Ульяновской области (РМИС).

РМИС Ульяновской области организована на платформе программного комплекса ВИТАКОР РМИС, исключительными правами на который обладает ЗАО «Витакор».

ГУЗ «МИАЦ» является обладателем неисключительных прав на программный комплекс ВИТАКОР РМИС.

В структуре ГИС СЗ функционирует Вертикально - интегрированная медицинская информационная система Минздрава России (ВИМИС). Для целей исполнения Контракта рассматривается интеграция ИС «РАМ» с ВИМИС по профилю «акушерство и гинекология» и «неонатология» (ВИМИС АКиНЕО).

Согласно условиям контракта исполнитель обязуется реализовать интеграционное взаимодействие ИС РАМ и ГИС СЗ. В свою очередь, исходя из Технического задания, интеграционное взаимодействие ИС «РАМ» может быть реализовано после предоставления Заказчиком описания функций взаимодействия с ГИС СЗ. Кроме того, заказчик должен обеспечить подключение Исполнителя к исправно функционирующим тестовому и промышленному сервисам информационного взаимодействия с ГИС СЗ.

Разработанная ООО «АИСТ» ИС «РАМ» технически и функционально способна обеспечить информационное взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для сопровождения процессов оказания медицинской помощи, в том числе, информационное взаимодействие с ГИС СЗ и с ВИМИС «АКиНЕО».

Однако, для того чтобы исполнитель мог реализовать такое взаимодействие и интеграцию, Заказчику, который обладает правами на использование указанных программ на основании соответствующих лицензий, необходимо совершить определенные действия, в том числе предоставить интеграционные профили (описание функций, условий взаимодействия и др.).

Так техническим заданием прямо предусмотрено, что интеграционное взаимодействие может быть реализовано только при условии предоставления заказчиком описания функций взаимодействия с ГИС СЗ. Также согласно п. 3.3.1 контракта для функционирования сервиса взаимодействия с ВИМИС АКиНЕО заказчик обязан предоставить для этого необходимые данные.

Указанные обязательства ГУЗ «МИАЦ» по обеспечению интеграции ИС «РАМ» являются встречным исполнением по отношению к обязательству ООО «АИСТ» по реализации интеграционного взаимодействия, и неисполнение заказчиком данных обязательств свидетельствует о просрочке кредитора. Обязательства заказчика по обеспечению интеграции ИС «РАМ» не выполнены.

Согласно техническому заданию, если по объективным причинам заказчик не сможет в установленные сроки обеспечить выполнение работ по интеграции, исполнитель в целях сдачи-приемки работ по контракту может продемонстрировать реализацию базовых возможностей по интеграции в специально сформированном тестовом окружении и далее, в рамках осуществления им гарантийных обязательств, выполнить требования данного Контракта по мере появления доступов к исправно функционирующим сервисам заказчика.

ООО «АИСТ» неоднократно просило сообщить о статусе выполнения заказчиком обязательств, обеспечивающих интеграционное взаимодействие ИС «РАМ» (№ 27У от 01.11.2022, № 29У от 18.11.2022, № 33У от 12.12.2022, № 34/У от 14.12.2022, № 36/У от 23.12.2022, № 38/У от 26.12.2022), а также планируемой дате проведения приемочных испытаний на территории заказчика либо о решении о приемке работ по Контракту путем демонстрации возможностей интеграции ИС «РАМ» в тестовом окружении, но ответа на данные предложения не получил.

Только 20.12.2022 ГУЗ «МИАЦ» было передано описание интеграционных профилей сервиса поиска пациентов. ООО «АИСТ» был доработан сервис интеграционного взаимодействия, по результатам которого были выявлены проблемы, изложенные в письме № 35У от 22.12.2022, а именно: было выявлено неисправно функционирующий тестовый контур информационного взаимодействия с ГИС СЗ.

22.12.2022 ООО «АИСТ» была получена информация от ЗАО «ВИТАКОР» о том, что ранее полученная от ГУЗ «МИАЦ» информация по интеграционному взаимодействию является недостоверной и после получения достоверной информации непосредственно от ЗАО «ВИТАКОР» проблемы, указанные в письме № 35У от 22.12.2022, были устранены ООО «АИСТ».

Действия ГУЗ «МИАЦ» по предоставлению недостоверной информации свидетельствуют о его ненадлежащем исполнении обязательств по контракту. В совокупности с другими действиями, бездействием ГУЗ «МИАЦ» данные действия подтверждают его стойкое уклонение от исполнения контракта.

Исходя из Уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта 73-ИОГВ-11.ПО.01/1139 от 16.12.2022 (далее – Уведомление) отказ от исполнения контракта мотивирован ГУЗ «МИАЦ» тем, что ИС «РАМ» не соответствуют заданным техническим и функциональным характеристикам, со ссылкой на п. 14.7 Контракта и п. 3 ст. 723 ГК РФ.

ГУЗ «МИАЦ» ссылается в Уведомлении на неоднократное информирование исполнителя о недостатках ПО, которые исполнитель не устранил. Так, ГУЗ «МИАЦ» в Уведомлении указывает, что «Исполнитель не принял мер, направленных на доработку системы, игнорируя ранее направленные претензии». При этом ГУЗ «МИАЦ» указывает в Уведомлении на претензии (от 07.12.2022 № 73-ИОГВ-11.ПО.01/1113, от 22.11.2022 № 73-ИОГВ-11.ПО.01/1052, от 03.11.2022 № 73-ИОГВ-11.ПО.01/936, от 28.10.2022 № 73-ИОГВ-11.ПО.01/907) об уплате неустойки в соответствии с нарушением сроков выполнения работ, в которых отсутствуют замечания к качеству ПО. ГУЗ «МИАЦ» в Уведомлении указывает только на одно письмо от 30.11.2022 № 73-ИОГВ-11.ПО.01/1070, действительно содержащее замечания к качеству ПО, которые также не обоснованы со ссылками на техническое задание, не дана оценка недостатков по критерию существенности для работоспособности ПО.

В соответствии с п. 1 ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: (1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; (2) соразмерного уменьшения установленной за работу цены; (3) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (ст. 397 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

ГУЗ «МИАЦ» при отказе от договора не предоставлены доказательства того, что недостатки работ являются существенными и неустранимыми. Ранее, ООО «АИСТ» не получал от заказчика мотивированных доказательств того, что недостатки ПО делают его не пригодным для предусмотренного в Контракте использования.

Пунктом 11 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта только в том случае, если обстоятельства ненадлежащего исполнения подтверждены результатами экспертизы.

В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ право на односторонний отказ у одной из сторон от договора возникает только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Данные обстоятельства также не были доказаны ГУЗ «МИАЦ» при отказе от договора.

ГУЗ «МИАЦ» в нарушение вышеуказанных норм, заявив о технических и функциональных недостатках ПО, не только не провел экспертизу ПО, но и не обосновал замечания к ПО надлежащим образом, тем самым не подтвердил факт ненадлежащего исполнения ООО «АИСТ» обязательств по контракту, связанных с качеством ПО.

С учетом отсутствия надлежащих доказательств существенных недостатков ПО у заказчика отсутствовали основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.

С учетом вышеизложенного, ООО «АИСТ» расценив уведомление ГУЗ «МИАЦ» от 16.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительной сделкой и оспорил ее в Арбитражный суд Ульяновской области.

Согласно ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. При наличии указанных обстоятельств подрядчик вправе отказаться от дальнейшего исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с ч. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Заказчик, несмотря на неоднократные требования ООО «АИСТ» выполнить встречные обязательства по обеспечению интеграции системы, данные обязательства не выполнил и при этом систематически принимает действия по дискредитации ООО «АИСТ», обосновывая такие действия ни чем не подтвержденным мнением о «некомпетентности исполнителя».

Учитывая вышеизложенное, на основании ст. 719 ГК РФ, ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе исполнитель направил заказчику уведомление об одностороннем отказе от дальнейшего исполнения обязательств по контракту.

С учетом вышеизложенного, ООО «АИСТ» считает, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестности, он не уклонялся от исполнения контракта и оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.

 

На заседании Комиссии в рамках дистанционного рассмотрения дела 03.02.2023 г. представители заказчика поддержали обращение, представитель ООО «АИСТ» подключение к видеоконференции не обеспечил, в рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 06.02.2023 г. для анализа материалов дела.

 

Вх. № 672-ЭП/23 от 06.02.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «АИСТ» поступили дополнительные документы и сведения, отражающие сведения из личного кабинета участника в ЕИС.

 

На заседании Комиссии в рамках дистанционного рассмотрения дела после перерыва 06.02.2023 г. представители заказчика поддержали обращение в полном объеме, представленные ООО «АИСТ» с обращением не согласились, поддержали представленные письменные возражения.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила признать обращение ГУЗ МИАЦ не подлежащим рассмотрению. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

22.08.2022 г. между ООО «АИСТ» и ГУЗ «МИАЦ» был заключен контракт № 0168500000622003005 на создание информационной системы «Региональный акушерский мониторинг» Ульяновской области (далее – система, цена контракта - 9 950 000,00 руб.)

Согласно пункту 4.1. контракта внедрение автоматизированной системы «Региональный акушерский мониторинг» Ульяновской области должно быть осуществлено с момента заключения контракта в соответствии с Календарным планом. Относительные сроки исполнения контракта: дата начала исполнения контракта – 0 календарных дней с даты заключения контракта; срок исполнения контракта – 65 календарных дней с даты начала исполнения контракта; сроки корректируются по согласованию заказчика с исполнителем.

Разделом 3 контракта № 0168500000622003005 регламентированы права и обязанности сторон по контракту.

Приложением № 2 к контракту № 0168500000622003005 является перечень требований к техническим и функциональным характеристикам системы.

Приложением № 3 к контракту № 0168500000622003005 является Календарный план оказания услуг, содержащий 7 стадий оказания услуг, а также указание на их содержание, документы, оформляемые по окончании стадии и срок в течение которого они должны быть исполнены.

ГУЗ МИАЦ и ООО «АИСТ» представлена переписка, которая велась сторонами по вопросу исполнения контракта.

Раздел 14 контракта № 0168500000622003005, заключенного между ГУЗ МИАЦ и ООО «АИСТ», предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок расторжения контракта в одностороннем порядке.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

При этом, согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из анализа материалов по данному обращению следует, что на основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе 28.12.2022 ООО «АИСТ» было принято решение об одностороннем расторжении контракта.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 20.1 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было сформировало ООО «АИСТ» с использованием ЕИС и подписано усиленной электронной подписью уполномоченного лица и размещено в ЕИС 28.12.2022 в 17:50 (МСК).

В течение часа после размещения указанного решения в ЕИС оно автоматически направляется заказчику. Датой его поступления адресату следует считать дату размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной заказчика. Данный порядок считается надлежащим уведомлением (пункты 2, 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно сведениям ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено заказчиком 28.12.2022 в 17:50 (МСК).

В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 29.12.2022 в 13:20 (МСК) решение размещено в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ООО «АИСТ» о принятом заказчиком решении является 29.12.2022 в 13:20 (МСК).

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Исходя из положений частей 13 и 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принятые ООО «АИСТ» и ГУЗ МИАЦ вступили в силу 09.01.2023.

В указанном случае, из анализа представленных сведений, Комиссией Ульяновского УФАС России был сделан вывод о том, что заказчиком было принято решение о расторжении контракта после того, как указанное решение было принято ООО «АИСТ», в связи с чем, обращение Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр» о включении сведений в отношении ООО «АИСТ» не подлежит рассмотрению.

 

Руководствуясь пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ», статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Обращение Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр» о включении сведений в отношении ООО «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении контракта № 0168500000622003005 от 22.08.2022 г. на Создание информационной системы «Региональный акушерский мониторинг» Ульяновской области в одностороннем порядке признать не подлежащим рассмотрению.

 

 

Председатель Комиссии:

<...>

 

Члены Комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Связанные организации

ООО "Альтернативные инновационные системные технологии"
ИНН 7713486516, ОГРН 1217700639100
ГУЗ "Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр"
ИНН 7325031357, ОГРН 1047301036925