Решение №3690 Реклама ненадлежащая, нарушающая требования ч. 7 ст. 5 Федер... от 17 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 073/05/9-15645/2019

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2019

Решение в полном объеме изготовлено 17.07.2019                                                          г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - врио руководителя управления С<…>в,

члены комиссии:            - ведущий специалист-эксперт К<…>на,

                                         - специалист-эксперт А<…>в,

рассмотрев дело № 073/05/9-15645/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы акционерного общества «Ульяновсккурорт» (далее - АО «Ульяновсккурорт»), ОГРН 1027301171094, ИНН 7325007322, «Акция Женское здоровье», размещенной на рекламной конструкции (билборде) № 77, сторона «А», установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, западнее жилого дома <..>, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии от лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- АО «Ульяновсккурорт», ОГРН 1027301171094, ИНН 7325007322, расположенного по адресу: 433341, Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1, - представителя Т<…>вой (доверенность № 44 от 03.07.2019, паспорт);

- общества с ограниченной ответственностью «Стрит-Лайн» (далее - ООО «Стрит-Лайн»), ОГРН 1137327004000, ИНН 7327070400, расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Островского, д. 60, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом;

- общества с ограниченной ответственностью «Виз-Арт» (далее - ООО «Виз-Арт»), ОГРН 1137327003440, ИНН 7327069846, расположенного по адресу: 432045, г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 17А, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Ульяновским УФАС России определением от 15.04.2019 возбуждено дело № 073/05/9-15645/2019 по признакам нарушения п. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, западнее жилого дома <...>, рекламы АО «Ульяновсккурорт» «Акция Женское здоровье».  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены АО «Ульяновсккурорт» и ООО «Стрит-Лайн».  Рассмотрение дела назначено на 14.05.2019.

Представитель АО «Ульяновсккурорт» в письменных пояснениях (исх. б/н от 13.05.2019, вх. № 3070 от 14.05.2019) и на заседании комиссии 14.05.2019 сообщил, что между ООО «Виз-Арт» и АО «Ульяновсккурорт» заключен договор возмездного оказания услуг № 111/1 от 27.11.2015, согласно которому ООО «Виз-Арт» обязуется оказать услуги по размещению информационных материалов, предоставляемых АО «Ульяновсккурорт», на средствах наружной рекламы (рекламных конструкциях), принадлежащих ООО «Виз-Арт» как на праве собственности, так и на ином законном праве.  Указанный договор заключен на неопределенный срок.  По договору № 111/1 от 27.11.2015 в обязанности ООО «Виз-Арт» входит монтаж рекламных материалов и их демонтаж в срок не позднее 5 дней с даты окончания размещения.

Акция «Женское здоровье» проходила в здравницах АО «Ульяновсккурорт» в период с 01.03.2019 по 31.03.2019.  Были выполнены следующие подготовительные мероприятия, направленные на размещение рекламы: заключено приложение № 34 от 19.02.2019, в п. 1 которого указывается период размещения рекламы - с 01.03.2019 по 31.03.2019 (то есть ООО «Виз-Арт» обязано было демонтировать рекламу по истечении периода размещения).  Акция проводилась на основании локального акта, в котором указывался чёткий период проведения (в материалы дела данный локальный акт не представлен).

В указанный период работала подробная интернет-ссылка, отраженная в рекламе, на условия этой акции, в том числе указывался период окончания действия акции.

Кроме того, АО «Ульяновсккурорт» полагает, что использован такой рекламный ход - с минимизацией рекламы, то есть если тема рекламы потребителя заинтересовала, он пройдет по ссылке и более детально изучит её.  Тем более, рекламная конструкция размещена на участке активного движения транспорта, у потребителя нет много времени для изучения большого объема текста.

При размещении указанной рекламы АО «Ульяновсккурорт» имело цель - донести до потребителя информацию об интересной акции, а не ввести его в заблуждение.

АО «Ульяновсккурорт» считает, что вся работа по продвижению акции «Женское здоровье» была выполнена исключительно по привлечению потребителей в указанный срок.  Как только закончился срок действия акции, реклама была демонтирована, интернет-ссылка стала неактивной.  Таким образом, реклама не является ненадлежащей, вводящей конечного потребителя в заблуждение.  При размещении рекламы присутствовала только невнимательность сотрудников.

На рассмотрение дела 14.05.2019 представитель ООО «Стрит-Лайн» не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом.  В письменных пояснениях (исх. № 26 от 22.04.2019, вх. № 2667 от 22.04.2019) ООО «Стрит-Лайн» сообщило, что сторона «А» рекламной конструкции № 77, установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, западнее жилого дома <...>, в марте 2019 года по договору на предоставление рекламного места № 185 от 25.08.2015 была предоставлена ООО «Виз-Арт».  Также ООО «Стрит-Лайн» представило приложение № 43 от 28.02.2019 к указанному договору и акт об оказании услуг № СЛСЛ-0000004 от 31.03.2019.

Определением от 14.05.2019 срок рассмотрения дела № 073/05/9-15645/2019 продлен до 15.07.2019, рассмотрение дела отложено и назначено на 13.06.2019.  К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО «Виз-Арт».

Представитель АО «Ульяновсккурорт» на рассмотрении дела 13.06.2019 поддержал доводы, приведенные ранее, дополнительно сообщив, что реклама распространялась только в срок действия акции.  АО «Ульяновсккурорт» представлена копия приказа общества от 28.02.2019 № 7/4 «О проведении акций в санаториях АО «Ульяновсккурорт» (вх. № 3945 от 13.06.2019).

Представитель ООО «Стрит-Лайн» на рассмотрение дела 13.06.2019 не явился.  Определение от 14.05.2019 (исх. № 2539-05 от 16.05.2019) направлено обществу по адресу места нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), заказным письмом с уведомлением № 43206835552362 от 17.05.2019, которое адресатом получено 20.05.2019.

В письменных пояснениях (исх. № 15 от 31.05.2019, вх. № 3824 от 07.06.2019) и на заседании Комиссии 13.06.2019 представителем ООО «Виз-Арт» сообщено, что на основании договора возмездного оказания услуг от 27.11.2015 в период с 01.03.2019 по 31.03.2019 общество размещало спорную рекламу АО «Ульяновсккурорт».  ООО «Виз-Арт» при размещении рекламы не усмотрело в дарении подарка стимулирующего мероприятия, определенного в ст. 9 Федерального закона «О рекламе», поскольку из содержания рекламы не следует, что получение подарка «1000 рублей» в рамках акции «Женское здоровье» осуществляется по результатам конкурса, игры или лотереи.  Какой-либо иной информации, кроме готового плаката для размещения, АО «Ульяновсккурорт» ООО «Виз-Арт» не предоставлялось, что исключало возможность расценить размещаемую рекламу как стимулирующее мероприятие в рамках ст. 9 Федерального закона «О рекламе».  Текст с условиями акции «Женское здоровье», размещенный на сайте АО «Ульяновсккурорт», также не содержит указания на необходимость участия в каких-то специальных мероприятиях, по результатам которых предоставляется подарок.  Обещание подарка при покупке путевки в период с 01.03.2019 по 31.03.2019, с точки зрения рекламораспространителя, может расцениваться как предоставление дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара, и, с учетом ст. 11 Федерального закона «О рекламе», действует два месяца, поскольку в рекламе не указан срок действия акции.  Получение подарка - это фактически предоставление преимуществ приобретателю путевки в санаторий в марте 2019 года, но не стимулирующее мероприятие, определенное в ст. 9 Федерального закона «О рекламе».  Отсутствие части существенной информации, в данном случае - срока проведения акции, не допускается ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».  При этом рекламораспространитель не несет ответственности по ч. 7 ст. 5 указанного закона.  Таким образом, ООО «Виз-Арт» с привлечением общества, как рекламораспространителя, по ст. 9 Федерального закона «О рекламе» не согласно.

Определением от 13.06.2019 рассмотрение дела № 073/05/9-15645/2019 отложено и назначено на 04.07.2019.  Также Комиссия усмотрела в рекламе «Акция Женское здоровье», размещенной на рекламной конструкции (билборде) № 77, сторона «А», установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, западнее жилого дома <...>, признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Представитель АО «Ульяновсккурорт» на рассмотрении дела 04.07.2019 поддержал доводы, приведенные ранее.  Дополнительных письменных пояснений по делу, иных документов обществом не представлено.

Представитель ООО «Стрит-Лайн» на рассмотрение дела 04.07.2019 не явился.  Определение от 13.06.2019 (исх. № 3158-05 от 18.06.2019) направлено обществу по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, заказным письмом с уведомлением № 43206836553689 от 19.06.2019, которое адресатом получено 20.06.2019.

Представитель ООО «Виз-Арт» на рассмотрение дела 04.07.2019 не явился.  Определение от 13.06.2019 (исх. № 3158-05 от 18.06.2019) направлено обществу по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, заказным письмом с уведомлением № 43206836553696 от 19.06.2019, которое адресатом получено 20.06.2019.

Исследовав материалы дела № 073/05/9-15645/2019, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу АО «Ульяновсккурорт» «Акция Женское здоровье», размещенную на рекламной конструкции (билборде) № 77, сторона «А», установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, западнее жилого дома <...>, содержащую нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации сотрудниками Ульяновского УФАС России 21.03.2019 установлен факт размещения на стороне «А» билборда № 77, установленного на Московском шоссе г. Ульяновска, рекламы АО «Ульяновсккурорт» «Акция Женское здоровье».

Реклама АО «Ульяновсккурорт» имеет следующее содержание.  В левой части рекламы размещено фотографическое изображение цветов.  В правой части плаката размещен текст: «УльяновскКУРОРТ  Акция  Женское здоровье  1000 рублей в подарок*» со знаком сноски.  Ниже под знаком сноски приведен текст: «*Подробная информация  ulkurort.ru  8(800)707-41-05».  Иная информация в рекламе отсутствует.

Условия акции «Женское здоровье» утверждены приказом АО «Ульяновсккурорт» от 28.02.2019 № 7/4 (вх. № 3945 от 13.06.2019).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.

Комиссия Ульяновского УФАС России соглашается с доводом ООО «Виз-Арт», что получение подарка «1000 рублей» в рамках акции «Женское здоровье» осуществляется не по результатам конкурса, игры или лотереи.  Подарок «1000 рублей» от АО «Ульяновсккурорт» гарантирован всем лицам - участникам акции «Женское здоровье», которая не является стимулирующим мероприятием в смысле ст. 9 Федерального закона «О рекламе».  Поэтому к рассматриваемой рекламе требования указанной нормы закона не распространяются.

Таким образом, нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе АО «Ульяновсккурорт» «Акция Женское здоровье» отсутствует.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из содержания рассматриваемой рекламы не понятен характер подарка «1000 рублей» - то ли это тысячерублевая купюра, то ли скидка на какие-то товары (услуги) АО «Ульяновсккурорт», то ли иное.

Согласно сведениям, представленным на сайте АО «Ульяновсккурорт»: http://ulkurort.ru/, условия акции «Женское здоровье» следующие: «Условия акции: путевка с лечением в санаторий имени В.И. Ленина и санаторий «Дубки», срок пребывания от 12 дней, срок акции: с 1 по 31 марта 2019 года (последний день заезда 31 марта), все категории номеров.  Подарочный сертификат 1000 рублей на любую процедуру из прейскуранта платных медицинских услуг (диагностические, физиотерапевтические, лечебные).  Если процедура превышает стоимость сертификата, гость доплачивает разницу в цене».

Таким образом, подарок «1000 рублей» - это подарочный сертификат на любую процедуру из прейскуранта платных медицинских услуг (диагностические, физиотерапевтические, лечебные), который предоставляется лицам, купившим путевку с лечением в санаторий имени В.И. Ленина и санаторий «Дубки» на срок не менее 12 дней с заездом в марте 2019 года (с 1 по 31 марта, включительно).

В рекламе «Акция Женское здоровье» информация, характеризующая подарок и период проведения акции, отсутствует, чем потребители рекламы вводятся в заблуждение.

Наличие в рекламе сноски: «*Подробная информация  ulkurort.ru  8(800)707-41-05», отсылающей потребителя рекламы к дополнительной информации, размещенной на сайте АО «Ульяновсккурорт» и получаемой по телефону: 8(800)707-41-05, не является свидетельством соблюдения требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».  Реклама является самостоятельным (завершённым) информационным продуктом, и обязательная в ней в соответствии с законодательством о рекламе информация не может быть заменена ссылками на какие-либо источники информации вне рекламы.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Реклама «Акция Женское здоровье» размещена на рекламной конструкции № 77, установленной на Московском шоссе г. Ульяновска (западнее жилого дома <...>), в соответствии с договором возмездного оказания услуг № 111/1 от 27.11.2015 (приложение № 34 от 19.02.2019), заключенным между АО «Ульяновсккурорт» (заказчик) и ООО «Виз-Арт» (исполнитель).  ООО «Виз-Арт», в свою очередь, заключен договор на предоставление рекламного места (сторона «А» рекламной конструкции № 77) № 185 от 25.08.2015 с ООО «Стрит-Лайн».  Печать винилового баннера с рекламой «Акция Женское здоровье» также осуществлена ООО «Виз-Арт» в соответствии с договором возмездного оказания услуг № 111/1 от 27.11.2015 (приложение № 35 от 20.02.2019).

По оказанным услугам АО «Ульяновсккурорт» и ООО «Виз-Арт» подписаны акты № 142 от 27.02.2019 (печать рекламных материалов) и № 84 от 31.03.2019 (размещение рекламно-информационных материалов), согласно которым заказчик АО «Ульяновсккурорт» претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.  Услуги ООО «Виз-Арт» (счёт № 84 от 19.02.2019 на сумму 28 420,00 руб., счёт № 142 от 20.02.2019 на сумму 9 720,00 руб.) АО «Ульяновсккурорт» оплачены в полном объеме (платёжное поручение № 961 от 26.03.2019 на сумму 38 140,00 руб.).

Таким образом, рекламодателем в данном случае является АО «Ульяновсккурорт».

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.  Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

По мнению Комиссии, необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку реклама была актуальна в определённый период времени и её распространение прекращено.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу АО «Ульяновсккурорт», ОГРН 1027301171094, ИНН 7325007322, «Акция Женское здоровье», размещенную на рекламной конструкции (билборде) № 77, сторона «А», установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, западнее жилого дома <...>, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>

Члены Комиссии:                                                                                                         <…>

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "УЛЬЯНОВСККУРОРТ"
ИНН 7325007322, ОГРН 1027301171094