Решение б/н Решение в отношении ООО «Управляющая компания по оказанию ус... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от 01.09.2011 № 4892-04
РЕШЕНИЕ
                                                                                                                                                              ДЕЛО № 7556/04-2011
г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена: 18 августа 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено: 01 сентября 2011 г.


Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
члены -    начальник отдела М.С. Степанова;
-    специалист – эксперт Е.С. Канева

рассмотрев дело № 7556/04-2011 по признакам нарушения ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения»   (433300, г. Новоульяновск, ул. Ремесленная д. 13а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", 

УСТАНОВИЛА:

18.05.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ТСЖ «Эльбрус» на действия ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» по отказу от заключения договоров с товариществом, навязыванию невыгодных условий договора товариществу, нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования.
На основании указанного заявления приказом вр.и.о. руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 20.06.2011 № 234 было возбуждено дело по признакам нарушения ООО  «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании ТСЖ "Эльбрус" условий договора на водоотведение №34-К, невыгодных для него, прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
На заседании комиссии представитель ТСЖ «Эльбрус» поддержал доводы, указанные в заявлении. Пояснил, что невыгодным условием ТСЖ считает расчет объема потребленной воды исходя из сечения трубы – как по холодной воде, так и по ГВС. Если рассчитывать данным способом, то получится, что в январе 2011 г. ТСЖ начислили объем потребления, равный 10% от потребления всего г. Новоульяновска.
Точную дату первого обращения указать не смог. Ответ товарищества с протоколом разногласий был направлен 24.02.2011. 03.03.11 товарищество направило письменный запрос на выдачу реквизитов, 24.03.2011 получили указанные реквизиты. С февраля 2011 года оплата осуществляется согласно показаниям приборов учета горячей и холодной воды. Также пояснил, что расчет объема потребления ГВС должен осуществляться по нормативу, а начислили по диаметру трубы. Пояснил, что общество сделало перерасчет. В частности, на прошлой неделе получен акт сверки. Спорный период только январь 2011 г. В суде находится иск общества о взыскании денежных средств за январь 2011 года. Взыскивается около 100 тысяч рублей, тогда как по расчету должны заплатить около 3 тысяч рублей. Считает, что  договор заключен с 10.06.2011. Не смог пояснить вопрос, с каким пунктом договора ТСЖ было не согласно, и каким образом данный пункт изменен, указал, что исключен пункт 5.2. из проекта договора.
Представители ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» пояснили, что объем водоотведения равен сумме потребленной холодной воды и горячей воды. Объем горячей воды был рассчитан по сечению трубы, а холодной по нормативу.  За январь 2011 г. объем водоотведения ТСЖ «Эльбрус» определялся на основании данных ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоснабжения» об объеме холодного водоснабжения, данных МУП «ЖилКомХоз» об объеме горячего водоснабжения. Не смогла однозначно пояснить, какой пункт договора был изменен в последней редакции, т.к. проект договора менялся неоднократно, а к оплате выставляли объем, определенный по показаниям приборов учета.  Документы, подтверждающие государственную регистрацию договоров о передаче в аренду недвижимого имущества, используемого для оказания услуг по водоотведению, находящегося в муниципальной собственности, не могут быть представлены в связи с отсутствием их у Общества. Представлен зарегистрированный договор о передаче в аренду нежилого здания. Сравнение редакций договоров невозможно в связи с тем, что первоначальные редакции договора удалены. Между ТСЖ «Эльбрус» и Обществом подписаны акты сверок взаимных расчетов за период с 01.01.2011 по 04.08.2011. Представитель Общества не смогла пояснить, каким образом для Общества был установлен тариф на услуги водоотведения, если не зарегистрированы договоры аренды муниципального имущества. Указала, что при установлении тарифа на 2011 г. учитывались все сети водоотведения. Представитель Общества заявила ходатайство о прекращении производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий. 

Из материалов дела следует, что 20.01.2011 ТСЖ «Эльбрус» направлено письмо в адрес ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» о заключении договора на водоотведение. Согласно пояснениям председателя ТСЖ  «Эльбрус» Обществом направлен проект договора №34-К на водоотведение.
24.02.2011 ТСЖ «Эльбрус» направлен протокол разногласий, в котором указано, что товарищество собственников жилья не является коммерческой организацией, все договорные отношения должны строиться в соответствии с Жилищным кодексом РФ и иным актам, в части, касающейся товарищества. Договор №34-К на водоотведение данным нормативным актам не соответствует.
30.03.2011 ТСЖ «Эльбрус» повторно направил протокол разногласий к договору №34-К на водоотведение в части несоответствия договора Жилищному  кодексу РФ и иным актам, в части касающихся ТСЖ.
06.04.2011 (исх. №45) ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» направило в адрес ТСЖ «Эльбрус» претензию, согласно которому ТСЖ «Эльбрус» самовольно пользуется системой коммунального водоснабжения, так как договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией отсутствуют. Расчет количества израсходованной воды с 01.01.2011 осуществлялся на основании п.57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.02.1999 №167. Количество воды определялось по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/сек. с момента обнаружения. Из письма следует, что объем водопотребления ТСЖ «Эльбрус» за январь 2011 г. составил 8073,76 куб.м, при этом объем водопотребления равен объему водоотведения.
11.04.2011 ТСЖ «Эльбрус» направлено письмо об ускорении заключения договора на водоотведение и отсутствии основания требовать оплату по выставленному счету за январь 2011 г., так как расчет за услугу водоотведения произведен с нарушением Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307.
25.05.2011 (исх. №92) ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» повторно направлен договор №34-К на водоотведение для подписания ТСЖ «Эльбрус».
ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» представлен подписанный договор №122-Н на водоотведение.
Из имеющихся в материалах дела копии акта от 31.01.2011 №79, счета на оплату от 31.01.2011 №79, счет-фактуры от 31.01.2011 №76 следует, что выставленный объем сточных вод составил 8073,76 куб.м. Стоимость оказанной услуги водоотведения за январь 2010 г. составила 110 771,99 руб.

I. Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения», выразившихся в навязывании ТСЖ «Эльбрус» условий договора №34-К на водоотведение невыгодных для него, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Основным видом деятельности ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» является удаление и обработка сточных вод (код ОКВЭД 90.00.1).
Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 №5, с целью установления доминирующего положения ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 №220  (далее - Порядок).
Учитывая особенности предоставления услуг водоотведения, в связи со сложившейся схемой  водоотведения, в силу физического расположения сетей абонентов Общества, и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения канализационных сетей абонентов к сетям Общества, рассматриваемый товарный рынок определен как локальный рынок услуг водоотведения, расположенный в границах присоединенных канализационных сетей ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения».
В качестве источников исходной информации о рынке использовались сведения, предоставленные ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения».
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» оказывает услугу водоотведения ТСЖ «Эльбрус» с 01.01.2011.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст) введен раздел О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подраздел ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», класс 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность».
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Установленные продуктовые границы включают в себя исключительно такой товар, как услуга водоотведения, которая по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами. Следовательно, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют. Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является услуга водоотведения.
Из содержания ст.ст. 454, 456, 458, 506, 539 ГК РФ вытекает обязанность продавца (поставщика) передать товар покупателю. Исходя из специфических физических характеристик водных ресурсов,  услуга водоотведения может быть оказана только при наличии системы канализации. Прием сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Договор заключается с абонентом при наличии у него в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объектов, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на прием сточных вод.
ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водотведения» согласно договору от 15.11.2010 №70 о передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности с единственным участником конкурса, заключенного с  Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениями МО «Город Новоульяновск», акту приема передачи недвижимого имущества владеет нежилым зданием для оказания услуг водоотведения, а также согласно договору от 30.11.2010 №76 о передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности с единственным участником конкурса, заключенного с  Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениями МО «Город Новоульяновск», акту приема – передачи недвижимого имущества от 30.11.2010 – канализационными сетями и иным объектами, необходимыми для оказания услуг водоотведения.
Тариф на водоотведение для ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» на 2011 г. утвержден Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.11.2010 №06-424.
 В качестве территории данного рынка рассматривается территория в границах присоединенной канализационной сети ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения».
 Продавцом на исследуемом рынке выступает только ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» в силу технологических особенностей водоотведения. ТСЖ «Эльбрус», присоединенное к канализационным сетям ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения», является потребителем данной услуги.
Доля ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» на рынке услуг водоотведения в границах присоединенной сети составляет 100%.
  Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: CR-1 - 100 %.
На данном рынке существуют экономические ограничения входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений в канализационные сети при длительных сроках окупаемости этих вложений, оказание услуг по водоотведению конечного потребителя возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими техническое оснащение, коммуникации и прочее оборудование, необходимое для пропуска расчетного количества воды, при заданном режиме, за определенное время,  значительные затраты на поддержание сетей в исправном состоянии. Таким образом, строительство новой городской канализационной системы в данном случае будет нецелесообразно – есть возможность для получения услуг по отпуску сточных вод близко расположенному и единственному продавцу.
Также существуют административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества, так как услуга водоотведение оказывается с использованием канализационных сетей, являющихся муниципальной собственностью, утверждение тарифов на услугу водоотведения, устанавливаемую Министерством экономики Ульяновской области.
Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.
Соответственно, ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» по отношению к ТСЖ «Эльбрус» занимает доминирующее положение.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса  РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
 В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
 Следовательно, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ  оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Правилами №307 регулируются отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг непосредственно гражданам.
Согласно пункту 4 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 307 исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, на отношения между ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоснабжения» и ТСЖ «Эльбрус» распространяется действие Правил №307.
Пунктом 8 Правил №307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам №307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В нарушение указанного порядка в п. 1.2 первоначальной редакции договора №34-К на водоотведение (далее - договор) указано, что количество сточных вод, принимаемых от объекта «Абонента», принимается равным количеству израсходованной холодной, горячей, технической воды, определяемому соответствующим расчетом, исходя из установленных норм расхода и пропорциональной доли «Абонента» в общем количестве фактического объема очищаемых сточных вод. Установление данного способа расчета повлекло нарушение установленного Правилами №307 порядка ценообразования за оказанные услуги водоотведения в январе 2011 г. Согласно перевыставленным акту от 31.01.2011 №79 и счету-фактуре от 31.01.2011 №76, расчет объема оказанной услуги водоотведения произведен в соответствии с Правилами №307.
Из п.4.3.2, п.5.2  первоначальной редакции договора следует, что «Услугодатель» вправе прекратить прием сточных вод в случае двукратного нарушения «Абонентом» срока оплаты за оказанные услуги до погашения задолженности. В соответствии с п.5.3 при нарушении сроков оплаты два и более раза за выполнение услуги по приему сточных вод «Услугодатель» вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с полным прекращением оказания услуги.
В соответствии с п.9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечено бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.
Раздел Х Правил №307 (пункты 79 - 86) регулирует порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных ресурсов исполнителем.
Согласно пункту 80 Правил №307 приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг вправе исполнитель коммунальных услуг.
В силу пункта 85 Правил №307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению прав и интересов граждан, проживающих в многоквартирном доме и не имеющих долгов по оплате, согласно пункту 86 Правил № 307.
Таким образом, ограничение отведения из жилого помещения бытовых стоков в отношении потребителей, проживающих в доме под управлением ТСЖ «Эльбрус» в порядке ином, чем установленного Правилами №307, запрещено.
и не имеющих задолженности по оплате, запрещено.
П. 4.3.2 подписанной редакции договора установлено, что «Услугодатель» вправе прекратить прием сточных вод в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». П.5.2 договора удален, п.5.3 изменен.
Таким образом, п.1.2, п.4.3.2, п.5.2, п.5.3 проекта договора №34-К на водоотведение являются противоречащими законодательству и невыгодными для ТСЖ «Эльбрус», однако изменены в окончательной редакции, подписаны сторонами, что является доказательством устранения нарушения антимонопольного законодательства.

II. Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения», выразившееся в нарушении установленного нормативными установленного Правилами представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, порядка ценообразования при выставлении ТСЖ «Эльбрус» платы за услугу водоотведение в январе 2011 г., нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил №307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения  потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно актам допуска в эксплуатацию узла учета холодной и горячей воды приборы учета холодной и горячей воды допущены в эксплуатацию с 02.02.2011. До данного периода времени в ТСЖ «Эльбрус» отсутствовал общедомовой прибор учета холодного и горячего водоснабжения.
Согласно п. 19 Правил №307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для водоотведения -  в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам №307.
В соответствии с пп.3 п.1 приложения №2 к Правилам №307 размер платы за водоотведение (руб.) в жилом доме или в i-том жилом помещении многоквартирного дома по формуле:
 , где:
 - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
 - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (куб. м в месяц на 1 чел.);
 - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для горячего водоснабжения руб./куб. м).
Следовательно, оплата коммунальных услуг гражданином должна производиться в соответствии с  нормативами, установленными уполномоченным органом.
Решением Совета депутатов МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 21.11.2008 №4 утверждены нормативы водоотведения населением МО «Город Новоульяновск», проживающим в домах, не оборудованных приборами учета. Норматив водоотведения жителей, проживающих в жилом доме под управлением ТСЖ «Эльбрус», составляет 9,1 куб.м в месяц на 1 чел.
Согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 (далее – Правила №306),  при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате  нарушения  требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Коммунальные услуги, предназначенные для  содержания общего имущества  в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Согласно п. 28 Правил №306 норматив водоотведения определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов.
То есть законодательно установлена единая система оплаты услуги  водоотведения при отсутствии установленных приборов учета - по утвержденным нормативам куб.м. на 1 чел. У ТСЖ «Эльбрус» отсутствует обязанность  оплачивать  данную услугу  по иному порядку.
В нарушение указанного порядка ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» в январе 2011 г. при расчете размера платы за водоотведение руководствовалось формулой для расчета объема воды, определенного как сумма потребленной питьевой воды и теплоносителя. Объем водоотведения при данном способе за январь 2011 г. составил 8 073,76 куб.м, что повлекло выставление платы за услугу водоотведения в большем размере, чем предусмотрено законодательством.
В ходе рассмотрения дела ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» представлены перевыставленные акт от 31.01.2011 №79 и счет-фактура от 31.01.2011 №76, подписанный акт сверки взаимных расчетов за период январь 2011 г. – июль 2011 г. между ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» и ТСЖ «Эльбрус», согласно которому излишне выставленная сумма платы за водоотведение изменена.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела данное нарушение антимонопольного законодательства ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоснабжения» устранено.
В заявлении ТСЖ «Эльбрус» также оспаривались действия ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» по отказу от заключения договора на водоотведение. В процессе рассмотрения дела договор заключен. Довод ТСЖ «Эльбрус» о начале срока действия договора №34-К на водоотведение с момента подписания договора, а не с момента оказания услуги относится к спору гражданско-правового характера.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Удовлетворить ходатайство ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения».
2. Признать в действиях ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения»  нарушение, предусмотренное п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в навязывании ТСЖ «Эльбрус» условий договора №34-К на водоотведение, невыгодных для него.
3. Признать в действиях ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» нарушение, предусмотренное п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными установленного Правилами представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, порядка ценообразования при выставлении ТСЖ «Эльбрус» платы за услугу водоотведение в январе 2011 г.
4. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства   дело № 7556/04-2011 о нарушении п.3, п.10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в отношении ООО «Управляющая компания по оказанию услуг водоотведения» производством прекратить. 
5. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.


Председатель комиссии К.Ю.Попов

Члены комиссии 
М.С. Степанова

Е.С. Канева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны