Решение №ИС/2962/23 Решение по делу № 073/07/3-396/2023 от 5 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

03.07.2023 Дело № 073/07/3-396/2023

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <...>;

 

членов

 

- заместителя начальника отдела <...>,

- специалиста-эксперта <...>;

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи

- от ОГАУСО ПНИ в п. Приозерный, закупочной комиссии:

- <...>(доверенность № 79 от 10.11.2022 г., паспорт),

- от ООО «Мебелит»:

- <...> (доверенность № 14 от 01.06.2023 г.),

- от ООО «Восточная угольная компания»:

- <...> (доверенность б/н от 25.04.2023 г),

 

рассмотрев дело № 073/07/3-396/2023 по жалобам ООО «Восточная Угольная Компания» и ООО «Мебелит» на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312477235 (наименование объекта закупки – «Поставка Угля каменного марки ДР для нужд ОГАУСО ПНИ в п. Приозёрный на 2023 г.», заказчик – Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Приозёрный» (далее – заказчик), начальная (максимальная) цена договора - 4 500 000,00 руб., протокол подведения итогов – 19.06.2023 г.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3661-ЭП/23 от 22.06.2023 г., также перенаправлена ФАС России (вх. № 3662-ЭП/23 от 22.06.2023 г.) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Восточная Угольная Компания» на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312477235.

Жалоба ООО «Восточная Угольная Компания» содержит указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заявка общества была необоснованно отклонена, поскольку заявка была оформлена в соответствии с требованиями извещения, в том числе, о предоставлении информации в формах, установленных документацией. Закупочная документация содержит противоречие, которое повлекло за собой незаконное отклонение заявки ООО «Восточная Угольная Компания».

 

Вх. №№ 3868-ЭП/23, 3870-ЭП/23, 3875-ЭП/23 от 29.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Аукционная документация подготовлена в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг заказчика. Согласно требованиям Положения и закупочной документации в случае, если в первой части заявки содержатся сведения об участнике или его ценовом предложении, такая заявка подлежит отклонению. Участники закупки вправе подать запросы на разъяснения положений документации. Учитывая, что заявка ООО «Восточная Угольная Компания» содержала информацию об обществе, такая заявка была правомерно отклонена.

 

На заседании Комиссии 29.06.2023 г., которое проходило в дистанционном режиме, представитель ООО «Восточная Угольная Компания» поддержал доводы жалобы, представитель заказчика и член закупочной комиссии с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 03.07.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 3848-ЭП/23 от 29.06.2023), перенаправленная ФАС России в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Мебелит» на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312477235.

Жалоба ООО «Мебелит» содержит указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заявка общества была необоснованно отклонена, поскольку заявка была оформлена в соответствии с требованиями извещения, в том числе, о предоставлении информации в формах, установленных документацией.

 

Вх. № 3911-ЭП/23 n 03.07.2023 г. от ООО «Мебелит» в Ульяновское УФАС России поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что общество неоднократно принимало участие в закупках заказчика и аналогичным образом оформляло заявки, что не влекло за собой отклонения ранее.

 

На заседании Комиссии 03.07.2023 г., которое проходило в дистанционном режиме, представители ООО «Восточная Угольная Компания» и ООО «Мебелит» поддержали доводы жалоб, представитель заказчика и член закупочной комиссии с доводами жалоб не согласилась, поддержала ранее представленные письменные возражения.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 09.06.2023 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312477235, наименование объекта закупки – «Поставка Угля каменного марки ДР для нужд ОГАУСО ПНИ в п. Приозёрный на 2023 г.» (начальная (максимальная) цена договора - 4 500 000,00 руб.).

Согласно протоколу № 32312477235-01-01 заседания комиссии по рассмотрению 1-ых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 16.06.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 5 заявок, первые части 3 из поступивших заявок были признаны несоответствующими.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 19.06.2023 г. поступило одно ценовое предложение, цена была снижена до 4 477 500,00 руб.

Согласно протоколу № 32312477235-01-02 заседания комиссии по рассмотрению 2-х частей заявок и подведение итогов аукциона в электронной форме от 19.06.2023 г. вторые части обоих участников закупки были признаны соответствующими, победителем определен участник с заявкой № 1.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО «Восточная Угольная Компания» и ООО «Мебелит» обоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В своей деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУСО ПНИ в п. Приозерный (в редакции, действовавшей на момент публикации извещения о проведении спорной закупки), утвержденным наблюдательным советом (протокол № 2 от 31.05.2023 г.) (далее – Положение о закупках).

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в ЕИС, в том числе, Положения о закупках заказчика, Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 пункта 6.1.1. Положения о закупках одним из способов осуществления конкурентной закупки является аукцион в электронной форме.

Порядок проведения закупки путем проведения открытого аукциона установлен в разделе 11 Положения о закупках.

Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства установлены в разделе 19 Положения о закупках.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 9.8.1 Положения о закупке в документации о закупке обязательно указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Аналогичные положения изложены в пункте 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению и документации о проведении аукциона в электронной форме № 32312477235 участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства установлены статьёй 3.4 Закона о закупках.

Согласно пункту 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, предусматривающему особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, касающихся предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Аналогичные положения установлены в подпункте 10 пункта 20.17 Положения о закупках.

Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Аналогичные положения установлены пункте 20.22 Положения о закупках и пункте 3 части 2.2. информационной карты закупочной документации № 32312477235.

Пунктом 20.25 Положения о закупках заказчика и пунктом 21 части 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае содержания в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений об участнике такого аукциона и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Кроме того, пунктом 5 части 2.2. информационной карты закупочной документации № 32312477235 установлено такое основание для отклонения заявки, как несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным в документации о проведении аукциона в электронной форме.

Вместе с тем, пунктом 4 части 2.2. информационной карты закупочной документации № 32312477235 установлено, что описание предлагаемого к поставке товара участниками, включаемое в первую часть заявки, должно быть осуществлено в соответствии с разделом 3 «Техническая часть» документации № 32312477235. Указанный раздел содержит формы для заполнения участниками закупки, в том числе, форму заявки и анкету участника на участие в аукционе, включающие в себя всю информацию об участнике, и инструкцию по их заполнению, которая исключает возможность редактирования форм и устанавливает обязанность по подаче данных форм на бланке участника.

Таким образом, заказчик при утверждении закупочной документации ввел в заблуждение участников закупки относительно содержания первой части заявки, установив требование о предоставлении форм, позволяющих идентифицировать участника, что привело к отклонению заявок заявителей.

Законом о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено и материалами жалобы подтверждается, что документация о проведении закупки № 32312477235 содержит в себе двусмысленное требование к заполнению первой части заявки на участие в аукционе.

Наличие в документации пробелов или противоречий должно исключать последующую возможность отклонения заявок.

Обратное же будет противоречить не только требованиям Закона о закупках и не соответствовать балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдении которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 г. № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (статья 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (статья 10 ГК РФ), поскольку оставит разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке на исключительное субъективное усмотрение заказчика, который получив возможность отклонять заявки в связи с их несоответствием одним требованиям документации и закона при одновременном соответствии другим.

В связи с ограничением, установленным частью 21 статьи 3.4 Закона о закупках, заявки ООО «Восточная Угольная Компания» и ООО «Мебелит» правомерно подлежали отклонению от дальнейшего рассмотрения.

Однако в рассматриваемом случае Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что ошибочному заполнению первых частей заявок заявителей способствовало, прежде всего, размещение заказчиком документации о закупке с двусмысленным толкованием, что нарушает требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что ввиду неправомерных действий заказчика, заявки заявителей поданные в соответствии с требованиями закупочной документации, но с нарушением требований Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 20 стать 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, жалобы ООО «Восточная Угольная Компания» и ООО «Мебелит» являются обоснованными.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Восточная Угольная Компания» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Мебелит» обоснованной.

3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Обязать:

- закупочную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 32312477235;

- ОГАУСО ПНИ в п. Приозерный устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и закупочную документацию закупки № 32312477235 и продления срока приема заявок с учетом принятого решения,

на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 073/07/3-396/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:

 

 

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

2023-3115

 

 

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "Мебелит"
ИНН 5261112815, ОГРН 1175275063314
ОГАУ СО "Психоневрологический интернат в п. Приозерный"
ИНН 7304000630, ОГРН 1027300516297
ООО "Восточная угольная компания"
ИНН 5836685317, ОГРН 1185835000108