Решение б/н распространения в региональном рекламном блоке на радио «Рад... от 29 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                  

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

Управление

Федеральной антимонопольной службы

по Ульяновской области

 

ул. Гончарова, д. 2, г. Ульяновск, 432970, ГСП

тел./факс: (8422) 41-32-03

e-mail: to73@fas.gov.ru, www.ulyanovsk.fas.gov.ru

 

Исх.  № _________-05  от 29.11.2022

 

 

 

 

ООО «Радио-Дача»

129164, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ «Алексеевский», пер. Зубарев,

д. 15, к. 1, этаж 3, пом. I, ком. 65

 

e-mail: dacha@radiodacha.ru

 

ИП <…>

<…>

ООО «Интермедиа Групп»

432011, г. Ульяновск, 2-й пер. Мира,

д. 21, пом. 1-7

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 073/05/8-515/2022

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2022                                                            г. Ульяновск

Решение в полном объеме изготовлено 29.11.2022

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии  - зам. руководителя управления <…>К.Ю.,

члены комиссии:             - главный специалист-эксперт <…>Н.В.,

                                          - специалист-эксперт <…>Д.А.,

рассмотрев дело № 073/05/8-515/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц) рекламы цирка «Белиссимо», билеты на представление которого продаются на сайте в сети «Интернет» (дистанционным способом), содержащей признаки нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- общества с ограниченной ответственностью «Радио - Дача» (далее – ООО «Радио-Дача»), ОГРН 1117746654002, ИНН 7713732948, расположенного по адресу: 129164, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ «Алексеевский», пер. Зубарев, д. 15, к. 1, этаж 3, пом. I, ком. 65, - о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом;

- общества с ограниченной ответственностью «Интермедиа Групп» (далее – ООО «Интермедиа Групп»), ОГРН 1167325076511, ИНН 7325151213, расположенного по адресу: 432011, г. Ульяновск, 2-й пер. Мира, д. 21, пом. 1-7, - о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом;

- индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>), ОГРНИП <…>, ИНН <…>, зарегистрированный по адресу: 153035, г. Иваново, - о месте и времени рассмотрения дела предприниматель уведомлен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

По заявлению физического лица (вх. № 199-ЭП/22 от 18.08.2022) Ульяновским УФАС России определением от 22.09.2022 возбуждено дело № 073/05/8-515/2022 по признакам нарушения ст. 8 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле привлечены лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Радио-Дача» ИП <…>.  Рассмотрение дела назначено на 20.10.2022.

В письменных пояснениях ООО «Радио-Дача» (исх. б/н от 17.10.2022, вх. № 1521-ЭП/22 от 17.10.2022) и представителем общества на рассмотрении дела 20.10.2022 сообщено, что размещение рекламы представлений цирка «Белиссимо» в эфире радиоканала «Радио-Дача» осуществлено в соответствии с договором на размещение рекламы № 302 от 01.02.2020, заключенным между ООО «Радио-Дача» и ООО «Интермедиа Групп» (ОГРН 1167325076511, ИНН 7325151213).  По указанному договору ООО «Радио-Дача» только обеспечивает выход в эфир рекламных материалов (размещает рекламу), предоставленных ООО «Интермедиа Групп», которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, и не имеет права вносить изменения в представленные рекламные материалы.  В соответствии с письмом № 25/2022 от 11.02.2022 ООО «Интермедиа Групп» является эксклюзивным обладателем права размещения рекламных материалов в эфире радиоканала «Радио-Дача» в г. Ульяновске и Ульяновской области на частоте 89,2МГц в период с 01.02.2020 по 31.12.2022.  В данном случае ООО «Радио-Дача» является распространителем рекламы в эфире и несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, тогда как рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, представляемой для создания рекламы.  В действиях рекламораспространителя ООО «Радио-Дача» отсутствует состав административного правонарушения, следовательно, дело № 073/05/8-492/2022 в отношении общества подлежит прекращению.

ИП <…> на рассмотрение дела 20.10.2022 не явился.  В письменных пояснениях (вх. № 1580-ЭП/22 от 18.10.2022) предприниматель сообщил, что он со 2 по 5 августа 2022 года проводил рекламную компанию цирка «Белиссимо» на радиостанции «Радио-Дача» в г. Ульяновске на частоте 89,2 МГц. ИП <…> заключил договор № 29/2022/ИГ от 05.07.2022 с ООО «Интермедиа Групп». Радиостанции был предоставлен ролик, изготовленный предпринимателем.  Для проверки рекламного ролика на соответствие требованиям Федерального закона «О рекламе» воспользовались официальным сайтом холдинга «Европейская медиагруппа» - лидера российского радиовещания, включающего в себя национальные радиовещательные сети «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и другие.  На данном сайте в разделе «Требования к рекламе» указаны следующие позиции: объект рекламирования, требования к содержанию рекламы, документы для подтверждения соответствия рекламы требованиям закона.  В требованиях к рекламе на сайте «EMG Европейская медиагруппа»: https://emg.fm/advertising-requirements указано: «Реклама продажи товаров дистанционным способом (ст. 8 Закона «О Рекламе»), данное требование не распространяется на рекламу дистанционных продаж билетов».  Ролик был оформлен согласно рекомендациям, указанным выше, без упоминания сведений о продавце.  Тем самым, указанный источник дезинформировал предпринимателя, что послужило нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе

Определением от 20.10.2022 к участию в деле № 073/05/8-515/2022 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе привлечено ООО «Интермедиа Групп», срок рассмотрения дела продлен до 22.12.2022, рассмотрение дела отложено и назначено на 15.11.2022. 

Представитель ООО «Радио-Дача» на рассмотрение дела 15.11.2022 не явился, определение от 20.10.2022 (исх. № ИС/1099/22 от 25.10.2022) направлено ООО «Радио-Дача» заказным письмом с уведомлением № 80097277458296 от 25.10.2022, которое обществом получено 31.10.2022.

ИП <…> на рассмотрение дела 15.11.2022 не явился, определение от 20.10.2022 (исх. № ИС/1099/22 от 25.10.2022) направлено предпринимателю по адресу места нахождения заказным письмом с уведомлением № 80097277458302 от 25.10.2022, которое адресатом получено 07.11.2022.

Представитель ООО «Интермедиа Групп» на рассмотрение дела 15.11.2022 не явился, в письменных пояснениях обществом (исх. № 3 от 09.11.2022, вх. № 2073/22 от 11.11.2022) сообщено, что оказываемые ООО «Интермедиа Групп» услуги по размещению на радио рекламных материалов являются посредническими между рекламодателями и рекламораспространителями.  Фактически ООО «Интермедиа Групп» выполняет исключительно услуги по передаче рекламораспространителю рекламного радиоролика для размещения в эфире и не имеет работников, которые могут осуществлять юридический анализ рекламной информации на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе.  ООО «Интермедиа Групп» не имеет лицензии на радиовещание и не оказывает услуги по трансляции радиорекламы в эфир.  Между ООО «Интермедиа Групп» и ООО «Радио-Дача» (рекламораспространителем) заключен договор № 302 от 01.02.2020, в соответствии с которым первое имеет эксклюзивные права на размещение рекламных материалов в эфире радиоканала «Радио-Дача» в г. Ульяновске и Ульяновской области на частоте 89,2МГц.  Размещение рекламы циркового представления «Белиссимо» осуществлялось на основании договора № 29/2022/ИГ от 05.07.2022, заключенного между ООО «Интермедиа Групп» и ИП <…>.  Предприниматель передал ООО «Интермедиа Групп» готовый радиоролик, а ООО «Интермедиа Групп» передало указанный радиоролик ООО «Радио-Дача» для размещения в эфире радиоканала «Радио-Дача».  В данном случае ООО «Интермедиа Групп» не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни распространителем рекламы.  Таким образом, в действиях ООО «Интермедиа Групп» отсутствует состав правонарушения. Кроме того, ООО «Интермедиа Групп» считает, что объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является мероприятие – цирковое представление «Белиссимо», а не место приобретения билетов – сайт «циркбелиссимо.ру». Рекламный ролик не рекламирует дистанционную продажу товаров (билетов), поскольку билет на мероприятие товаром не является. Согласно п. 3 Правил и условий возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителя от их посещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1491, билет, электронный билет - документы по форме, установленной Министерством культуры Российской Федерации, удостоверяющие право посетителя на посещение зрелищного мероприятия, проводимого организацией исполнительских искусств или музеем. Учитывая указанное определение «билета» следует, что билет на зрелищное мероприятие не подпадает под понятие «товар», установленное в Федеральном законе «О рекламе».

Исследовав материалы дела № 073/05/8-515/2022, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу цирка «Белиссимо», распространённую в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц), ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 199-ЭП/22 от 18.08.2022), в котором указывается на распространение в период со 2 по 5 августа 2022 года с 12 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц), в том числе, рекламы цирка «Белиссимо», билеты на представления которого продаются на сайте в сети «Интернет» (дистанционным способом).  Указанная реклама не содержит информацию о лице, осуществляющем дистанционную продажу билетов, что является нарушением требований ст. 8 Федерального закона «О рекламе».  К заявлению приложена аудиозапись рекламы.

Рекламный аудиоролик имеет следующее содержание:

«Впервые в Ульяновске цирк-шапито «Белиссимо»! Морские котики, обезьяны и многое другое. С 16 июля по 7 августа у ТЦ «Созидатель». Билеты в кассе цирка и на сайте: «циркбелиссимо.ру». Ноль плюс».

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из содержания рекламы следует, что она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – представлениям цирка «Белиссимо» и интернет-сайту, на котором осуществляется онлайн-продажа билетов на представления, – «circusbelissimo.ru».  Покупка билетов осуществляется путем перехода на страницу сайта: https://iframeab-pre6098.intickets.ru/event/.

Согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В соответствии с п.п. 15, 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела. Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Цирковая постановка является массовым мероприятием. Узнать про данное мероприятие можно через рекламу, а поскольку мероприятие является закрытым, то попасть на него можно через покупку билетов, в свою очередь являющихся товаром. У потребителей реклама циркового представления ассоциируется с необходимостью покупки билета на мероприятие.

Таким образом, реклама цирковых представлений «Цирк-шапито «Белиссимо», распространённая в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц), является рекламой товара-мероприятия (билетом на цирковую постановку).

В соответствии с ч. 4 ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» реализация билетов на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия осуществляется такими организациями самостоятельно и (или) уполномоченными ими физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), юридическими лицами на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством РФ с данными организациями, гражданами на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с этими организациями.

На сайте: https:// circusbelissimo.ru / представлена афиша цирковых представлений.  При выборе представления потребителям предлагается осуществить покупку билета на сайте.

Реализация билетов осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи.

Согласно ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

При покупке билета на сайте цирка, иного организатора мероприятия и (или) билетного оператора исключается возможность непосредственного взаимодействия покупателя с цирком, иным организатором мероприятия или билетным оператором (в зависимости от того, у кого покупатель приобретает билет).

Согласно ч. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара.

Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения; во-вторых, определение способа ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д.).

Согласно п.п. 13, 14 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) программы для электронных вычислительных машин продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Указанная реклама знакомит покупателя с описанием товара, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В рассматриваемой рекламе не указаны наименование или имя лица и иные обязательные сведения о лице, осуществляющего онлайн-продажу билетов на цирковое представление.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п.п. 5 - 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вещание радио «Радио-Дача» (свидетельство о регистрации СМИ серии ЭЛ № ФС 77 - 63457 от 22.10.2015) на территории Ульяновской области осуществляет ООО «Радио-Дача», ОГРН 1117746654002, ИНН 7713732948, на основании лицензии на осуществление радиовещания ЛО33-00114-77/00065160 от 31.08.2021.

Распространение рассматриваемой рекламы осуществлялось на основании заключенного заказчиком ИП <…> договора № 29/2022/ИГ от 05.07.2022 с ООО «Интермедиа Групп», у которого, свою очередь, заключен с ООО «Радио-Дача» договор на размещение рекламы № 302 от 01.02.2020, согласно которому ООО «Радио-Дача» оказывает услуги по размещению в эфире радиоканала «Радио-Дача» представленных ООО «Интермедиа Групп» рекламных материалов третьих лиц.

В данном случае рекламодателем является ИП <…>, а рекламораспространителем – ООО «Радио-Дача».

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.  Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку распространение рекламы прекращено.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемые нарушения Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-48, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу цирка «Белиссимо», распространенную в период со 2 по 5 августа 2022 года с 12 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

К.Ю. <…>

 

Члены Комиссии

Н.В. <…>

 

 

Д.А. <…>

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РАДИО-ДАЧА"
ИНН 7713732948, ОГРН 1117746654002
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕРМЕДИА ГРУПП"
ИНН 7325151213, ОГРН 1167325076511