Решение №ИС/654/24 Решение по делу № 073/07/3-60/2024 от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

05.02.2024 Дело № 073/07/3-60/2024

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <...>;

 

членов комиссии

 

- заместителя начальника отдела <...>,

- специалиста-эксперта <...>;

 

в присутствии

(с использованием системы видеоконференц-связи

- от ОГАУСО ПНИ в п. Приозерный, закупочной комиссии:

- <...> (доверенность № 6 от 09.01.2024, паспорт),

 

 

рассмотрев дело № 073/07/3-60/2024 по жалобе ИП Б<...> (далее - заявитель), перенаправленной ФАС России, на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32313152994 (наименование объекта закупки – «Поставка хлебобулочных изделий на 2024 год»; заказчик – Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Приозёрный» (далее – заказчик), начальная (максимальная) цена договора - 3 571 342,50 руб., протокол подведения итогов – 18.01.2024) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 640-ЭП/24 от 29.01.2024, перенаправлена ФАС России, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ИП Б<...>., перенаправленной ФАС России, на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32313152994.

Жалоба ИП Б<...>содержит указание на следующее.

Протокол от 17.01.2024 не содержит указания на основание отклонения заявки заявителя. Также, по мнению ИП Б<...> , заказчик на основании пункта 12 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 вправе отклонить заявку исключительно в случае отсутствия сведений об участнике закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем заявитель полагает, что у заказчика отсутствовали основания для отклонения его заявки. Заявитель также указывает, что заявка на участие была заполнена в соответствии с требованиями аукционной документации и в нарушение требований законодательства Положение о закупках заказчика не размещено в ЕИС. Кроме того, аналогичные заявки в предыдущие годы допускались заказчиком к дальнейшему участию, что свидетельствует о предъявлении к участнику требований, не предусмотренных документацией о торгах.

 

Вх. № 731-ЭП/24 от 01.02.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Положение о закупках заказчика утверждено протоколом наблюдательного совета и размещено в ЕИС 27.10.2023. Аукционная документация содержит требования к составу и содержанию первой части заявки. Заявка ИП Б<...> была отклонена поскольку в нарушение требований части 21 статьи 3.4 Закона о закупках и пункта 20.25 Положения о закупках заказчика содержала сведения об участнике закупки.

 

На заседании Комиссии 01.02.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представитель заказчика и член закупочной комиссии с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:00 05.02.2024 для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 29.12.2023 были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32313152994, наименование объекта закупки – «Поставка хлебобулочных изделий на 2024 год» (начальная (максимальная) цена до-говора - 3 571 342,50 руб.).

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению 1-ых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 17.01.2024 на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, первая часть одной из поступивших заявок была признана несоответствующей.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению 2-х частей заявок и протоколом подведение итогов аукциона в электронной форме от 18.01.2024 вторая часть единственного участника закупки была признана соответствующей, определен победитель.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Б<...> необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 2.7 статьи 2 Закона о закупках изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 статьи 2 Закона о закупках, в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений. При размещении изменений, внесенных в типовое положение о закупке, указывается срок, в течение которого соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. При этом такой срок не может составлять менее пятнадцати дней с даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в типовое положение о закупке.

В своей деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУСО ПНИ в п. Приозерный (в действующей редакции) утвержденным наблюдательным советом (протокол № 4 от 18.10.2023) (далее – Положение о закупках), которое размещено в установленный законодательством срок, в соответствующем разделе ЕИС.

 

Положение о закупках заказчика в действующей редакции было утверждено 18.10.2023 и размещено в ЕИС 27.10.2023, что соответствует требованиям статьи 2 Закона о закупках.

Таким образом, доводы заявителя о том, что Положение о закупках заказчика не размещено в ЕИС не находят своего фактического подтверждения и являются необоснованными.

 

2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 6.1.1. Положения о закупках одним из способов осуществления конкурентной закупки является аукцион в электронной форме.

Порядок проведения закупки путем проведения открытого аукциона установлен в разделе 11 Положения о закупках.

Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства установлены в разделах 19 и 20 Положения о закупках.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 9.8.1 Положения о закупке в документации о закупке обязательно указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Аналогичные положения изложены в пункте 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению и документации о проведении аукциона в электронной форме № 32313152994 участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Так, согласно информационной карте аукционной документации № 32313152994 заказчиком установлены следующие требования к составу и содержанию первой части заявки (пункт 11 документации):

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника закупки на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки (такое согласие даётся с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении закупки, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Первая часть заявки может содержать эскиз, рисунок, чертёж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

Не допускается указание в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике закупки и (или) о ценовом предложении».

Порядок рассмотрения первых частей заявок установлен, в том числе, пунктом 14 документации о проведении электронного аукциона № 3231315994.

При этом, пункт 14.3 документации о проведении электронного аукциона № 3231315994 предусматривает, что участник закупки не допускается к участию в аукционе в электронной форме в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной подпунктом 2.3 пункта 2 настоящего Раздела, несоответствия указанной информации требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, наличия в указанных документах и информации недостоверной информации на дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме;

2) содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике закупки и (или) о ценовом предложении.

Пунктом 21 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае содержания в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений об участнике такого аукциона и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Данная норма содержит императивный запрет, не допускает иного толкования и применения, что не противоречит Закупочной документации.

Аналогичные требования изложены в пункте 20.25 Положения о закупках.

Также пунктом 20.26. Положения о закупках установлено, что по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 32 Закона о закупках.

В силу подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Аналогичные требования изложены в документации о проведении электронного аукциона № 3231315994.

Так, согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению 1-ых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 17.01.2024 на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, первая часть одной из поступивших заявок была признана несоответствующей по следующему основанию:

«Признать не соответствующим участника электронного аукциона подавшего заявку на участие в аукционе, и поданную им заявку требованиям документации об аукционе в электронной форме.

Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы:

Предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки:

1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона;

2) описание функциональных характеристик (потребительских свойств) продукции, ее количественных и качественных характеристик;

3) указание на зарегистрированные товарные знаки и (или) знаки обслуживания товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать продукция;

4) указание производителя и страны происхождения товара (в случае если осуществляется закупка товара);

5) описание комплектации товара (в случае если осуществляется закупка товара);

6) описание выполняемых работ или оказываемых услуг, в том числе состав работ или услуг и последовательность их выполнения, технология выполнения работ или услуг, сроки выполнения работ или услуг (в случае если осуществляется закупка работ, услуг);

7) указание количества товаров, объема работ, услуг, иных объектов прав или порядка его определения.

Первая часть заявки на участие в аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.

В соответствии с п. 20.25 Положения о закупке Областного государственного автономного учреждения социального облуживания «Психоневрологический интернат в п. Приозерный» «В случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению».

Таким образом, доводы заявителя о том, что протокол рассмотрения первых частей заявок от 17.01.2024 не содержит оснований для отклонения заявки № 2 не находит своего фактического подтверждения и является необоснованным.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения дела, в том числе, заявок, полученных от оператора торговой площадки, установлено, что заявка № 2 (ИП Б<...>) в составе первой части содержит файл «Согласие на поставку товара.pdf», который содержит, в том числе, информацию, позволяющую идентифицировать участника, а именно: наименование участника, его контактный телефон, адрес и адрес электронной почты, ИНН и ОГРНИП, а также подпись и печать индивидуального предпринимателя, что не соответствует требованиям пункта 11 документации, пункта 20.25 Положения о закупках, пункта 21 части 3.4 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае заявка заявителя не соответствовала требованиям закупочной документации, а равно у заказчика имелись основания для отклонения такой заявки.

В силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе, в части требований о порядке представления конкретных значений показателей, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

При этом, как было установлено Комиссией Ульяновского УФАС России, заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные закупочной документацией, в связи с чем у заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в закупке.

Также Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что порядок проведения спорной закупки определен Положением о закупках заказчика, извещением и документацией о проведении электронного аукциона № 3231315994, а не ранее проводимыми закупками, в которых когда-либо участвовал заявитель.

 

Относительно доводов заявителя о том, что заявка может быть отклонена только на основании пункта 12 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

При этом, указанное постановление является не единственным нормативным актом, регламентирующим осуществление данного вида закупок, а пункт 12 указанного постановления не содержит указания на то, что перечень оснований для отклонения заявок является закрытым и исключает применение положений Закона о закупках при осуществлении данного вида торгов. Закон как акт высшей юридической силы имеет приоритет перед иными правовыми актами и, как следствие, акт определенного вида не может противоречить акту более высокой юридической силы из чего следует, что положения статьи 3.4 Закона о закупках при проведении закупок среди субъектов малого предпринимательства имеют юридическую силу выше, чем положения подзаконного акта - Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

 

Учитывая изложенное, жалоба ИП Б<...> является необоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Б<...> необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

 

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2024-692

 

 

Связанные организации

ОГАУ СО "Психоневрологический интернат в п. Приозерный"
ИНН 7304000630, ОГРН 1027300516297