Решение №3387-03 Жалоба ООО «Литас» признана необоснованной от 1 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

26.06.2019                                                                        Дело № 073/07/3-15 754/2019

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <….>.;

 

членов

 

- ведущего специалиста-эксперта <….>;

- ведущего специалиста-эксперта <….>.;

 

 

           в отсутствии представителей          

 

рассмотрев дело № 073/07/3-15 754/2019 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Литас» (далее – ООО «Литас», заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме № 31907970951 (наименование объекта закупки – «Поставка рентгеновского анализатора»; заказчик – Федеральный научно-производственный центр акционерное общество «Научно-производственное объединение «Марс», начальная (максимальная) цена договора – 5 094 950,00 руб., срок окончания подачи заявок – 21.06.2019 г. в 08 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4022 от 17.06.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Литас» на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме № 31907970951.

Жалоба ООО «Литас» содержит указание на следующее.  В приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме заявлены характеристики оборудования, а именно: рентгеновский анализатор должен обеспечивать измерение толщины медного слоя толщиной от 0,05 до 100 мкм на поверхности диэлектрика печатной платы; одновременный анализ химического состава не менее 25 элементов; поставляемое оборудование должно сопровождаться комплектом соответствующей документации, состав и содержание которой должно быть достаточным для организации эксплуатации, обслуживания и освоения принципов работы с технологическим оборудованием, в том числе паспорт на оборудование на русском языке, руководство по эксплуатации прибором на оборудование на русском языке, руководство пользователя ПО, электрические схемы, свидетельство об утверждении типа средств измерений в Государственном реестре средств измерений Российской Федерации.

По результатам изучения технического задания заявителем установлено, что данным требованиям заказчика не соответствует ни один рентгеновский анализатор, имеющий свидетельство об утверждении типа средств измерений в Государственном реестре средств измерений Российской Федерации.

Указанные действия заказчика нарушают ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    

На заседании Комиссии 24.06.2019 г. представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.

 

На заседании Комиссии 24.06.2019 г. представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы, представила письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Процедура запроса котировок в электронной форме проводилась в соответствии с требованиями законодательства о закупках и утвержденным 25.12.2018 г. Положением о закупках.

Утверждение заявителя жалобы о том, что ни один рентгеновский анализатор, включенный в Государственный реестр средств измерений, не соответствует требованиям, установленным в техническом задании, опровергается заявками, поступившими на участие в указанной закупке. Техническое задание содержит все технические, в том числе метрологические характеристики оборудования, которые необходимы для определения соответствия приобретаемого оборудования потребностям заказчика.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:30 26.06.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 07.06.2019 г. было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 31907970951, наименование объекта закупки – «Поставка рентгеновского анализатора» (начальная (максимальная) цена договора – 5 094 950,00 руб.).

14.06.2019 г. на основании решения заказчика в документацию были внесены изменения.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок участников запроса котировок в электронной форме № 31907970951 от 24.06.2019 г. по окончании срока подачи котировочных заявок поступило две заявки, одна заявка была признана несоответствующей требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок в электронной форме.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Литас» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ФНПЦ АО «НПО «Марс» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 141 от 25.12.2018 г. Советом директоров ФНПЦ АО «НПО «Марс» было утверждено Положение о закупке ФНПЦ АО «НПО «Марс» (далее - Положение о закупках).

Согласно статье 8 главы 3 «Способы закупки продукции» Положения о закупках одним из способов закупки является запрос котировок, в том числе в электронной форме.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные положения содержаться в статье 28 главы 3 «Способы закупки продукции» Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Аналогичные положения содержаться в пункте 1 части 1 статьи 23 главы 3 «Способы закупки продукции» Положения о закупках.

Согласно части 1 статьи 24 главы 3 «Способы закупки продукции» Положения о закупках документация при осуществлении закупки в форме запроса котировок не разрабатывается.

Пунктом 4 извещения об осуществлении закупки № 31907970951 определено, что предметом договора, заключаемого по результатам конкурентной процедуры является поставка рентгеновского анализатора для нужд ФНПЦ АО «НПО «Марс», описание предмета договора содержится в приложении № 1 к извещению об осуществлении закупки.  

Приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме № 31907970951 «Техническое задание» содержит описание требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) оборудования, к размерам, упаковке, отгрузке оборудования, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого оборудования потребностям заказчика в виде таблиц, включающей в себя, в том числе такие характеристики товара как:

- «Рентгеновский анализатор должен обеспечивать измерение толщины медного слоя толщиной от 0,05 до 100 мкм на поверхности диэлектрика печатной платы»;

- «Технические характеристики:

2. Одновременный анализ химического состава не менее 25 элементов».

При этом в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках заказчик, в зависимости от видов осуществляемой деятельности, вправе самостоятельно определять требования к описанию характеристик закупаемого товара (в том числе возможность поставки аналогичного товара).

Указание заказчиком в извещении конкретных требований к поставляемому товару не ограничивает количество участников закупки, так как извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не содержит указаний на фирменное наименование, место происхождения товара или наименование производителя. Все участники закупки имеют равные условия, при подаче заявки и могут предлагать к поставке товары, полностью соответствующие извещению, поскольку предметом договора является поставка товара, а не его изготовление. В извещении также отсутствует требование о наличии товара у участника закупки на момент подачи заявки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Учитывая, что участником закупки может быть любое лицо (не только производитель, но и поставщики продукции), установление характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика, не может считаться ограничением конкуренции. Потребности заказчика (независимо от их обоснованности) являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к предмету договора.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «Литас» является необоснованной

 Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Литас» необоснованной.

 

Председатель комиссии

<….>

Члены комиссии

<….>

<….>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны