Решение №4554-03 Жалоба ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» признана необоснованной. от 2 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

28.08.2019                                                                      Дело № 073/06/33-15 921/2019

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела С

<…>;

 

членов

 

 

в присутствие: 

 

- начальника отдела Б <…>;

- ведущего специалиста-эксперта Г <…>;

 

- от ОГКП «Ульяновский областной водоканал»:

- Ф<…> (доверенность № 118 от 26.08.2019 г.);

- А<…> (доверенность № 118 от 26.08.2019 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/33-15 921/2019 по жалобе ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419006057 (наименование объекта закупки - «Изыскательские и проектные работы на реконструкцию объекта: «Канализационные очистные сооружения, канализационные насосные станции с сетями канализации, расположенные в г. Барыш»; заказчик – Областное государственное казённое предприятие «Ульяновский областной водоканал», уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 25 000 000,00 руб.; дата окончания срока подачи заявок – 21.08.2019 в 09.00) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 5650 от 21.08.2019 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419006057.  

Содержание жалобы составило указание на следующее.

В нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе конкурсная документация не содержит информации для расчета показателей производительности системы канализации, а также в документации отсутствуют четко выраженные требования к производительности системы канализации, являющейся основным показателем для определения объема и сложности задания. При этом, производительность системы канализации является предметом оценки заявки.

По мнению заявителя жалобы, данное нарушение не позволяет подготовить заявку участникам закупки, вследствие отсутствия у участника информации об основном показателе - производительности объекта.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что в связи с отсутствием показателя производительность системы канализации, заказчик не определил объем и сложность выполнения задания, следовательно не мог получить достоверную информацию о рыночных ценах на аналогичные работы и правильно обосновать начальною цену контракта.

 

Представитель ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» на заседание Комиссии 27.08.2019 г. не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 23.08.2019 г. в 14:30).

 

Представители заказчика на заседании Комиссии 27.08.2019 г. не согласилась с доводами жалобы, представили письменные возражения (исх. № б/н от 22.07.2019 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

Конкурсная документация на проведение изыскательских и проектных работ на реконструкцию объекта: «Канализационные очистные сооружения, канализационные насосные станции с сетями канализации, расположенные в г. Барыш» составлена в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

Порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки», установленный в конкурсной документации, в части опыта работ содержит указание, что оценивается наличие ранее исполненных контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ по строительству, реконструкции очистных сооружений бытовой канализации, производительностью не менее 1000 куб.м.

Кроме того, поскольку очистные сооружения бытовой канализации населенного пункта является сложным инженерно-техническим объектом, конкурсная документация содержит указание, что производительность определяется согласно п. 9.1 СП 32.13330.2012.

Без проведения комплекса работ по сбору исходных данных, расчетам, анализу данных ресурсоснабжающих организаций, анализу градостроительной документации, проведению лабораторных исследований загрязненного бытового стока невозможно определить производительность (мощность объекта) очистных сооружений канализации.

При этом, по условиям проекта контракта и задания на проектирование объекта капитального строительства указанный перечень работ возложен на подрядчика и учтен в стоимости работ.

При определении начальной (максимальной) цены контракта была произведена экспертиза стоимости проектно-изыскательских работ, которая получила положительное заключение.

На основании вышеизложенного, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» считает доводы заявителя необоснованными.  

  

Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 27.08.2019 г. не явился, вх. № 5777 от 27.08.2019 г. поступили письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Конкурсная документация по электронному конкурсу была сформирована на основании технико-экономического задания, представленного заказчиком. При этом, заказчик вправе самостоятельно принимать решение об объекте и условиях закупки в соответствии с собственными потребностями и спецификой деятельности. Закон о контрактной системе предусматривает право заказчика определить в документации такие требования к объекту закупки и критерии закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

На основании изложенного, уполномоченный орган считает жалобу ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» необоснованной.     

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 10:45 28.08.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу  ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе  конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168200002419006057 объектом закупки является изыскательские и проектные работы на реконструкцию объекта: «Канализационные очистные сооружения, канализационные насосные станции с сетями канализации, расположенные в г. Барыш».

Пункт 10 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168200002419006057 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 документации.

В пункте 2 Приложения № 1 «Описание объекта закупки и количество» к конкурсной документации № 0168200002419006057 указано что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки установлены, в том числе заданием на проектирование объекта капитального строительства Канализационные очистные сооружения (КОС), канализационные насосные станции (КНС) с сетями канализации, расположенные в г. Барыш, которое является Приложением № 3 к конкурсной документации.

Пункт 10 Приложения № 3 к конкурсной документации содержит указание, что фактическую производительность системы канализации г. Барыш следует определить по данным ресурсоснабжающей организации. Расчётную производительность системы канализации (канализационных очистных сооружений и насосных станций) определить согласно СП 32.13330.2012.

В соответствии с пунктом 9.1.2 СП 32.13330.2012 исходные данные для проектирования развития и реконструкции существующих очистных сооружений следует принимать на основании полученных должным образом результатов контроля расхода и свойств поступающих сточных вод за период не менее 3 лет, с учетом перспективного развития населенного пункта.

Согласно пункта 45.1 Приложения № 3 к конкурсной документации, а также Приложения №1 к разделу 5 «Проект контракта» сбор исходных данных входит в состав работ, которые необходимо выполнить исполнителю.

При этом заявителем жалобы не было представлено доказательств и нормативного обоснования, что отсутствие показателя производительности существующей системы канализации каким – либо образом препятствует участию в закупке и свидетельствует о невозможности выполнения работ, либо является непреодолимым для потенциальных участников закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности выполнить работы, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, жалоба ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» в указанной части является необоснованной.

 

2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно подпункту «б» статьи 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Раздел 4 «Критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке» конкурсной документации № 0168200002419006057 содержит порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации» (40%), согласно которому в рамках указанного критерия заказчиком установлен показатель – «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (значимость показателя 60%).

Предметом оценки по данному показателю является наличие ранее исполненных контрактов, соответствующие следующим условиям: предмет контракта - выполнение проектных и изыскательских работ по строительству, реконструкции очистных сооружений бытовой канализации, производительностью не менее 1000 куб.м. в сутки получившие положительное заключение государственной экспертизы; контракты, заключенные в рамках действия Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013;исполнены в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе.

Документы, предоставляемые для оценки: копии контракта со всеми приложениями, дополнениями, изменениями; копии акта (ов) приёмки выполненных работ; копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Количество баллов по показателю определяется следующим образом:

-стоимость выполненного контракта от 5 млн. руб. и выше-100 баллов;

-стоимость выполненного контракта от 3 млн. руб. до 5 млн. руб. – 75 баллов;

-стоимость выполненного контракта от 1 млн руб. включительно до 3 млн руб. – 50 баллов;

-стоимость выполненного контракта до 1 млн руб. – 25 баллов;

-не представление документов, предоставление документов, не подтверждающих наличие опыта выполнения работ по всем указанным выше направлениям – 0 баллов.

 

Документация о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.

Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостных критериев оценки, как опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера.

При этом, законодательством о контрактной системе не установлено ограничений в части определения сопоставимости работ по характеру и объему, в связи с чем определение содержания данного показателя производится заказчиком самостоятельно.

Заказчик самостоятельно определяет какие именно документы и сведения являются подтверждением опыта участника, необходимого заказчику и подтверждают опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера, в том числе, количество контрактов, оцениваемых заказчиком, их определяющие особенности – цена, не позднее какой даты они были заключены участником и т.д.

Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Законодательство о контрактной системе не содержит критериев и ограничений связанных с порядком разработки заказчиком шкалы оценки по нетсоимостному критерию, при этом из установленной шкалы однозначно можно определить, за отвечающий каким требованиям заказчика контракт сколько баллов будет присвоено баллов.

Установленные заказчиком предмет оценки и шкала для оценки по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» в указанной части является необоснованной.

 

Относительно доводов ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» о неверном формировании начальной (максимальной) цены контракта Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя о том, что заказчиком при проведении конкурса ненадлежащим образом осуществлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, антимонопольным органом не рассматривается.

При этом, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения жалобы ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС», заказчиком представлено заключение специалиста об определении рыночной стоимости изыскательских и проектных работ на реконструкцию объекта: «Канализационные очистные сооружения, канализационные насосные станции с сетями канализации, расположенные в г. Барыш».

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЭНВАЙРОНМЕНТ РУС» необоснованной.

 

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны