Решение №ИС/1586/22 Решение по делу № 073/06/106-645/2022 от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

22.11.2022 Дело № 073/06/106-645/2022

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>.;

членов

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

- от ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного»:

- <…> (доверенность б/н от 11.02.2022 г.);

- <…> (доверенность б/н от 11.02.2022 г.),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 24 от 10.01.2022 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-645/2022 по жалобе ИП Т<…> (далее – ИП Т<…>., заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622004442 (наименование объекта закупки – «Система для средневолновой диатермической терапии»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» (далее – ГУЗ «ГКБ святого апостола Андрея Первозванного», заказчик); уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 4 800 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 17.11.2022 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2164-ЭП/22 от 16.11.2022 в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП Т<…> на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622004442.

Содержание жалобы составило указание в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком неверно выбран КТРУ для закупаемого товара, что повлекло за собой нарушение при описании объекта закупки, так как заказчик использовал характеристики товара, не предусмотренные КТРУ, которые он установил самостоятельно, что является нарушением норм Постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017 г.

При этом, по мнению заявителя в реестре КТРУ имеется несколько подходящих позиций, а именно, 26.60.13.120-00000004, 26.60.13.120-00000005.

Также заявитель указал, что Код ОКПД 2: 26.60.13.120 входит в постановление Правительства РФ № 878, в связи с чем, в закупке должны быть установлены ограничения.

Кроме того, заявитель указывает, что описанию объекта закупки соответствует одна конкретная модель аппарата (BTL-6000 TR-Therapy Elite).

Вх. № 2231-ЭП/22 от 17.11.2022 г., и № 2245-ЭП/22 от 18.11.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

При формировании закупки заказчиком самостоятельно был определен объект закупки с кодом позиции КТРУ 32.50.50.190-00001002 «Система для средневолновой диаметрической терапии».

Учитывая, что указанный код КТРУ 32.50.50.190-00001002 не содержит обязательных характеристик, в извещении были установлены характеристики, отвечающие потребностям заказчика, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ № 145.

При этом, приведенные заявителем жалобы коды КТРУ 26.60.13.120-00000004, 26.60.13.120-00000005 соответствуют наименованию другого товара «Система микроволновой диаметрической терапии», что не отвечает потребностям заказчика.

Аппарат средневолновой диаметрической терапии и микроволновой терапии имеют существенные отличия по своим функциональным и клиническим характеристикам.

Код ОКПД 2: 32.50.50.190, указанный в составе карточки выбранного заказчиком КТРУ «Система для средневолновой диаметрической терапии» не входит в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный постановлением Правительства № 878, в связи с чем, ограничения в закупке не установлены.

Довод заявителя о том, что характеристики, установленные заказчиком, подходят только под конкретную модель аппарата заказчик и уполномоченный орган считают несостоятельным, поскольку на российском рынке существует несколько разных производителей, продукция которых соответствует техническому заданию: BTL (Великобритания) и Unibell (Италия).

Производители медицинского оборудования и техники осуществляют поставки неограниченному кругу лиц, в связи с чем, у любого участника закупки имеется возможность приобрести медицинское оборудование.

На основании изложенного заказчик и уполномоченный орган считают жалобу ИП Т<…>. необоснованной.

На заседании Комиссии 21.11.2022 г., проводимом в дистанционном режиме представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:45 22.11.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 2306-ЭП/22 от 22.11.2022 г. в Ульяновское УФАС России от ГУЗ «ГКБ святого апостола Андрея Первозванного» поступили дополнительные пояснения по жалобе, содержащие указание на сравнительные характеристики аппарата направленной контактной диаметрии BTL-6000 TR-Therapy, BTL и аппарата физиотерапевтического для диаметрии Human Tecar HCR, модель HCR 1002, Unibell с приложением эксплуатационной документации на медицинские изделия.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 09.11.2022 г. были опубликованы извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000622004442 (наименование объекта закупки – «Система для средневолновой диатермической терапии»; начальная (максимальная) цена контракта – 4 800 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 17.11.2022 в 09 час. 00 мин.).

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 18.11.2022 г. заявка единственного участника закупки была признана соответствующей требованиям извещения.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Т<…> необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

В ходе анализа документов и сведений, представленных сторонами, а также опубликованных в ЕИС Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:

1) Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона 0168500000622004442 объектом закупки является поставка системы для средневолновой диатермической терапии, код КТРУ - 32.50.50.190-00001002.

Приложением к извещению № 0168500000622004442 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки.docx», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товара, код позиции, требование к значению показателя, единица измерения, требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки, единица измерения, количество.

Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ, в том числе, обязанности руководствоваться при выборе КТРУ исключительно справочной информацией о коде номенклатурной классификации медицинских изделий (далее – НКМИ), указанной в каталоге.

Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям КТРУ и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

В рассматриваемом случае, заказчиком код КТРУ (32.50.50.190-00001002) был определён исходя из описания объекта закупки, в том числе исходя из того, что заказчику необходим аппарат средневолновой диаметрической терапии, а не микроволновой терапии, которые имеют существенные отличия по своим функциональным и клиническим характеристикам.

Выбранный заказчиком и указанный в извещении № 0168500000622004442 код КТРУ 32.50.50.190-00001002 включен в каталог 22.03.2019 г. и является обязательным к применению с 01.07.2019 г. Вместе с тем раздел КТРУ 32.50.50.190-00001002 «Характеристики товара, работы, услуги» не содержит сведений о характеристиках товара.

Заказчиком не устанавливалась дополнительные характеристики товара, поскольку установленные характеристики ничего не дополняют ввиду отсутствия в КТРУ основных характеристик товара и описание объекта закупки сформировано согласно пункту 7 Правил в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, жалоба ИП Т<…>. является необоснованной в указанной части.

2) Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

При этом, заказчиком на рассмотрении жалобы представлена информация о том, что помимо указанного заявителем жалобы производителя аппарата Великобритания (модель BTL-6000 TR-Therapy Elite) установленным в извещении характеристикам соответствует аппарат производителя Италия (модель Human Tecar HCR 1002), что подтверждается сравнительной таблицей со ссылкой на руководство по использованию, доказательств обратного заявителем не представлено.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, жалоба ИП Т<…>является необоснованной в указанной части.

2. Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона 0168500000622004442 объектом закупки является поставка системы для средневолновой диатермической терапии, код КТРУ - 32.50.50.190-00001002 (код ОКПД2 - 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки»).

При этом указанные медицинские изделия (32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки») не включены в перечень, утвержденный Постановлением № 878 в связи с чем, заказчиком правомерно не установлено в извещение ограничение на основании Постановления № 878, и жалоба ИП Т<…>является необоснованной в указанной части.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Т<…>необоснованной.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ИП Тырыкин К.В.
ИНН 663306489452, ОГРН 322665800011199
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного»
ИНН 7328013620, ОГРН 1027301579128