Решение №-/2518/24 Решение по делу № 073/06/106-268/2024 от 13 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
06.05.2024 Дело № 073/06/106-268/2024
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя комиссии |
- начальника отдела <…>, |
членов комиссии: в присутствии (с использованием системы видео-конференц-связи): |
- главного специалиста-эксперта <…>, - специалиста-эксперта <…>, - от ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница»: - <…> (доверенность № 09-01/24 от 09.01.2024), - от Агентства государственных закупок Ульяновской области: - <…> (доверенность № 50 от 09.01.2024), |
рассмотрев дело № 073/06/106-268/2024 по жалобе ООО «ЛДЦ» на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624001977 (наименование объекта закупки – «Перчатки медицинские»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница» (далее также – ГУЗ «УОКБ», заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее также – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 4 245 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 08.05.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 2929-ЭП/24 от 26.04.2024 (дата размещения в ЕИС – 25.04.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ЛДЦ» на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624001977.
Содержание жалоб составило указание, в том числе на следующее.
По мнению заявителя, описание объекта закупки сформировано с нарушением требований законодательства, в том числе, заказчиком установлены нестандартные и противоречащие принципам и целям контрактной системы требования к характеристикам, а именно, к таким показателям, как:
- «Наличие текстурного рисунка в области пальцев и ладони»;
- «Перчатка двухслойная. Цвет наружного слоя синий или зеленый. Цвет внутреннего слоя белый или бежевый»;
- «Длина перчатки»;
- «Упаковка гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед»;
- «Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока»;
- «Одинарная толщина (в области пальцев) ≥ 0,16 и ≤ 0.19».
Вх. № 3030-ЭП/24 от 02.05.2024 в Ульяновское УФАС России от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя общества.
Вх. № 3047-ЭП/24, № 3056-ЭП/24 от 03.05.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание на то, что описание объекта закупки сформировано исходя из потребности заказчика в полном соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями национальной системы стандартизации.
- В соответствии с требованиями пункта 3.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52239-2004 «Перчатки медицинские диагностические одноразовые» различают четыре вида отделки, в том числе, «текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки».
Пунктом 3.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0013-16 “Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях” (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 сентября 2016 г.), далее также – Методические рекомендации МР 3.5.1.0013-16, предусмотрено, что медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
- гладкую поверхность;
- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
- микротекстурированную поверхность.
Данные требования необходимы для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы, своевременной индикации места прокола (перфорации) наружного слоя перчатки за счет цветовой индикации.
Требование к форме перчатки универсальной с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев вызвано необходимостью профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений.
Перчатки с указанной характеристикой закупаются для работы в отделениях реанимации и интенсивной терапии.
- Действующий национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52239-2004 не содержит запретов на производство и изготовление перчаток разной цветовой гаммы.
В соответствии со спецификой деятельности заказчика перчатка должна обладать двумя контрастными цветами, что достигается путем двукратного погружения формы в раствор нитрильного латекса (нитрила) контрастных цветов.
В случае производственных дефектов, обнаруженных при надевании, а также при разрыве и проколе в процессе использования перчаток, указанные перчатки имеют преимущество в возможности визуализации и контроля повреждения перчаток.
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные и потребительские свойства, в том числе, безопасность для здоровья и медицинского персонала, удобство/комфортность, функциональность.
Медицинский сотрудник при работе в условиях повышенного риска должен иметь возможность визуально контролировать целостность перчатки, и заказчиком были установлены характеристики к медицинскому изделию с учетом особенностей, имеющих принципиальную значимость для заказчика.
- Общие требования к минимально допустимой длине и толщине перчаток предусмотрены ГОСТ Р 52239-2004, из общих положений которого установлено, что длина и толщина указаны со словосочетанием «не менее», что означает, что длина и толщина перчаток может быть любой выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины и толщины будут соответствовать ГОСТу.
Также, согласно пункту 4.2 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток.
Перчатки с длиной ≥ 260 мм. необходимы заказчику для манипуляций, при которых медперсонал должен быть защищен от брызг биологических жидкостей, а также в условиях повышенного риска инфицирования.
Перчатки с длиной ≥ 400 мм. необходимы заказчику при обработке многоразового инструментария в растворе антисептиков, при выполнении данных манипуляций требуется дополнительная защита за счет удлинённой манжеты, поскольку необходимо погружение рук в раствор антисептика.
Таким образом, у заказчика имеется объективная потребность в приобретении перчаток с указанной длиной.
Требование к толщине перчаток были определены с учетом специфики применения перчаток и потребности заказчика.
Перчатки, к которым предъявлено требование к толщине от 0,16 мм. необходимы для обеспечения механической прочности и химической устойчивости, которые применяются при работе с антисептиками и дез.растворами.
Верхний предел толщины до 0,19 мм. установлен в связи с тем, что перчатки толще указанного показателя не обеспечивают тактильной чувствительности при использовании персоналом.
- Требование к упаковке является эксплуатационной характеристикой медицинского изделия. Данная характеристика для заказчика необходима для исключения контакта с остальными перчатками (при их извлечении), а также для препятствования оседания на всех изделиях биологической жидкости и микроорганизмов.
ГОСТ Р 52239-2004 на смотровые перчатки устанавливает минимально возможных требования и не ограничивает требования к упаковке перчаток.
- Требование к полимерному покрытию прямо предусмотрено действующим Национальным стандартом ГОСТ Р 52239-2004.
Кроме того, в пункте 4.2 Методических рекомендаций указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток.
В пункте 3.4 Методических рекомендаций в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся, в том числе, на обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).
Таким образом, возможность наличия различных компонентов в составе медицинских перчаток, прямо предусмотрена действующим государственным стандартом и методическими рекомендациями при соответствующем обосновании установленных требований.
Потребность в использовании перчаток с абсорбирующим покрытием на основе синтетического флока обусловлена проведением длительных манипуляций или лабораторных исследований, в результате которых происходит выделение «перчаточного сока», являющегося питательной средой для бактерий и основанием для проявления интертригенозного дерматита кожи рук медицинского персонала.
На заседании Комиссии 03.05.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 06.05.2024 для документального анализа материалов дела.
В ходе рассмотрения жалобы ООО «ЛДЦ» Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.04.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624001977, наименование объекта закупки – «Перчатки медицинские» (начальная (максимальная) цена контракта – 4 245 000,00руб.).
21.03.2024 были опубликованы разъяснения положений извещения.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 08.05.2024 на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, цена была снижена на 2,0 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.05.2024 заявки обоих участников были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, определен победитель.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ЛДЦ» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в случае формирования такого описания).
Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом подпунктом «а» пункта 5 Правил указано, что вышеуказанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, при установлении в отношении товара ограничений, предусмотренных Постановлением № 878, при описании объекта закупки заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации об электронном аукционе дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, а обязан включать только информацию, предусмотренную каталогом.
Учитывая изложенное, предоставленное заказчику право на формирование описания объекта закупки, в том числе установление характеристик товара исходя из его собственных потребностей, в данном случае ограничено нормативно-правовыми актами, принятыми в целях реализации национального режима.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, то заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги), а предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Согласно извещению об осуществлении закупки № 0168500000624001977 заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства № 617.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки № 0168500000624001977 объектом закупки является поставка перчаток медицинских, код позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008.
Согласно сведениям единой информационной системы, в КТРУ включена такая позиция как «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» (Код позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008), которой соответствует использованный заказчиком код. Указанный код КТРУ 22.19.60.119-00000008 включен в каталог 18.03.2019 и является обязательным к применению с 01.07.2019.
Вместе с тем раздел КТРУ 22.19.60.119-00000008 «ОПИСАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ» - «Характеристики товара, работы, услуги» не содержит сведений о характеристиках товара.
Заказчиком не устанавливались дополнительные характеристики товара, поскольку установленные характеристики ничего не дополняют ввиду отсутствия в КТРУ основных характеристик товара.
Таким образом, заказчиком в указанном случае правомерно сформировано описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку согласно требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не может не содержать характеристик товара и показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями национальной системы стандартизации.
Согласно сведениям, представленным заказчиком, описание объекта закупки сформировано заказчиком исходя из его потребностей и в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 52239-2004 «Перчатки медицинские диагностические одноразовые» и Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с. оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях», в том числе по спорным характеристикам.
При этом заявителями также не представлено документального подтверждения, что установленные заказчиком характеристики привело к ограничению числа потенциальных участников закупки и невозможности приобретения данного товара на рынке.
Учитывая изложенное, жалоба ООО «ЛДЦ» является необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ЛДЦ» необоснованной.
Председатель комиссии: |
<…> |
Члены комиссии: |
<…> <…> |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.