Решение №ИС/3084/24 Решение по делу № 073/06/106-350/2024 от 11 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

10.06.2024 Дело № 073/06/106-350/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии:

- заместителя руководителя управления – начальника

отдела <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ООО «МЕДОПТТОРГ»:

- <…> (приказ № 1 от 29.03.2022),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 50 от 09.01.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-350/2024 по жалобе ООО «МЕДОПТТОРГ» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624002641 (наименование объекта закупки – «Дефибриллятор внешний полуавтоматический для профессионального использования с питанием от неперезаряжаемой батареи»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Чердаклинская районная больница» (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 414 960,00 руб., срок окончания подачи заявок 05.06.2024 в 09 час. 00 мин.) по

признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3814-ЭП/24 от 03.06.2024 (дата размещения в ЕИС – 03.06.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «МЕДОПТТОРГ» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624002641.

Содержание жалобы составило указание на то, что, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, заказчиком при описании объекта закупки нарушены правила применения каталога КТРУ, не включено обоснование использования дополнительных характеристик, которые влекут за собой ограничение числа участников с товаром российского производства и соответствуют единственному производителю, что также нарушает требования статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Вх. № 3931-ЭП/24 от 06.06.2024 и № 3947-ЭП/24 от 07.06.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Изучив при подготовке описания объекта закупки все включенные в КТРУ коды, относящиеся к виду медицинского изделия, необходимого заказчику, заказчик пришел к выводу, что ни одна из них не отражает в полной мере его потребности, и использовал наиболее подходящий КТРУ, позволяющий описать товар таким образом, чтоб исключить закупку ненужного товара и предусмотреть все имеющие существенное значение характеристики. При этом в случае отсутствия описания товара в позиции КТРУ, предусмотренные пунктом 5 Правил запреты на указание дополнительных характеристик не применяются. Требованиям технического задания соответствует не менее двух производителей.

На заседании Комиссии 07.06.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы, поддержал представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 10.06.2024 для документального анализа материалов дела.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «МЕДОПТТОРГ» установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 28.05.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624002641, наименование объекта закупки – «Дефибриллятор внешний полуавтоматический для профессионального использования с питанием от неперезаряжаемой батареи» (начальная (максимальная) цена контракта – 414 960,00 руб.).

30.05.2024 были опубликованы разъяснения положений извещения и в извещение были внесены изменения.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 05.06.2024 на участие в закупке было подано 2 заяви, цена была снижена на 12,00 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2024 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МЕДОПТТОРГ» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

1.1 Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), и при наличии описания в такой позиции КТРУ использовать характеристики (описание) товара, работы, услуги.

Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом подпунктом «а» пункта 5 Правил указано, что вышеуказанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Таким образом, при установлении в отношении товара ограничений, предусмотренных Постановлением № 878, при описании объекта закупки заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации об электронном аукционе дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, а обязан включать только информацию, предусмотренную каталогом.

Учитывая изложенное, предоставленное заказчику право на формирование описания объекта закупки, в том числе установление характеристик товара исходя из его собственных потребностей, в данном случае ограничено нормативно-правовыми актами, принятыми в целях реализации национального режима.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Вместе с тем, согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, то заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги), а предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0168500000624002641 заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства № 878.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки № 0168500000624002641 объектом закупки является поставка оборудования - Дефибриллятор внешний полуавтоматический для профессионального использования с питанием от неперезаряжаемой батареи, код позиции КТРУ 26.60.13.190-00000063.

Согласно сведениям единой информационной системы, в КТРУ включена такая позиция как «Дефибриллятор внешний полуавтоматический для профессионального использования с питанием от неперезаряжаемой батареи» (Код позиции КТРУ Дефибриллятор внешний полуавтоматический для профессионального использования с питанием от неперезаряжаемой батареи), которой соответствует использованный заказчиком код. Указанный код КТРУ 26.60.13.190-00000063 включен в каталог 21.03.2019 и является обязательным к применению с 01.07.2019.

Вместе с тем раздел КТРУ 26.60.13.190-00000063 «ОПИСАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ» - «Характеристики товара, работы, услуги» не содержит сведений о характеристиках товара.

Заказчиком не устанавливались дополнительные характеристики товара, поскольку установленные характеристики ничего не дополняют ввиду отсутствия в КТРУ основных характеристик товара.

Таким образом, заказчиком в указанном случае правомерно сформировано описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку согласно требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не может не содержать характеристик товара и показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Кроме того, Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ и заказчик самостоятельно принимает решение об использовании наиболее подходящего и соответствующего целям и потребностям кода позиции КТРУ.

Таким образом, учитывая, что выбранная заказчиком позиция КТУР позволяет наиболее точно описать необходимый заказчику товар, а также с учетом потребности заказчика в приобретении товара с конкретными характеристиками, Ульяновское УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «МЕДОПТТОРГ» о неверном выборе кода КТРУ заказчиком и необоснованном включении дополнительных характеристик в описание объекта закупки.

1.2. Из буквального толкования указанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Описание объекта закупки – это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 № ПИ/79427/21, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки № 0168500000624002641 объектом закупки является поставка оборудования - Дефибриллятор внешний полуавтоматический для профессионального использования с питанием от неперезаряжаемой батареи, код позиции КТРУ 26.60.13.190-00000063.

Извещением об осуществлении закупки № 0168500000624002641 в структурированном виде, а также приложении к извещению (файл «Описание объекта закупки 30.05.2024.xls») заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристиками товара, необходимого к поставке.

Заказчик представил информацию, согласно которой описанию объекта закупки по совокупности всех характеристик соответствуют медицинские изделия производства «ХартСайн Технолоджис Лимитэд» и «КУ Медикал Системс, Инк.».

Относительно довода Заявителя о том, что дефиблирятор производства «ХартСайн Технолоджис Лимитэд» снят с производства и не может быть поставлен, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что на официальном сайте Росздравнадзора сведения о том, что медицинское изделие по регистрационному удостоверению РЗН 2022/18776 снято с производства или регистрация и оборот данного медицинского изделия не разрешены на территории Российской Федерации, отсутствуют.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «МЕДОПТТОРГ» является необоснованной в указанной части.

2. Доводы заявителя, согласно которым под технические характеристики закупаемого оборудования не подходит оборудование отечественных производителей, документально не подтверждены, при этом, требования национального режима, установленные при проведении закупки (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878), не предусматривают безусловный запрет на предложение товара иностранного производства.

3. Доводы ООО «МЕДОПТТОРГ» о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «МЕДОПТТОРГ» необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ГУЗ «Чердаклинская районная больница»
ИНН 7323000466, ОГРН 1027301108196
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Общество с ограниченной ответственностью "МЕДОПТТОРГ"
ИНН 1840042047, ОГРН 1151840007582