Решение №ИС/6155/23 Решение по делу № 073/06/106-850/2023 от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

18.12.2023 Дело № 073/06/106-850/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии:

- заместителя руководителя управления – начальника

отдела <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи),

- специалиста-эксперта <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

- от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России:

- <…> (доверенность № 101 от 14.12.2022),

рассмотрев дело № 073/06/106-850/2023 по жалобе индивидуального предпринимателя И<…>. (далее – ИП И<…>. , заявитель) на положения извещения при проведении электронного аукциона № 0368400000223000748 (наименование объекта закупки – «Поставка перчаток (Филиал №2)»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федеральное медико-биологическое агентство (далее – заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 2 801 640,00 руб., срок окончания подачи заявок 14.12.2023 в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 7885-ЭП/23 от 12.12.2023 (дата размещения в ЕИС – 11.12.2023) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП И<…> на положения извещения при проведении электронного аукциона № 0368400000223000748.

Содержание жалобы составило указание на то, что, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, заказчиком в один лот включены медицинские изделия разных видов и с различными НКМИ, что нарушает требования пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620.

Кроме того, при описании товаров заказчиком нарушен ряд требований законодательства: не использован КТРУ при описании позиций 13 и 14, не указано обоснование использование нестандартных показателей товаров в позициях 6 – 14, а также что в позиции 18 содержатся излишние требования к товару, не предусмотренные законодательством.

Вх. № 8017-ЭП/23 от 15.12.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Положения пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 не применимы к спорной закупке, так как заказчиком закупаются медицинские перчатки, как единый комплекс медицинских изделий с соответствующим функционалом, обеспечивающий непрерывную и качественную работу заказчика.

На перчатки с характеристиками, указанными в позициях 13 и 14 не предусмотрен код КТРУ, в связи с чем заказчиком при описании позиций был указан код ОКПД2 в соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ. Все требования к товарам, установленные в извещении, соответствуют ГОСТ Р 52238-2004, ГОСТ Р 52239-2004 и ГОСТ 57404-2017.

На заседании Комиссии 15.12.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, поддержал представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 10 мин. 18.12.2023 для документального анализа материалов дела.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ИП И<…> установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 05.12.2023 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368400000223000748, наименование объекта закупки – «Поставка перчаток (Филиал №2)» (начальная (максимальная) цена контракта – 2 801 640,00 руб.).

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 14.12.2023 на участие в закупке было подано две заявки, цена контракта была снижена на 2,50 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2023 заявка одного из участников закупки была признана несоответствующей требованиям извещения и законодательства, определен победитель.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП И<…> обоснованной в части ненадлежащего формирования лота. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368400000223000748 объектом закупки являются следующие медицинские изделия:

 

КОД ПОЗИЦИИ

НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000002

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000002

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000004

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000004

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные

 

22.19.60.113
22.19.60.113-00000003

Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000002

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.113
22.19.60.113-00000003

Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000002

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000002

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.113
22.19.60.113-00000003

Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000008

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.111

Перчатки хирургические резиновые

 

22.19.60.111

Перчатки хирургические резиновые

 

22.19.60.113
22.19.60.113-00000001

Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные

 

22.19.60.113
22.19.60.113-00000001

Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000002

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000002

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.119
22.19.60.119-00000008

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

 

22.19.60.113

Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые

1. Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 620).

Согласно пункту 1 Постановления № 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

- 600 тыс. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

- 1 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

- 1,5 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

Согласно приложению № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» (далее – Номенклатурная классификация) номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее – классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия – идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.

<*> Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10.

Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, представлен на схеме:

 

Согласно Номенклатурной классификации каждый вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, что прямо следует из вышеприведенных положений Номенклатурной классификации. При этом, действительно, Номенклатурная классификация также указывает на группы и подгруппы медицинских изделий, однако Постановлением № 620 однозначно определено, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов.

Таким образом код вида медицинского изделия определяется согласно Номенклатуре классификации медицинских изделий по видам, включающим в себя 6 знаков, а не кодом товара ОКПД2 или областью применения медицинского изделия.

Включение в один лот медицинских изделий, находящихся в одной группе или подгруппе Номенклатурной классификации, не соответствует Постановлению № 620.

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что необходимые к поставке товары включают, в том числе, следующие виды медицинских изделий согласно Номенклатуре классификации медицинских изделий по видам (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr), что также отражено в КТРУ, использованными заказчиком: 122610, 323740, 122540, 122630, 201590, 185830.

Довод заказчика о том, что в рассматриваемом случае лот сформирован в связи с единым функциональным назначением медицинским изделиями, указанных в извещении, не может быть принят во внимание, поскольку назначение медицинских изделий или область их применения не является исключением при формировании лотов, а документальное подтверждение того, что один из закупаемых в рамках аукциона № 0368400000223000748 товаров является основным медицинским изделием, по отношению к которому остальные медицинские изделия в соответствии с инструкцией по применению и (или) информацией производителя являются расходными материалами заказчиком не представлено.

При таких обстоятельствах Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе при объединении в один лот медицинских изделий, относящихся к разным видам Номенклатурной классификации.

Учитывая изложенное, жалоба ИП И<…>является обоснованной в указанной части.

 

2. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368400000223000748 объектом закупки является поставка перчаток, в том числе с кодом ОКПД2 – 22.19.60.111.

Приложением к извещению № 0368400000223000748 является, в том числе файл «Описание объекта закупки», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товаров, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ или ОКПД2.

Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ или ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

В рассматриваемом случае, заказчиком код ОКПД2 – 22.19.60.111 для позиций 13 и 14 технического задания определён исходя из описания объекта закупки, в том числе существенных характеристик товара, необходимых заказчику в работе, в том числе наличие такой обязательной характеристики как «защита от излучения».

В целях применения медицинских изделий, предусмотренных описанием объекта закупки, изделия должны обладать рядом технических характеристик, которые указаны в описании объекта закупки, при этом в КТРУ отсутствуют позиции с характеристиками, соответствующими требованиям заказчика, в связи с чем, в описании объекта закупки установлены характеристики к медицинским изделиям в соответствии с потребностью заказчика.

Таким образом, действия заказчика, сформировавшего описание объекта закупки без применения позиций КТРУ, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, поскольку медицинские изделия, являющиеся предметом контракта должны обладать характеристиками, которые в позициях КТРУ отсутствуют, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, жалоба ИП И<…>является необоснованной в указанной части.

3. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.

Приложением к извещению № 0368400000223000748 является, в том числе файл «Описание объекта закупки», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе наименование товаров, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество, в том числе позиции 6 – 14 содержат такие характеристики товаров как длинна, одинарная толщина (в области ладони), текстурный рисунок в области пальцев, по позиции 18 - соответствие тесту АСТМ Ф-1671 (ASTM F-1671), наличие протоколов испытаний или информации на упаковке.

Общие требования к минимально допустимой длине и толщине перчаток предусмотрено ГОСТом 52239-2004 на медицинские перчатки. В ГОСТе 52239-2004 в Таблице 2 указаны размеры и допустимые отклонения. Из положений ГОСТа следует, что длина и толщина указаны со словосочетанием «не менее», это буквально означает, что длина и толщина перчаток может быть любой выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины и толщины будут соответствовать ГОСТу. Требования к толщине перчаток установленное ГОСТами также определяет минимальное значение.

В связи с изложенным, требования к длине и толщине перчаток были определены с учетом специфики применения перчаток, потребности заказчика и иных условий, в том числе, с учетом Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.).

Таким образом, у заказчика имеется объективная потребность в приобретении перчаток с указанной длинной и толщиной, заказчиком учтена специфика применения медицинских изделий, необходимость применения перчаток с указанной длинной и толщиной помимо ГОСТов и Методических рекомендаций, предусмотрено требованиями СанПинов.

При этом, согласно представленным пояснениям заказчику (позиция 18) требуются перчатки, которые обладают устойчивостью к вирусной пенетрации, согласно ASTM F - 1671 для того, чтобы их можно было использовать в отделениях с повышенным риском инфицирования. Устойчивость к вирусной пенетрации позволяет защитить персонал заказчика, который ежедневно работает в перчатках и зачастую в условиях с повышенным риском инфицирования.

С 01.01.2018 на территории Российской Федерации введен стандарт ГОСТ 57404-2017 «Перчатки медицинские. Руководство по оценке качества», который предусматривает ссылку на стандарт ASTM F – 1671. Все остальные ГОСТы и стандарты оценивают стойкость перчаток к проникновению бактерий, в то время, как по стандарту ASTM F 1671 оценивает стойкость к проникновению вирусов. Бактерии и вирусы, для критерия оценки проницаемости, имеют существенное различие по размерам. В среднем, вирусы меньше бактерий от 10 до 200 раз.

При этом, согласно п. 10.1.1.2 ГОСТа 57404-2017 установлено, что ASTM F 1671 был специально разработан для моделирования проникновения вирусов гепатита В и С, а также вируса иммунодефицита человека.

В свою очередь само требование приведено с соответствующим потребностью заказчика – для возможности применения перчаток в условиях повышенного риска и работе с кровью и биологическими жидкостями, в соответствии с ГОСТ Р 57404-2017.

При этом возможность установления требований к упаковке перчаток вытекает из п. 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16, который предусматривает требования к медицинским перчаткам.

Все установленные заказчиком спорные требования направлены на обеспечение исполнения вышеуказанных ГОСТов и методических рекомендаций и позволяют заказчику осуществить закупку товара, обеспечивающего безопасность и комфорт работы медицинского персонала и обеспечивающего безопасность пациентов учреждения.

Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.

Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в закупку требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать в извещении такие требования к характеристикам объекта закупки, вопреки его потребностям.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Извещение о проведении электронного аукциона и приложенные документы содержат показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе

На основании вышеизложенного, жалоба ИП И<…>является необоснованной в указанной части.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП И<…>обоснованной в части ненадлежащего формирования лота.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования электронного аукциона № 0368400000223000748, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-850/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117