Решение б/н Решение в отношении государственного заказчика - Министерств... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
═════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ
14.04.2011 г.                                                                                                           Дело № 7399/03-2011
г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <…>
рассмотрев дело № 7399/03-2011, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответст-венностью «Концерн ТВК» (далее - ООО «Концерн ТВК», Заявитель) на действия государствен-ного заказчика (государственный заказчик – Министерства здравоохранения Ульяновской об-ласти, далее – Заказчик) (уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Ми-нистерства экономики Ульяновской области, далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168200002411000456 на право заключить госу-дарственный контракт на поставку лекарственных средств, влияющих на сердечнососудистую систему для обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих право на получение госу-дарственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», на территории Ульяновской области, на 2-4 кварталы 2011 года (начальная (максимальная) цена контракта – 30 765 769,10 руб., дата окон-чания срока подачи заявок – 14.04.2011 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государствен-ных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов, За-кон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 За-кона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, ут-вержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379,
 


УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2965 от 07.04.2011 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Концерн ТВК» на действия Заказчика при про-ведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составляет указание на то, что Заказчиком допущены нарушения требований Закона о размещении заказов, выразившиеся в следующем.
Частью 3.1. ст. 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой огра-ничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите кон-куренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципаль-ных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Пунктом 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются дей-ствия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов пре-имущественных условий участия в торгах.
Согласно совместному письму Минэкономразвития РФ № 16811-АП/Д04, Минздравсоц-развития РФ № 8035-ВС, ФАС РФ № ИА/20555 от 31.10.2007 государственным заказчикам не следует объединять в один лот наркотические или психотропные средства с иным лекарствен-ным средством. Наркотические или психотропные средства допускается объединять в один лот соответственно с наркотическими и/или психотропными средствами, относящимися к одной группе согласно Перечню лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Минздрав-соцразвития России от 18.09.2006 г. № 665 (в ред. от 23.12.2008) (далее - Перечень). Также не следует объединять в один лот лекарственные средства, входящие в различные группы, в соот-ветствии с вышеупомянутым Перечнем. Рекомендовано избегать укрупнения лотов в связи с тем, что такое укрупнение потенциально ведет к снижению количества участников торгов.
Однако, по мнению заявителя, пункт 48 Раздела 2 «Техническая часть» документации об аукционе предусматривает необходимость поставки лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (МНН) клонидин (торговое наименование клофелин), кото-рое, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 964 «Об утвержде-нии списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Фе-дерации» (далее - Постановление о списках сильнодействующих и ядовитых веществ), входит в список сильнодействующих веществ. Кроме того, п. 7, 8, 63 - 66, 86 - 88, 91 - 100, 108 - 119 не входят в группу XXI «Средства, влияющие на сердечно - сосудистую систему» Перечня лекарст-венных средств, препараты которой и являются предметом аукциона.
Заявитель считает, что государственный заказчик имеет возможность разделить необхо-димые к поставке препараты по разным лотам аукциона, соблюдая при этом условие о включе-нии в разные лоты лекарственных средств, относящихся к сильнодействующим лекарственным средствам, а также входящих в различные фармако-терапевтические группы Перечня лекарст-венных средств. В нарушение норм действующего законодательства этого сделано не было, что привело к необоснованному объединению лекарственных средств и укрупнению лота аукциона.

На заседание Комиссии 13.04.2011 г. представитель Заявителя не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет об отправке факса 11.04.2011 г. в 15:12).

Представители Заказчика с доводами, изложенными и в жалобе, не согласились, предста-вили письменные пояснения (вх. № 3188 от 13.04.2011 г.), содержащие указание, на следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограни-чение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (то-варов, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услу-гами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Лекарственный препарат «клонидин» согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также крупного раз-мера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного Кодекса Российской Феде-рации» включен в списки сильнодействующих веществ.
В соответствии с письмом Минэкономразвития, Минздравсоцразвития РФ и ФАС от 31.10.2007 не рекомендуется объединять в один лот наркотические и психотропные средства с иными лекарственными средствами.
Поскольку препарат «клонидин» не включен в перечень наркотических средств и психо-тропных веществ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681, наличие лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», не требуется.
Реализация Поставщиком лекарственного препарата «клонидин» может осуществляться в рамках лицензии на фармацевтическую деятельность и дополнительных требований, чем ука-занных:
- наличие лицензии на фармацевтическую деятельность,
- наличие термоконтейнеров с хладоэлементами для транспортировки термолабильных препаратов, а также с учётом физико-химических свойств лекарственных препаратов, не предъ-является.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении за-казов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, началь-ная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказа-ния услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в от-ношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государствен-ный или муниципальный контракт. Таким образом, заказчик самостоятельно принимает реше-ние по формированию лотов на поставки лекарственных средств в соответствии с его потребно-стями, спецификой деятельности, в целях экономии бюджетных средств, с учетом ограничений, установленных законодательством. Соединение в одном лоте нескольких лекарственных средств не противоречит требованиям Закона о размещении заказов и не ограничивает круг уча-стников аукциона.
Таким образом, документация об аукционе не содержит условий, ограничивающих кон-куренцию между участниками торгов.
Медикаменты под № 7, 8, 63-66, 86-88, 91-100, 108-119 включены в группу «Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения».
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и социального разви-тия к приказу Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665, утверждающим «Перечень ле-карственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнитель-ной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на по-лучение государственной социальной помощи», группа «Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» сформирована с целью более рационального назначения пациентам с учетом ранее проводив-шейся медикаментозной терапии, а также индивидуального подхода к возможной непереноси-мости и восприимчивости к осуществляемому лечению (т.е. непосредственно для обеспечения лечебного процесса).
Все перечисленные в лекарственные препараты (7, 8, 63-66, 86-88, 91-100, 108-119) при-меняются для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, поэтому при составлении аукционной документации включены в группу «Средства, влияющие на сердечно - сосудистую систему».
На основании изложенного Заказчик считает жалобу ООО «Концерн ТВК» необоснован-ной.

Представитель Уполномоченного органа с доводами, изложенными и в жалобе, не согла-силась, представила письменные пояснения (вх. № 3187 от 13.04.2011 г.), содержащие указание, на следующее.
Министерство Ульяновской области определено органом, уполномоченным на осуществ-ление функций по размещению заказов для государственных нужд Ульяновской. При реализа-ции данной функции Министерство руководствуется Порядком взаимодействия уполномочен-ного органа и государственных заказчиков (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 № 29/478 (в ред. от 01.04.2009 № 128-П). Со-гласно указанному Порядку государственный заказчик определяет способ размещения заказа, начальную цену контракта, предмет и существенные условия контракта путем формирования технико-экономического задания (далее - ТЭЗ). Данное задание направляется в Министерство для проведения процедуры размещения заказа в целом, включая разработку документации.
Министерство здравоохранения Ульяновской области представило в Министерство ТЭЗ на проведение рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме. При разработке до-кументации уполномоченный орган руководствовался непосредственно положениями Закона о размещении заказов, Порядка, показателями, указанными в ТЭЗ заказчика.
При этом согласно нормам Порядка и ст. 34 Закона о размещении заказов исключительно к компетенции заказчика относится установление (определение) предмета закупки с учетом по-требностей в товарах и существенные условия поставки, требований к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребитель-ским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара. Согласно нормам Порядка за-казчик несет ответственность за достоверность сведений, представленных в составе ТЭЗ.
Совместным письмом Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31.10.2007 г. № 16811-АП/Д04/8035-ВС/ИА/20555 дана рекомендация заказчикам, что не следует объединять в один лот наркотические или психотропные средства с иными лекарст-венными средствами. Рекомендаций на выделение в отдельный лот сильнодействующих ве-ществ в указанном письме не содержится.
При этом, клонидин назначается при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и включен в группу XXI «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» Перечня лекар-ственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получе-ние государственной социальной помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665.
Также согласно письму Минздравразвития РФ от 24.06.2008 г. №4406-РХ для осуществ-ления оборота лекарственных средств, отнесенных к сильнодействующим или ядовитым веще-ствам необходимо иметь лицензию только на фармацевтическую деятельность. Наличие иных лицензий не предусматривается.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и то, что предметом аукциона является по-ставка средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему, клонидин обоснованно включен в перечень закупаемых лекарственных средств.
Препараты, указанные в п. 7, 8, 63-66, 86-88, 91-100, 108-119 также влияют на сердечно-сосудистую систему и назначаются при сердечно-сосудистых заболеваниях. То есть Заказчиком соблюдено требование части 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции - в состав перечня лекарст-венных средств аукциона включены только технологически и функционально связанные това-ры, поставка которых является предметом торгов.
На основании вышеизложенного уполномоченный орган считает жалобу ООО «Концерн ТВК» необоснованной.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14.30 14.04.2011 г. для документального анализа материалов по делу.

На заседании Комиссии 14.04.2011 г. после перерыва дополнительных пояснений и хода-тайств не поступало.

Рассмотрев имеющиеся материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жа-лобу ООО «Концерн ТВК» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, началь-ная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказа-ния услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в от-ношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государствен-ный или муниципальный контракт. Таким образом, заказчик самостоятельно принимает реше-ние по формированию лотов.
Совместным письмом Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31.10.2007 г. № 16811-АП/Д04/8035-ВС/ИА/20555 дана рекомендация заказчикам, что не следует объединять в один лот наркотические или психотропные средства с иными лекарст-венными средствами. Рекомендаций на выделение в отдельный лот сильнодействующих ве-ществ в указанном письме не содержится.
Препарат клонидин назначается при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и вклю-чен в группу XXI «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» Перечня лекарствен-ных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бес-платной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665 и не является наркотическим или психотропным веществом.
Также согласно письму Минздравразвития РФ от 24.06.2008 г. № 4406-РХ для осуществ-ления оборота лекарственных средств, отнесенных к сильнодействующим или ядовитым веще-ствам необходимо иметь лицензию только на фармацевтическую деятельность.
Таким образом, жалоба ООО «Концерн ТВК» в данной части является необоснованной.

2. Согласно ч. 3 ст. 17 Закон о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 ст. 17 указанного закона запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд запре-щается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционального не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов.
Предметом открытого аукциона в электронной форме № 0168200002411000456 является право заключить государственный контракт на поставку лекарственных средств, влияющих на сердечнососудистую систему для обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», на территории Ульяновской об-ласти, на 2-4 кварталы 2011 года.
Препарат клонидин назначается при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и вклю-чен в группу XXI «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» Перечня лекарствен-ных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бес-платной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665.
При этом препараты, указанные в п. 7, 8, 63-66, 86-88, 91-100, 108-119 по своим показа-ниям к применению и фармакологическим свойствам также являются препаратами, влияющими на сердечно-сосудистую систему и назначаются при сердечно-сосудистых заболеваниях и выде-лены в отдельную группу XXX«Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, ут-вержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения», XXIX «Прочие средст-ва», III «Ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства» Пе-речня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании до-полнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Минздрав-соцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665.
Таким образом, указанные товары являются технологически и функционально связанны-ми с предметом торгов – поставку лекарственных средств, влияющих на сердечнососудистую систему.
Из материалов, представленных на рассмотрение Комиссии, невозможно сделать вывод об установлении каких-либо преимуществ отдельным участникам размещения заказа или огра-ничении числа участников размещения заказа при формировании аукционной документации. Довод заявителя об ограничении конкуренции не подтверждается и фактическими обстоятель-ствами: на момент рассмотрения жалобы в Уполномоченный орган было поступило 3 заявки на участие в указанном открытом аукционе в электронной форме, что так же свидетельствует о на-личии конкуренции.
Таким образом, жалоба ООО «Концерн ТВК» в указанной части является необоснован-ной.

Учитывая, что жалоба ООО «Концерн ТВК» признана необоснованной и в действиях за-казчика, уполномоченного органа не установлено нарушений Закона о размещении заказов, опе-ратору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме № 0168200002411000456.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 ста-тьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, ут-вержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г.  № 379,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Концерн ТВК» необоснованной.
<…> 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны