Решение №ИС/751/24 Решение по делу № 073/06/106-68/2024 от 12 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

07.02.2024 Дело № 073/06/106-68/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела

<…>;

членов комиссии

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

- от МБУ «Дорремстрой»:

- <…> (доверенность № 5 от 11.01.2024),

- от ООО «УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ»:

- <…> (доверенность № 12/24 от 01.02.2024),

- <…> (доверенность № 12/24 от 01.02.2024),

- <…> (доверенность № 12/24 от 01.02.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-68/2024 по жалобе ООО «УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ» (далее - заявитель) на положения извещения электронного аукциона № 0368300000124000050 (наименование объекта закупки – «Поставка топлива дизельного»; заказчик – Муниципальное бюджетное учреждение «Дорремстрой» (далее – заказчик), уполномоченный орган – Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска; начальная (максимальная) цена контракта – 21 826 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 02.02.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 696-ЭП/24 от 31.01.2024 (дата размещения в ЕИС – 31.01.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ» на положения извещения электронного аукциона № 0368300000124000050.

Содержание жалобы составило указание в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включены требования, ограничивающие количество участников, которые также являются избыточными и не обоснованными, а именно:

- требование к расположению АЗС на расстоянии измеряемом по данным 2ГИС по дорогам общего пользования не более 3 км. от подразделений заказчика;

- вид и сорт дизельного топлива (зимнее, экологического класса не ниже К5, сорт не ниже 2), который имеет сезонный характер применения, тогда как срок поставки товара – до 31.12.2024;

- круглосуточный отпуск товара на всех АЗС поставщика, что является неисполнимым для заявителя с учетом профилактических и технологических перерывов в работе.

Вх. № 822-ЭП/24 от 05.02.2024 в Ульяновское УФАС России от ООО «УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ» поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что из анализа ранее проводимых заказчиком закупок следует, что спорные условия внесены в извещение с целью исключения возможного участия заявителя.

Вх. № 844-ЭП/24 от 06.02.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Спорные требования обусловлены спецификой работы заказчика, так как одной из задач заказчика является обеспечение своевременного и бесперебойного выполнения запланированных дорожно-строительных работ на территории города Ульяновска, включая механизированную уборку, очистку, ремонтные и прочие работы.

Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так как потребность заказчика является определяющим фактором при установлении соответствующих требований. При этом Закон о контрактной системе не предусматривает обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.

Заявленное заказчиком условие о максимальной удаленности мест оказания услуг не более чем в трех километрах установлено, исходя из потребностей заказчика и необходимости качественного и оперативного оказания заказчиком услуг в сфере его деятельности. При этом из таблиц, представленных самим заявителем следует, что требованиям заказчика по удалённости мест оказания услуг от подразделений заказчика соответствует не менее четырех субъектов рынка, что свидетельствует о отсутствии ограничения числа участников.

Срок поставки по указанной закупке установлен как до 31.12.2024 из чего следует, что если заказчиком не будет выбран весь объем товара до прекращения отпуска зимнего дизельного топлива в связи с климатическими изменениями, то поставка продолжится с момента, когда отпуск зимнего дизельного топлива будет вновь возобновлен (ноябрь-декабрь 2024).

Специфика работы заказчика предполагает наличие у него возможности незамедлительного выезда спецтехники для быстрого и оперативного прибытия на место выполнения работ, что и обусловлено необходимостью включения такого требования как круглосуточная работа АЗС.

На заседании Комиссии 06.02.2024, проводимом в дистанционном режиме представители заявителя поддержали доводы жалобы, представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы, поддержала представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 07.02.2024 для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 25.01.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368300000124000050, наименование объекта закупки – «Поставка топлива дизельного» (начальная (максимальная) цена контракта – 21 826 000,00 руб.).

29.01.2024 были размещены разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 02.02.2024 на участие в закупке поступило 3 заявки, цена была снижена на 2,58 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов указанного электронного аукциона от 05.02.2024 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно пунктам 6 и 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта, количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368300000124000050 предметом закупки является поставка топлива дизельного.

Извещением о проведении электронного аукциона № 0368300000124000050 установлены сроки поставки - с даты заключения контракта по 31.12.2024, также место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Российская Федерация, АЗС, расположенные в г. Ульяновске, АЗС должны быть расположены на расстоянии, измеряемом по данным 2ГИС по дорогам общего пользования, не более 3 км от подразделений заказчика по адресам: г. Ульяновск, ул. К.Маркса, д. 119, ул. Азовская, д. 66; 8-й пр-д Инженерный, д. 9 (согласно Приложению № 2 к контракту).

Извещением № 0368300000124000050 и приложением к нему (файл «Описание объекта закупки») установлены функциональные, технические и качественные характеристиками товара, в том числе:

Наименование

товара

Функциональные, технические и качественные характеристики товара

Инструкция по заполнению

Наименование

характеристики

Значение характеристики (ед.изм.)

Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка)

Сорт/класс топлива

Не ниже 2

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Тип топлива дизельного

Зимнее

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Экологический класс

Не ниже К5

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Проект контракта, размещенный в составе извещения о проведении электронного аукциона № 0368300000124000050, содержит сроки и порядок исполнения обязательств со стороны исполнителя:

«3.1. Место поставки товара: АЗС, расположенные в г. Ульяновске, АЗС должны быть расположены на расстоянии, измеряемом по данным 2ГИС по дорогам общего пользования, не более 3 км от подразделений заказчика по адресам: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, 119, ул. Азовская, д. 66; 8-й пр-д Инженерный, д. 9 (согласно Приложению № 2 к настоящему Контракту).

3.2. Условия поставки товара: Поставщик должен обеспечить круглосуточный отпуск (отгрузку) на всех АЗС поставщика (согласно Приложения № 2) товара с использованием смарт-карт, в любой момент обращения в течение всего срока действия контракта. Заправка товара производится Заказчиком с АЗС. Заправку подтверждает чек, автоматически распечатываемый на оборудовании, установленном на АЗС. Поставка автомобильного топлива на АЗС осуществляется в зависимости от климатических и температурных условий (в соответствии предельной температурой фильтруемости).

3.3. Сроки (периоды) поставки товара: с момента заключения контракта по 31.12.2024 г.».

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в извещении об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Так, извещение об осуществлении спорной закупки, описание объекта закупки и проект контракта включают в себя, в том числе, такие значимые для заказчика и соответствующие целям осуществления закупки (выполнение круглосуточной бесперебойной работы учреждением в режиме повышенной готовности, в том числе, в сложившихся в настоящее время погодных условиях) как возможность круглосуточной заправки техники на АЗС исполнителя.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом срок и условия поставки дизельного топлива зимнего класса определены таким образом, что предусматривают его поставку до конца 2024 года в зависимости от климатических условий по его применению, что не лишает заказчика возможности получить топливо как в феврале-марте 2024, так и в ноябре-декабре текущего года, до полного исполнения обязательств.

Согласно позиции, изложенной в письме Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 № Д28и-699 «Об указании удаленности места оказания услуг в извещении о закупке» заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Таким образом, прерогатива определения удаленности места оказания услуг лежит на заказчике с учетом его потребности.

При этом, как следует из информации, представленной самим заявителем, в пределах трехкилометровой зоны по дорогам общего пользования от подразделений заказчика имеется не менее 4 организаций, имеющих АЗС и способных исполнить контракт на указанных условиях.

Поскольку заказчик вправе обосновано территориально ограничивать удаленность места оказания услуг с целью наилучшего удовлетворения потребности и эффективного расходования бюджетных средств, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах, в связи с чем, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика в части установления требования к месторасположению АЗС исполнителя не противоречат нормам Закона о контрактной системе.

При этом необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика осуществлять какую-либо закупку на условиях, сформированных в ранее проводимых торгах. Каждое извещение об осуществлении закупки, включая описание объекта закупки и проект контракта формируются заказчиком с учетом текущей потребности и необходимости решения конкретных задач.

Дополнительно необходим отметить, что согласно протоколу подведения итогов указанного электронного аукциона от 05.02.2024 на участие в закупке поступило 3 заявки, каждый участник в ходе проведения аукциона подавал свое ценовое предложение, заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ» является необоснованной.

Доводы жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках. Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России по контролю закупок принято решение о передаче материалов дела № 073/06/106-68/2024 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России и жалоба ООО «УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ» в части указания на нарушение антимонопольного законодательства будет рассмотрена в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ» необоснованной.

2.Передать материалы дела № 073/06/106-68/2024 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ"
ИНН 7326021601, ОГРН 1047301152293
Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска
ИНН 7325096322, ОГРН 1107325003125
МБУ "Дорремстрой"
ИНН 7326045761, ОГРН 1147326000502