Решение №151-03 Признать жалобу ООО «МИУС» необоснованной. от 14 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
11.01.2022 Дело № 073/07/3-744/2021
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
председателя Комиссии |
- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>, |
членов Комиссии:
в присутствии (с использованием системы видеоконференцсвязи),
|
- ведущего специалиста-эксперта <…>, - специалиста-эксперта <…>;
- от ООО «МИУС»: - <…> (доверенность № 2812-2021-00810 от 28.12.2021 г.),
|
рассмотрев дело № 073/07/3-744/2021 по жалобе ООО «МИУС» (далее - заявитель) на положения документации о проведении конкурса в электронной форме № 32110886157 (наименование объекта закупки – «2340-2021-01508. Поставка агрегата для закалки деталей из алюминиевых сплавов, выполнение работ по монтажу, пуско-наладке и испытанию»; заказчик – Филиал Публичного акционерного общества «Ил» - Авиастар» (далее – филиал ПАО «Ил» - Авиастар»), организатор закупки - Публичное акционерное общество «ОАК»; начальная (максимальная) цена договора – 32 661 313,00 руб., срок окончания подачи заявок – 23.12.2021 в 10 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 9287 от 23.12.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «МИУС» на положения документации о проведении конкурса в электронной форме № 32110886157.
Жалоба ООО «МИУС» содержит указание на следующее.
По мнению заявителя, закупочная документация содержит критерии оценки заявки, которые нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и ограничивают потенциальных участников закупки.
Порядок оценки и сопоставления заявок включает оценку по критерию «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара».
В описании содержания данного критерия указано, что под качественными характеристиками товара понимается наличие у частника закупки сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719.
Критерий «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» предназначен исключительно для оценки характеристик предлагаемого товара, а не наличия у участника закупочной процедуры каких-либо документов.
Заявитель жалобы считает, что наличие указанного сертификата у участника закупки не является обязательным в соответствии с законодательством РФ и оформление данного документа значительно затягивает процесс подачи заявки.
Кроме того, указанное требование позволяет участнику с наличием сертификата набрать более высокий итоговый рейтинг, что нарушает равноправие участников.
Вх. № 9505 от 30.12.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступили возражения организатора закупки ПАО «ОАК» на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.
В рамках критерия оценки заявок участников закупки «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» оценивается присутствие предлагаемой участником продукции в реестре российской промышленной продукции, что подтверждается предоставлением сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».
Ключевой информацией из реестра российской промышленной продукции является наименование самой продукции, находящейся в реестре, что допустимо расценивать как характеристику продукции, которая также оценивает предмет закупки.
Данный сертификат является первоначальным этапом включения производителей российской продукции в реестр.
При этом отсутствие в составе заявки участника сведений о нахождении продукции в реестре не является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.
Законом о закупках установлена правовая конструкция, предусматривающая самостоятельность заказчика в организации и осуществлении закупочной деятельности.
Кроме того, ПАО «ОАК» и организации, входящие в контур управления ПАО «ОАК», принимают участие в программах импортозамещения, которые утверждаются и контролируются Минобороны России и Минпромторгом России без учёта требований Закона о закупках.
Таким образом, организатор торгов считает, что установленный в документации о закупке порядок оценки и сопоставления заявок не ограничивает конкуренцию и не противоречит принципам действующего законодательства.
На заседании Комиссии 30.12.2021 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель организатора торгов возражал против жалобы, поддержала ранее представленные письменные пояснения.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 11.01.2022 г. для анализа материалов дела.
Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.
В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 30.11.2021 г. были опубликованы извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме № 32110886157 (наименование объекта закупки – «2340-2021-01508. Поставка агрегата для закалки деталей из алюминиевых сплавов, выполнение работ по монтажу, пуско-наладке и испытанию»; начальная (максимальная) цена договора – 32 661 313,00 руб., срок окончания подачи заявок – 23.12.2021 в 10 час. 00 мин.).
02.12.2021 г., 15.12.2021 г. в документацию были внесены изменения.
02.12.2021 г., 03.12.2021 г., 06.12.2021 г., 15.12.2021 г., 20.12.2021 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
Согласно протоколу № 2340-2021-0158/02 от 10.01.2022 г. на участие в указанной закупке поступило 4 заявки, все заявки были допущены.
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МИУС» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Филиал ПАО «Ил» - Авиастар» осуществляет свою закупочную деятельность, в том числе, в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 18.03.2015 г. № 2) утверждено Единое Положение о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – ЕпоЗ ГК «Ростех», Положение о закупке).
На основании решения общего собрания акционеров филиал ПАО «Ил» - Авиастар» присоединилось к Единому Положению о закупке Государственной корпорации «Ростех».
Согласно подпункту (а) пункта 1 части 6.1.1. статьи 6.1 главы 3 ЕпоЗ ГК «Ростех» (в редакции от 23.07.2021 г.) одним из способов конкурентной закупки является конкурс в электронной форме.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 10.12.1 статьи 10.12 главы 5 Положения о закупке критерии отбора устанавливаются в извещении, документации о закупке в порядке и объеме, предусмотренными разделом 12 Положения с учетом проводимого способа закупки.
Согласно пункту 10.13.1 статьи 10.13 главы 5 Положения о закупке порядок и сроки оценки и сопоставления заявок устанавливаются в извещении, документации о закупке.
В соответствии с пунктом 10.13.3 статьи 10.13 главы 5 Положения о закупке в извещении, документации о закупке устанавливаются содержание и значимость (весомость) каждого критерия оценки, наличие подкритериев оценки и их значимость (весомость), а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок в соответствии с рекомендациями по оценке (Приложение 6 к Положению о закупке).
Подпункт (2)(д) пункта 10.13.2 статьи 10.13 главы 5 Положения о закупке предусматривает, что к неценовым критериям оценки относится, в том числе, квалификация участника закупки, в рамках которой может оцениваться наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема.
Согласно пункту 4.16.2 документации № 32110886157 оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки (включая подкритерии оценки, а также содержание и значимость (весомость) каждого критерия / подкритерия оценки) и в порядке, установленными приложением № 2 к информационной карте документации № 32110886157. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в документации о закупке, не допускается.
Приложение № 2 к информационной карте документации № 32110886157 содержит критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе критерий 3 «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара».
В рамках данного критерия оценивается оцениваются качественные характеристики товара.
Под качественными характеристиками товара понимается наличие у участника закупки сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719.
Подтверждающие документы: копия сертификата, подтверждающего страну происхождения товара (продукции), указанной в техническом предложении.
Значимость (весомость) критерия – 20 %.
Указание заказчиком в закупочной документации указанного критерия не ограничивает количество участников закупки, является правом заказчика и не противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупке заказчика.
Учитывая специфику деятельности организации, заказчику важно получить тот товар, который надежно обеспечит беспрерывность цикла организации.
При этом, важно отметить, что отсутствие и непредставление в составе заявки участника закупки копия сертификата не является основанием для отклонения заявки от дальнейшего участия в конкурсе.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре было подано 4 заявки от участников закупки.
Закон о закупках не обязывает заказчиков формировать документацию для участия в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
При этом участники закупки при участии в запросе котировок в электронной форме находятся в равных условиях и вправе подать заявку на общих основаниях, установленных в документации.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО «МИУС» является необоснованной.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «МИУС» необоснованной.
Председатель комиссии |
<…> |
Члены комиссии |
<…>
<…>
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.