Решение б/н Решение и предписание в отношении ОАО «Ульяновская сетевая к... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. № 6472 -04 от 23.12.2010

РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть объявлена    16.12.2010             
В полном объеме изготовлено   23.12.2010                                                                    ДЕЛО № 6936/04-2010
г. Ульяновск

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - заместитель руководителя управления П. Г. Юдин,
члены -    начальник отдела М. С. Степанова,
- главный специалист - эксперт С. В.  Моисеев,

рассмотрев дело № 6936/04-2010 по признакам нарушения ОАО «Ульяновская сетевая компания» (432023, Ульяновск, Профсоюзная 29) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

12.11.2010 в Ульяновское УФАС России поступило заявление гражданки Герасимовой В. А., по вопросу отказа ОАО «Ульяновская сетевая компания» от подключения индивидуального домостроения данного физического лица к электрическим сетям и незаконности требуемых для подключения документов.
На основании данного заявления приказом Ульяновского УФАС России от 17.11.2010 № 317  в отношении ОАО «Ульяновская сетевая компания» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в ущемлении интересов гражданки Герасимовой В. А. путём требования о приложении к её заявке о присоединении к электрическим сетям   ОАО «Ульяновская сетевая компания» копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ. 

В ходе рассмотрения дела от гр. Герасимовой В. А. поступили возражения, в которых она просит в ходе рассмотрения дела рассмотреть также вопросы законности требований плана расположения энергопринимающих устройств, копии документа, подтверждающего право собственности на объект капитального строительства и земельный участок, модульной схемы технологического присоединения энергопринимающих устройств. В представленных возражениях также отмечается, что гр. Герасимовой В. А. выдавались технические условия в 2000 году, а также указано на несоблюдение нормативов по технике безопасности при установке опор электрических сетей в городе Инза. Просит рассмотреть дело без её участия.
От  ОАО «Ульяновская сетевая компания» поступили пояснения, в которых отмечается, что 08.04.2010 от гр. Герасимовой В.А. в адрес ОАО «УСК» (ОАО «Ульяновская сетевая компания») поступило письмо, в котором она просит рассмотреть её заявление о подключении принадлежащего ей дома к электросетям. Из письма заявительницы следует, что она уже обращалась в ОАО «УСК» с аналогичным заявлением 24.02.2010, однако заявление от 24.02.2010 ни в ОАО «УСК», ни в районное подразделение (РЭС Инзенского района) не поступало.
 На обращение от 08.04.2010 гр. Герасимовой В.А. был дан ответ (исх. 73/и от 15.04.2010), в котором описывается порядок действий, которые необходимо совершить для подключения её домовладения к электрическим сетям. К письму была приложена заявка. В п.5 приложения к данной заявке содержится требование о предоставлении ИНН, однако до настоящего времени данная заявка в ОАО «УСК» не предоставлена, соответственно, ни одного документа, перечисленного в её приложении, от заявительницы не поступило.
Требования к заявке на технологическое присоединение содержатся в п. 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ  от 27 декабря 2004 г. N 861. Форма заявки на технологичекое присоединение энергопринимающих устройств утверждена Регламентом технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «УСК» (приказ №15 от 15.02.2010). 
22.04.2010 ОАО «УСК» было ознакомлено с письменным обращением Прокуратуры Ульяновской области к Губернатору Ульяновской области СИ. Морозову. В данном обращении речь шла также и о том, что сетевые организации в нарушении требований, установленных законодательством РФ (ПП РФ №861 от 27.12.2004) требуют от граждан и ЮЛ прилагать к заявке на технологическое подключение документы, не предусмотренные законом.
После получения данного обращения в Регламент технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «УСК» были внесены изменения (приказ №41 от 24.05.2010). Заявка, в приложении к которой содержится требование о представлении копии свидетельства ИНН, исключена. Утверждена новая заявка, полностью соответствующая требованиям действующего законодательства.
12.06.2010 от гр. Герасимовой В.А. было получено новое обращение с требованием произвести подключение её дома к электрическим сетям. На данное обращение ей был дан аналогичный предыдущему ответ.  '
13.07.2010 гр. Герасимова В.А. вновь обратилась в ОАО «УСК» с очередным требованием подключить её дом к электрическим сетям, на что 19.07.2010 ей вновь был направлен подробный ответ с поэтапным перечислением всех действий, которые ей необходимо совершить, чтобы её дом был подключён к электрическим сетям. К данному ответу была приложена новая форма заявки, в которой о копии свидетельства ИНН не упоминается. Данный ответ был направлен заказной корреспонденцией, гр. Герасимова В.А. получила его 27.07.2010 лично, что подтверждается уведомлением о вручении.
В ходе возникшей переписки гр. Герасимовой неоднократно пояснялось, что в соответствии с требованиями действующего законодательства физическому лицу, желающему присоединить свой дом к электрическим сетям, необходимо получить технические условия. Для начала работы по оформлению технических условий сетевая компания (в данном случае ОАО «УСК») должна получить от заявителя надлежащим образом заполненную заявку, что до настоящего времени гр. Герасимовой В.А. не сделано, поэтому подключить её домовладение к электрическим сетям не представляется возможным.
ОАО «Ульяновская сетевая компания» считает, что в данном случае требование сетевой компании о представлении ИНН заявителя никоим образом не повлияло на сложившуюся спорную ситуацию. По мнению гр. Герасимовой В.А., с неё незаконно требуют оформить технические условия, подключение её дома к электрическим сетям можно произвести и в их отсутствие. Из направленных в адрес ОАО «УСК» писем можно сделать вывод о том, что гр. Герасимова В.А. изначально была не намерена заполнять представленную ей заявку, поэтому требование сетевой компании на представление ИНН заявителя в данном случае фактически не привело к наступлению негативных последствий.
На заседании комиссии представители ОАО «Ульяновская сетевая компания» подержали представленные пояснения, также сообщили, что в заявку было включено требование о предоставлении ИНН для удобства граждан, так как при заполнении документов, допускаются ошибки. Пояснили, что не было оснований для отказа в технологическом присоединении по данному основанию. В ОАО «УСК» не поступала информация о наличии технических условии, выданных гр. Герасимовой В. А. ранее, ОАО «УСК» могло бы их восстановить. В городе Инза у ОАО «УСК» есть участок, но заявки принимаются в Ульяновске, технические условия в городе Инза не выдаются. Ситуация изменилась с мая 2010 года, до этого времени заявки передавались через начальников участков. После мая 2010 года изменения в регламент не вносились. Условие о требовании модульных схем из заявок физических лиц убрали, но в п. 2.2.2. «Регламента технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «Ульяновская сетевая компания» данное требование осталось.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ульяновская сетевая компания», выразившихся во включении в заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям требования копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ульяновская сетевая компания», выразившихся во включении в п. 2.2.2. «Регламента технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «Ульяновская сетевая компания» требования предоставления модульной схемы электрических сетей при подаче заявке физическими и юридическими лицами, нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".

При этом комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в  состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  деятельность по  передаче электрической  энергии  отнесена к сфере деятельности  субъектов естественных монополий. Согласно  части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется  государством.
ОАО «Ульяновская сетевая компания» оказывает услуги по передаче электрической энергии, следовательно, занимает доминирующее положение в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006  №135-Ф3 «О защите конкуренции» на рынке передаче электрической энергии.
ОАО «Ульяновская сетевая компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и присоединения к электрическим сетям в  границах присоединённой сети.
В ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) установлено, что  собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
На основании ч. 2 ст. 26 Закона  об электроэнергетике, п. 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
По смыслу данных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только единственная сетевая организация, куда обратилось заинтересованное лицо. Следовательно, ОАО «Ульяновская сетевая компания» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15 февраля 2010 г. N 06-12 утвержден размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям открытого акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" с 1 марта 2010 года. Ранее данная плата была утверждена Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15 января 2009 г. N 06-6.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 242 утверждены нормативы технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, в том числе для ОАО «Ульяновская сетевая компания».
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23 декабря 2009 г. N 06-264 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год» утвержден размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии в том числе и для ОАО «Ульяновская сетевая компания».
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается злоупотребление доминирующим на рынке субъектом своим положением на соответствующем товарном рынке, если эти действия влекут или могут повлечь ущемление интересов других лиц.
В ответ на заявление гражданки Герасимовой В. А. письмом от 15.04.2010 ОАО «Ульяновская сетевая компания» в лице и.о. начальника РЭС Инзенского района сообщила заявительнице, что ей необходимо представить заявку и приложить требуемые ОАО «Ульяновская сетевая компания» документы.
Анализ требуемых ОАО «Ульяновская сетевая компания» документов показывает необоснованность требования приложения к заявке копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.
В соответствии с п. 11 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ  от 27 декабря 2004 г. N 861 Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Пунктами 10 и 14 данных Правил предоставление копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ не предусмотрено.
При рассмотрении дела также было установлено, что в связи с внесением изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, изменённых постановлением Правительства РФ  от 24 сентября 2010 г. N 759, с 12.10.2010 требование о предоставлении формы модульных схем технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации, - для заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил исключено.
В настоящее время в п. 2.2.2. «Регламента технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «Ульяновская сетевая компания» содержится указание о приложении к заявке модульной схемы электрических сетей заявителя. Данные требования не соответствуют законодательству и может привести к ситуации, в которой с заявителя могут необоснованно потребовать модульную схему электрических сетей заявителя, так как данный регламент устанавливает порядок действия персонала ОАО «Ульяновская сетевая компания» при выполнении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В ходе рассмотрения дела не установлен факт обращения гражданки Герасимовой В. А. с заявлением в ОАО «Ульяновская сетевая компания» 24.02.2010. Имеющаяся информация показывает, что заявления от гражданки Герасимовой В. А. поступали письмом от 08.04.2010 (направлен ответ от 15.04.2010), письмом от 12.06.2010 (направлен ответ от 21.06.2010), письмом от 13.07.2010 (направлен ответ от 19.07.2010).
Наличие у гр. Герасимовой В. А. технических условий № 70 от 21 июня 2000 года, выданных МП ЖКХ Инзенского района, не является существенным при рассмотрении данного дела, так как данные технические условия выдавались на 1 год, информацию о выдаче в 2000 году гр. Герасимовой В. А. технических условий в ОАО «Ульяновская сетевая компания» заявительница не направляла.
Требования о предоставлении документов, указанных в заявке, направленной от ОАО «Ульяновская сетевая компания»  гр. Герасимовой В. А. письмом от 15.04.2010 (за исключением требования о приложении к её заявке о присоединении к электрическим сетям   ОАО «Ульяновская сетевая компания» копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ), и требования о предоставлении документов, указанных в заявке, направленной от ОАО «Ульяновская сетевая компания»  гр. Герасимовой В. А. письмом от 19.07.2010 следует признать обоснованными и соответствующими Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ  от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции, действовавшей на момент направления писем).
Информация о несоблюдении или соблюдении нормативов по технике безопасности при установке опор электрических сетей в городе Инза не может быть проверена Ульяновским УФАС России, так как отсутствуют полномочия для подтверждения или неподтверждения данной информации.
 Письмом от 19.07.2010 ОАО «Ульяновская сетевая компания» направило Герасимовой В.А. форму заявки, соответствующей действующим Правилам, таким образом, ОАО «Ульяновская сетевая компания» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся во включении в заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям требования копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.
В связи с чем отсутствуют основания для выдачи соответствующего предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции ",  комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Ульяновская сетевая компания» по включению в заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям требования копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  
2.  Прекратить рассмотрение дела № 6936/04-2010 в отношении ОАО «Ульяновская сетевая компания» в части включения в заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям требования копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Признать действия ОАО «Ульяновская сетевая компания»  по включению в абзац 3 п. 2.2.2. «Регламента технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «Ульяновская сетевая компания» требования предоставления модульной схемы электрических сетей при подаче заявки физическими и юридическими лицами нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  
4. Выдать ОАО «Ульяновская сетевая компания» предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.


Председатель комиссии П. Г. Юдин


Члены комиссии


 
М.С. Степанова


С. В. Моисеев

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 77

                                                                                                         ДЕЛО № 6936/04-2010
 г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - заместитель руководителя управления П. Г. Юдин,
члены - начальник отдела М. С. Степанова,
- главный специалист-эксперт С. В. Моисеев,

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального   закона   от 26.07.2006   N 135-ФЗ   "О  защите конкуренции" на основании своего решения от 23.12.2010  по делу № 6936/04-2010 о нарушении  ОАО «Ульяновская сетевая компания» (юридический адрес: 432023, Ульяновск, Профсоюзная 29) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции ",                   

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ОАО «Ульяновская сетевая компания»

в срок до 25.01.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в абзац 3 п. 2.2.2. «Регламента технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «Ульяновская сетевая компания» требования предоставления модульной схемы электрических сетей при подаче заявке,

а именно:
- привести абзац 3 пункта 2.2.2. «Регламента технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «Ульяновская сетевая компания» в соответствии с законодательством путём внесения изменений.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель комиссии П. Г. Юдин

Члены комиссии


 
М. С. Степанова

С. В. Моисеев


Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны