Решение №ИС/3211/23 Решение по делу № 073/06/106-440/2023 от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

13.07.2023 Дело № 073/06/106-440/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя Комиссии:

- заместителя руководителя управления – начальника отдела

<…>,

членов Комиссии:

в присутствие (с использованием системы видеоконференцсвязи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ФГБОУ ВО УИ ГА, комиссии по осуществлению закупок:

- <…> (доверенность № 215 от 30.12.2022 г., паспорт),

- от ИП К<…>.:

- <…> (доверенность б/н от 16.06.2023 г.)

рассмотрев дело № 073/06/106-440/2023 по жалобе ИП К<…>. (далее - заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0368100010823000173 (наименование объекта закупки – «Поставка компьютера персонального настольного (моноблок)»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее – заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 1 715 201,92 руб., дата подведения итогов 05.07.2023) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 4031-ЭП/23 от 06.07.2023 (дата размещения в ЕИС – 06.07.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП К<…> на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0368100010823000173.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, комиссия по осуществлению закупок заказчика неправомерно указала основание для отклонения заявки общества по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку при применении положений Постановления Правительства РФ № 878 заявки, содержащие предложение о поставке товара иностранного происхождения, подлежат отклонению на основании пункта 4 части 2 статьи 48 Закона о контактной системе. Неверное указание оснований для отклонения может повлечь для заявителя негативные последствия, предусмотренные частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Вх. № 4147-ЭП/23 от 11.07.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Основанием для отклонения заявки ИП К<…> (заявка № 65) является подпункт «а» пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, так как исходя из заявок, поступивших на участие в закупке подлежали применению положения Постановления Правительства РФ № 878.

На заседании Комиссии 12.07.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы в полном объеме, представитель заказчика и член закупочной комиссии с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13 час. 30 мин. 13.07.2023 для документального анализа материалов дела.

Вх. № 4201-ЭП/23 от 13.07.2023 в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили уточнения к жалобе, согласно которым заявитель также считает отклонение по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе неправомерным. При этом сам факт отклонения заявителем не оспаривается, оспаривается исключительно основание, указанное в протоколе подведения итогов.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 23.06.2023 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368100010823000173, наименование объекта закупки – «Поставка компьютера персонального настольного (моноблок)» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 715 201,92 руб.).

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 03.07.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 8 заявок, цена была снижена на 23,50 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2023 г. заявки 7 участников признаны несоответствующими требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП К<…>. обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции»), содержит перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Постановление № 878).

Согласно извещению № 0368100010823000173 объектом закупки является поставка компьютера персонального настольного (моноблок) (код позиции - 26.20.15.000-00000037), который включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением № 878.

Информация об установлении предусмотренного Постановлением № 878 ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержится в извещении о проведении электронного аукциона.

Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно пункту 3 Постановления № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) Постановления № 878 случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Пунктом 3(2) Постановления № 878 установлено что, за исключением случаев, установленных Постановлением № 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров); подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.

Пунктом 3(3) Постановления № 878 предусмотрено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления № 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.

На заседании Комиссии установлено, что комиссией по осуществлению закупок по итогам рассмотрения заявок участников аукциона принято решение об отклонении заявок 60, 65 (заявка заявителя), 64, 63, 67, 68, 61 на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 № ИЭА1 заявка заявителя признана комиссией по осуществлению закупок несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а именно: «Причина отклонения заявки: непредставление документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44 ФЗ. Обоснование причины отклонения: на основании пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 5 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Заявка не соответствует требованиям п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и требованиям извещения об осуществлении закупки (Глава I. Сведения о проводимом электронном аукционе, Глава III. Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению). Заявка участника не содержит информацию и документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013. В заявке отсутствует номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров (требование установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878, Главой III. извещения об осуществлении закупки)».

Таким образом, заявителем предложен товар, страной происхождения которого является Российская Федерация. Однако документов или сведений, поименованных в Постановлении № 878, в составе заявки № 65 (ИП К<…>.) не представлено.

Согласно подпункту «б» пункта 2, пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в числе прочего:

- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе;

- информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно подпункту «а» пункту 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать, в том числе обоснование принятого аукционной комиссией решения об отклонении заявки на участие в закупке.

В силу пунктов 4, 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случаях:

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Учитывая изложенное, содержащееся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 № ИЭА1 правовое основание для отклонения заявки заявителя по пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе подлежит применению только при отклонении заявок в случае установления заказчиком запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

В рамках рассматриваемого аукциона такой запрет не установлен, заказчиком установлено ограничение допуска происходящих из иностранных государств, так как приведенное обоснование отклонения заявки заявителя в протоколе указывает на применение комиссией по осуществлению закупок Постановления № 878.

В данном случае, поскольку заявка заявителя не содержала документов и сведений, предусмотренных Постановлением № 878, его заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения.

С учетом того, что на участие в закупке была подана заявка, соответствующая требованиям Постановления № 878 и извещения, то условия применения ограничения допуска, установленного Постановлением № 878, в данном случае сложились, и заявка заявителя подлежит отклонению по основанию, установленному Постановлением № 878.

Таким образом, основания для отклонения заявки заявителя у комиссии по осуществлению закупок имелись. При этом отклонение заявки заявителя соответствует требованиям пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Следовательно, правовое основание для отклонения заявки заявителя, примененное комиссией по осуществлению закупок «пункт 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе», является ненадлежащим.

На основании изложенного, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что комиссией по осуществлению закупок, указавшей в протоколе подведения итогов основание для отклонения заявок, не соответствующее законодательству, нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП Ф.

Более того, согласно части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

Таким образом, ненадлежащее правовое основание в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 № ИЭА1 при отклонении заявки заявителя влияет на права и интересы заявителя, а также других участников закупки.

Учитывая изложенное, жалоба ИП К<…> является обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП К<…> обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Обязать комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика № 0368100010823000173 от 05.07.2023 и формирования новой версии итогового протокола в соответствии с требованиями законодательства и с учетом принятого решения, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-440/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

ФГБОУ ВО УИГА
ИНН 7303002000, ОГРН 1027301176627