Решение №КП/2645/24 Решение по делу № 073/06/106-278/2024 от 20 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

15.05.2024 Дело № 073/06/106-278/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- врио руководителя управления <…>,

членов комиссии:

в отсутствие

представителей,

- главного специалиста-эксперта <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

 

рассмотрев дело № 073/06/106-278/2024 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Анком» (далее – ООО «Анком», заявитель) на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624001955 (наименование объекта закупки – «Шифр:73-2024-нр5047 «Конструктор спортивного квадрокоптера» в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС» национального проекта «Беспилотные авиационные системы»; заказчик – Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области; уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 29 160 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 08.05.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3085-ЭП/24 от 06.05.2024 (дата размещения в ЕИС – 06.05.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Анком» на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624001955.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя, заказчиком в отношении объекта закупки не указана позиция КТРУ, а также неверно определен ОКПД2.

Также заявитель жалобы считает, что описание объекта закупки составлено таким образом, что указанным характеристикам соответствует конкретный товар единственного производителя – «ГЕОСКАН».

Вх. № № 3233-ЭП/24, 3241-ЭП/24 от 14.05.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание на то, что позиция классификатора выбрана в соответствии с потребностью заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Также заказчик указал, что технические требования, указанные в описании объекта закупки, не содержат указание на товарный знак и не являются избыточными, сформированы исходя из потребности заказчика.

На заседании Комиссии 14.05.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представители уполномоченного органа и заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения.

Также представитель заказчика указал, что при формировании извещения был допущена техническая ошибка, а именно, при формировании объекта закупки не указан КТРУ (30.30.32.120-00000003), в связи с чем, заказчиком было принято решение об отмене закупки.

Также представитель заказчика указал, что установленным техническим характеристикам соответствует товар не менее двух производителей.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 15.05.2024 для документального анализа материалов дела.

На заседании Комиссии 15.05.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представители уполномоченного органа и заказчика поддержали ранее представленные пояснения. В рассмотрении жалобы повторно объявлялся перерыв до 16 час. 45 мин. 15.05.2024 для документального анализа материалов дела.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Анком» Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 23.04.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624001955 (наименование объекта закупки – «Шифр:73-2024-нр5047 «Конструктор спортивного квадрокоптера» в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС» национального проекта «Беспилотные авиационные системы»; заказчик – Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области; уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 29 160 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 08.05.2024 в 09 час. 00 мин.).

27.04.2024 заказчиком были опубликованы разъяснения положений извещения.

06.05.2024 определение поставщика было отменено.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Анком» обоснованной в части ненадлежащего формирования извещения. При этом Комиссия исходила из следующего.

1.В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000624001955 объектом закупки является «Шифр:73-2024-нр5047 «Конструктор спортивного квадрокоптера» в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС» национального проекта «Беспилотные авиационные системы» – код ОКПД2 30.30.32.120 «Аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг».

Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ или ОКПД2, который определяется с учетом потребности необходимого заказчику товара.

Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ или ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

Таким образом, действия заказчика, сформировавшего описание объекта закупки с указанием кода ОКПД2 30.30.32.120, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, в рамках рассмотрения жалобы представителем заказчика были даны пояснения, что при размещении извещения о закупке была допущена техническая ошибка в части неуказания позиции КТРУ, а именно, код КТРУ – 30.30.32.120 –00000003 «Конструктор беспилотного летательного аппарата».

Учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что извещение и описание объекта закупки в указанном виде нарушают требования части 6 статьи 23, подпункта 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, соответственно, жалоба ООО «АНКОМ» является обоснованной в указанной части.

При этом, учитывая, что анализируемая закупка отменена заказчиком в день подачи рассматриваемой жалобы и в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе, что исключает наступление негативных последствий, как для заявителя, так и для неограниченного круга потенциальных участников анализируемой закупки, Комиссией Ульяновского УФАС России принято решение предписание на устранение установленного нарушения не выдавать.

В соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя информацию, предусмотренную КТРУ и наименование объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего требования пункта части 6 статьи 23, 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Объектом закупки в соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000624001955 является «Шифр:73-2024-нр5047 «Конструктор спортивного квадрокоптера» в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС» национального проекта «Беспилотные авиационные системы» – код ОКПД2 30.30.32.120 «Аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг».

Извещением об осуществлении закупки № 0168500000624001955 в структурированном виде, а также в приложении к извещению (файл «Описание объекта закупки.xls») заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристиками товара.

Согласно доводу жалобы ООО «Анком» по совокупности характеристик технического задания извещению спорной закупки соответствует товар единственного производителя – ГК «Геоскан» (Многофункциональный учебно-методический комплекс с функциями доверенной среды Геоскан Пионер).

При этом, согласно пояснениям представителя заказчика, описанию предмета закупки по совокупности всех установленных в извещении характеристик соответствуют товары не менее двух производителей – ООО «Райт Групп, ООО «Кодлаб».

Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Жалоба ООО «Анком» не содержит подтверждения обоснованности доводов заявителя (документального подтверждения, официальной информации производителей товаров, ссылок на источник получения информации и т.д.) о соответствии указанным характеристикам товара единственного производителя.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «Анком» в этой части является необоснованной.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Анком» обоснованной в части ненадлежащего формирования извещения.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела № 073/06/106-278/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
ИНН 7325057605, ОГРН 1057325098082
Общество с ограниченной ответственностью "АНКОМ"
ИНН 1101073582, ОГРН 1091101004323
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944