Решение №1729-05 распространение ПАО "Вымпелком" СМС-сообщения рекламного хар... от 4 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

Управление

Федеральной антимонопольной службы

по Ульяновской области

 

ул. Гончарова, д. 2, г. Ульяновск, 432970, ГСП

тел./факс: (8422) 41-32-03

e-mail: to73@fas.gov.ru, www.ulyanovsk.fas.gov.ru

 

 

04.04.2019

1729-05

 

 

 

 

На №

 

от

 

         

 

 

<…>

<…>

 

E-mail: <…>

 

ООО «ТД «Лазурит»

ул. Калининградская, д. 2Е,
пос. Большое Исаково, Гурьевский р-н, Калининградская обл.
, 238311

 

ПАО «ВымпелКом»

ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14,
г. Москва, 127083

 

Ульяновский филиал

ПАО «ВымпелКом»

пр-т Нариманова, д. 1, г. Ульяновск, 432071

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 15468/05-2019

 

Решение в полном объеме изготовлено 04.04.2019

Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2019                                                            г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - врио руководителя управления <…>,

члены комиссии:           - ведущий специалист-эксперт <…>,

                                         - специалист-эксперт <…>,

рассмотрев дело № 15468/05-2019 по факту распространения посредством подвижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента рекламного сообщения, содержащего признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие:

- заявителя - <…> (г. Москва) - о месте и времени рассмотрения дела уведомлена;

- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Лазурит» (далее - ООО «ТД «Лазурит»), ОГРН 1073917000068, ИНН 3917032714, расположенного по адресу: 238311, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Большое Исаково, ул. Калининградская, д. 2Е, - о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено;

в присутствии:

- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее - ПАО «ВымпелКом») ОГРН 1027700166636, ИНН 7713076301, расположенного по адресу: 127083, г. Москва, ул. 8 Марта, д. 10, стр. 14 (адрес Ульяновского филиала ПАО «ВымпелКом»: 432071, г. Ульяновск, пр-т Нариманова, д. 1), - <…> (доверенность № ЦР-17-16 от 15.05.2017, паспорт),

УСТАНОВИЛА:

По заявлению <…>, перенаправленному Федеральной антимонопольной службой (исх. № PC-9067340442-A-10-20181126 от 26.11.2018, вх. № 6631/ог от 27.11.2018), о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 22.11.2018 в 15 час. 10 мин. (время московское) посредством подвижной радиотелефонной связи на номер телефона +7-906-734-04-42 без предварительного согласия абонента СМС-сообщения: «Фантастическая акция в в салонах "Лазурит"! На кухни и всю корпусную мебель - 50% и ваша личная дополнительная скидка +5% по промокоду: MAdv8ej. Спешите, условия действуют только до 15.12.18! lazurit.com» Ульяновским УФАС России определением от 28.01.2019 возбуждено дело № 15468/05-2019 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе».  К участию в деле привлечены лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «ТД «Лазурит» и ПАО «ВымпелКом», а также заявитель <…>  Рассмотрение дела назначено на 27.02.2019.

<…> на заседание Комиссии 27.02.2019 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.  Запрошенные определением от 28.01.2019 документы и сведения заявителем не представлены.

На рассмотрение дела 27.02.2019 представитель ООО «ТД «Лазурит» не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом.  Запрошенные определением от 28.01.2019 документы и сведения обществом не представлены.

Представителем ПАО «ВымпелКом» в письменных пояснениях (вх. № 1216 от 28.02.2019) и на заседании комиссии 27.02.2019 сообщено, что бланк договора об оказании услуг связи «Билайн» от 16.01.2016 с выделением временного номера +7-906-734-04-42 утрачен, в связи с чем ПАО «ВымпелКом» не имеет возможности представить его заверенную копию.

Определением от 27.02.2019 срок рассмотрения дела № 15468/05-2019 продлен до 28.04.2019, рассмотрение дела отложено и назначено на 21.03.2019.

<…> на заседание Комиссии 21.03.2019 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.  В письменных пояснениях (вх. № 1564 от 15.03.2019) сообщила, что копию договора об оказании услуг связи «Билайн» от 16.01.2016, заключенного с ПАО «ВымпелКом» на номер <...> -906-734-04-42, в Ульяновское УФАС России предоставить не может, поскольку данный номер был приобретен гораздо раньше, скорее всего в 2008 году, по факту получения паспорта гражданина Российской Федерации.  К сожалению, у <…> не сохранился договор, и представить его копию у нее нет возможности.  В качестве доказательства того, что <…> пользуется номером телефона +7-906-734-04-42 больше 3-х лет, она представила копию договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома № <…> от 24.03.2014, в котором указаны реквизиты сторон, в том числе данный номер мобильного телефона.

Также в пояснениях <…> обратила внимание на то, что письменные пояснения ПАО «ВымпелКом» (вх. № 1216 от 28.02.2019) и устные пояснения представителя общества на заседании комиссии 27.02.2019 не подтверждены документально.

Копию письменного обращения об отказе в получении на мобильный телефон рекламных сообщений в Ульяновское УФАС России <…> представить не может, так как, согласно п. 8.13 Условий оказания услуг связи «Билайн» (далее также - Условия), свой отказ на получение рекламной информации она выразила, позвонив на соответствующий телефонный номер <...> .  Письменного доказательства у неё, к сожалению, нет, но согласно абз. 7 п. 3.2 Условий, оператор ведет запись обращений абонента в информационно-справочные службы оператора и обращения сотрудников информационно-справочных служб к абоненту с использованием технических средств для последующего анализа, что может послужить доказательством обращения об отказе в получении рекламных сообщений.

Согласно п. 3.4 Условий персональные данные абонента могут обрабатываться третьими лицами, привлекаемыми оператором на основании соответствующих договоров для исполнения обязательств по договору об оказании услуг связи «Билайн.  Согласно п. 1.2 Условий «услуга» - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи.  Согласно выписке из Единого государственно реестра юридических лиц от 12.03.2019 ООО «ТД «Лазурит» определяет другие виды деятельности и никак не может исполнять обязательства по договору об оказании услуг связи «Билайн» для абонента (<…>).  Никаких дополнительных соглашений к договору об оказании услуг связи «Билайн» между ПАО «ВымпелКом» и <…> на информационные и иные продукты и услуги заключены не были.

Также согласно п. 3.4 Условий перечень третьих лиц, привлекаемых оператором к обработке персональных данных абонентов, размещается на сайте оператора, но на сайте оператора (www.beeline.ru) такого перечня нет.  Соответственно, ознакомиться с ним нет возможности.

Представитель ПАО «ВымпелКом» на заседании комиссии 21.03.2019 поддержал доводы, приведенные ранее.

Исследовав материалы дела № 15468/05-2019, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу: «Фантастическая акция в в салонах "Лазурит"! На кухни и всю корпусную мебель - 50% и ваша личная дополнительная скидка +5% по промокоду: MAdv8ej. Спешите, условия действуют только до 15.12.18! lazurit.com», распространенную 22.11.2018 в 15 час. 10 мин. (время московское) по сетям подвижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефона +7-906-734-04-42, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение <…>, перенаправленное ФАС России (исх. № PC-9067340442-A-10-20181126 от 26.11.2018, вх. № 6631/ог от 27.11.2018), о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.  В обращении сообщается, что заявителю 22.11.2018 в 15 час. 10 мин. (время московское) без её согласия на номер мобильного телефона +7-906-734-04-42 поступило СМС-сообщение рекламного характера следующего содержания: «Фантастическая акция в в салонах "Лазурит"! На кухни и всю корпусную мебель - 50% и ваша личная дополнительная скидка +5% по промокоду: MAdv8ej. Спешите, условия действуют только до 15.12.18! lazurit.com».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «LAZURIT».  Сообщение поступило с номера СМС-центра +7-903-701-11-11, принадлежащего к ресурсу нумерации ПАО «ВымпелКом».

Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» СМС-сообщение: «Фантастическая акция в в салонах "Лазурит"! На кухни и всю корпусную мебель - 50% и ваша личная дополнительная скидка +5% по промокоду: MAdv8ej. Спешите, условия действуют только до 15.12.18! lazurit.com» является рекламой, поскольку направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - акции со скидками, проводимой в салонах компании «Лазурит».

Абонентский номер <...> -906-734-04-42 зарегистрирован на <…> в соответствии с договором об оказании услуг связи «Билайн» от 16.01.2016, заключенным ею с ПАО «ВымпелКом», что подтверждается пояснениями, полученными от указанного оператора связи (исх. б/н от 19.12.2018, вх. № 7161 от 19.12.2018; вх. № 1216 от 28.02.2019).

На запрос Ульяновского УФАС России (исх. № 5622-05 от 29.11.2018) ПАО «ВымпелКом» (исх. б/н от 19.12.2018, вх. № 7161 от 19.12.2018) сообщило, что направление СМС-сообщения абоненту мобильного телефона +7-906-734-04-42 через СМС-центр ПАО «ВымпелКом» осуществлено ООО «ТД «Лазурит» в соответствии с договором об оказании услуг связи «Билайн» № 155362034 от 03.04.2008, а также дополнительным соглашением от 12.11.2018 к указанному договору.

Также ПАО «ВымпелКом» пояснило, что в соответствии с п. 1.1 дополнительного соглашения от 12.11.2018 ПАО «ВымпелКом» обязуется оказывать, а ООО «ТД «Лазурит» обязуется оплачивать услуги по рассылке коротких текстовых сообщений на абонентские телефонные номера потенциальных и/или действующих клиентов и/или партнеров ООО «ТД «Лазурит», являющихся пользователями услуг подвижной радиотелефонной связи «Билайн».  Согласно п. 5.2 указанного дополнительного соглашения ООО «ТД «Лазурит» самостоятельно определяет содержание коротких текстовых сообщений.

При этом, в соответствии с п. 5.5 дополнительного соглашения от 12.11.2018 ПАО «ВымпелКом» осуществляет рассылку коротких текстовых сообщений в соответствии с принятой в обществе политикой контактов, редакционной политикой и с учетом стоп-листов «Билайн».  В стоп-листы «Билайн» включаются номера пользователей, выразивших отказ на получение информации посредством рассылки коротких текстовых сообщений.

На день заключения договора об оказании услуг связи с <…> (16.01.2016) были утверждены и действовали Условия оказания услуг связи «Билайн», которые были размещены на официальном сайте ПАО «ВымпелКом» (www.beeline.ru).  Данные Условия являются неотъемлемой частью договора об оказании услуг связи «Билайн».

Согласно п. 2.1 Условий договор заключается путем подписания бланка договора абонентом и оператором или уполномоченным им лицом.  Бланк договора об оказании услуг связи «Билайн» имеет типовую форму.

Указанный бланк договора об оказании услуг связи «Билайн» содержит графу, в которой запрашивается согласие абонента на получение рекламной информации.  Абонент, заключая данный договор, выражает согласие на получение рекламной информации либо отказ от получения рекламной информации, и соответствующее решение абонента вносится в бланк договора об оказании услуг связи «Билайн».  Подписывая бланк, абонент подтверждает достоверность указанных сведений, а также согласие с Условиями оказания услуг связи «Билайн».

П. 8.13 Условий оказания услуг связи «Билайн» также предусматривает для абонентов возможность выразить отказ от получения рекламной рассылки в процессе получения услуг связи.

<…> при подписании договора об оказании услуг связи «Билайн» от 16.01.2016 выразила свое согласие на получение рекламной информации, то есть не воспользовалась возможностью отказаться от получения рекламы.  Отказ от получения рекламной информации в форме, предусмотренный п. 8.13 Условий оказания услуг связи «Билайн», в адрес общества от неё также не поступал.

Таким образом, <…>, подписав договор об оказании услуг связи «Билайн», подтвердила, что ознакомлена и согласна с Условиями оказания услуг связи «Билайн».  Соответственно, ПАО «ВымпелКом», как оператор и рекламораспространитель, получило согласие абонента <…> на получение рекламы при использовании услуг связи.

Согласно п. 5.8 договора № 155362034 от 03.04.2008 ответственность за нарушение действующего законодательства в части неполучения согласия пользователей на получение информации рекламного характера несет ПАО «ВымпелКом».

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.  При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.  Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Каждый рекламораспространитель обязан соблюдать требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе», запрещающей распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования подвижной радиотелефонной связи, при отсутствии предварительного согласия абонента на получение рекламы.

При этом, из данной нормы закона следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.

Из обращения <…> (исх. № PC-9067340442-A-10-20181126 от 26.11.2018, вх. № 6631/ог от 27.11.2018), а также её письменных пояснений, представленных в ходе рассмотрения дела № 15468/05-2019 (вх. № 1564 от 15.03.2019), следует, что рассматриваемое рекламное сообщение поступило на номер мобильного телефона заявителя без её согласия.  В ходе рассмотрения дела документы, подтверждающие наличие согласия <…> на получение указанного СМС-сообщения, ООО «ТД «Лазурит» и ПАО «ВымпелКом» либо иными лицами не представлены.

Между тем, согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» бремя доказывания наличия предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы по сетям электросвязи лежит на рекламораспространителе - «реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено».

При этом, заявитель <…> не обязана доказывать факт отсутствия подобного согласия.  Более того, <…>, как физическое лицо, не несет обязанности по представлению информации, документов в антимонопольный орган, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О рекламе» подобная обязанность возложена только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.  Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

В целях защиты прав и законных интересов абонента, при получении такого согласия абоненту должна быть предоставлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие (абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), а не опосредованной и обусловленной лишь ознакомлением с правилами оказания (предоставления) услуг, которые являются неотъемлемой частью договора.  Обратное может привести к злоупотреблениям со стороны рекламораспространителя рекламы, стремящегося любым способом навязать абоненту возможность распространения со своей стороны рекламы с приданием своим действиям законности.

ПАО «ВымпелКом» ссылается на то, что согласие абонента <…> было получено 16.11.2016 при заключении договора об оказании услуг связи «Билайн» с выделением абонентского номера +7-906-734-04-42, неотъемлемой частью которого являются Условия оказания услуг связи «Билайн».

Условия оказания услуг связи «Билайн» устанавливаются оператором самостоятельно, являются публичной офертой и могут быть приняты абонентом не иначе как путем присоединения к ним в целом.

Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).  В соответствии с п. 1 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.  Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

В соответствии с бланком договора на оказание услуг связи «Билайн» абонент может только отказаться от получения всей рекламы по сетям электросвязи.  При этом, согласно форме бланка, абонент не имеет возможности отказаться от рекламы партнеров отдельно от рекламы оператора.

Имеющаяся в договоре формулировка: «на получение рекламной информации - согласен, если не указано другое» вводит абонента в заблуждение относительно условий о даче согласия на получение рекламной информации об услугах самого оператора связи либо его партнеров - третьих лиц, оказывающих иные услуги.

Таким образом, автоматическое (при условии непроставления в бланке отметки) получение ПАО «ВымпелКом» при заключении договора об оказании услуг связи согласия абонента на получение рекламы фактически лишает абонента возможности самостоятельной реализации своего права на выражение согласия на получение рекламы, предусмотренного Условиями.

Согласно договору именно абонент должен осуществлять определенные действия для выражения своего несогласия на получение рекламы.

Таким образом, по мнению комиссии, включение таких условий о даче согласия на получение рекламы при заключении договора об оказании услуг связи противоречит принципу добровольности, на котором строятся гражданские правоотношения.

В ходе рассмотрения дела № 15468/05-2019 ПАО «ВымпелКом» не представило в Ульяновское УФАС России документальное доказательство согласия абонента <…>, которое она якобы выразила при заключении договора об оказании услуг связи «Билайн» 16.11.2016, не проставив соответствующую отметку в бланке договора.  Также ПАО «ВымпелКом» не представило документ, подтверждающий ознакомление <…> с Условиями оказания услуг связи «Билайн», действовавшими на момент заключения договора, - 16.11.2016.

При таких обстоятельствах, комиссия считает предварительное согласие на получение рекламы акции со скидками, проводимой в салонах компании «Лазурит», не полученным.

Следовательно, в нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе», рассматриваемое рекламное сообщение распространено при отсутствии предварительного согласия абонента на получение указанной рекламы.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 18 указанного Федерального закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела № 15468/05-2019 установлено, что отправка СМС-сообщения: «Фантастическая акция в в салонах "Лазурит"! На кухни и всю корпусную мебель - 50% и ваша личная дополнительная скидка +5% по промокоду: MAdv8ej. Спешите, условия действуют только до 15.12.18! lazurit.com» 22.11.2018 в 15 час. 10 мин. (время московское) на номер мобильного телефона +7-906-734-04-42 осуществлена ПАО «ВымпелКом» в соответствии с договором № 155362034 от 03.04.2008, заключенным между ПАО «ВымпелКом» и ООО «ТД «Лазурит», а также дополнительным соглашением от 12.11.2018 к указанному договору.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» в ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» введено понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи, под которой понимается автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Поскольку Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» не содержит исключений из информации, которая может распространяться с помощью рассылки, указанное понятие рассылки включает в себя, в том числе рассылку сообщений рекламного характера.

При этом, понятие рассылки включает в себя только сообщения, направляемые с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (то есть, например, с использованием «коротких» или «буквенных» номеров), и сообщения, направляемые автоматически.  Сообщения, рассылаемые с номеров, входящих в российскую систему и план нумерации или предусмотренные договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи и не являющиеся автоматическими, не подпадают под указанное понятие рассылки.

Согласно ч. 1 ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.  Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 05.12.2014 № АК/49919/14 оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, выполняет не только функции доставки сообщения, но также обеспечивает направление сообщения в сеть электросвязи, соответственно имеет правовую и техническую возможность оценить содержание сообщения, в том числе наличие у сообщения рекламного характера, и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на получение такой рассылки.

В случае осуществления рассылки рекламных сообщений с номеров, не соответствующих российской системе и плану нумерации, сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (например, с «коротких» и «буквенных» номеров), а также направляемых автоматически, оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может признаваться рекламораспространителем.

Идентификатор «LAZURIT» не соответствует российской системе и плану нумерации.  ПАО «ВымпелКом», являясь оператором связи абонента, которому предназначена рассылка, также является рекламораспространителем.

Таким образом, рекламораспространителем в данном случае является ПАО «ВымпелКом».

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.  Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

По мнению Комиссии, необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку, исходя из содержания рассматриваемого СМС-сообщения, распространяемая реклама была актуальна только до 15.12.2018, распространение рекламы прекращено.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Фантастическая акция в в салонах "Лазурит"! На кухни и всю корпусную мебель - 50% и ваша личная дополнительная скидка +5% по промокоду: MAdv8ej. Спешите, условия действуют только до 15.12.18! lazurit.com», распространенную 22.11.2018 в 15 час. 10 мин. (время московское) на номер мобильного телефона +7-906-734-04-42 по сетям подвижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефона, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

<…>

 

Члены Комиссии

<…>

 

 

<…>

 

Связанные организации

ООО «ТД «Лазурит»
ИНН 3917032714, ОГРН 1073917000068
ПАО "Вымпелком"
ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636