Решение №2782-03 1. Признать жалобу ООО «ТехСтройПартнер» необоснованной. 2.... от 22 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

РЕШЕНИЕ

19.06.2020                                                                                                      Дело № 073/06/83.1-281/2020

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления <…>;

 

членов

 

 

в присутствии

 

 

- начальника отдела <…>,

-  ведущего специалиста-эксперта <…>;

 

- от ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик»:

- <…> (распоряжение № 964-од от 28.05.2020 г.),

- <…> (доверенность № 1 от 09.01.2020 г.),

- от ООО «ПСК Твой Дом»:

- <…> (доверенность б/н от 17.06.2020 г.),

- <…> (доверенность б/н от 17.06.2020 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/83.1-281/2020 по жалобам ООО «ТехСтройПартнер» и ООО «ПСК Твой Дом» на положения документации о проведении запроса предложений в электронной форме № 0368200000120000001 (наименование объекта закупки – «Строительство объекта: «Крытый футбольный манеж в г. Ульяновске»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Ульяновскоблстройзаказчик», далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 832 366 164,12 руб.; срок окончания подачи заявок – 15.06.2020 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4058 от 11.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Производственно-строительная компания Твой Дом» на положения документации о проведении запроса предложений в электронной форме № 0368200000120000001.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Установленный заказчиком порядок оценки по нестоимостному критерию нарушает положения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г., а также положения Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085, поскольку предмет оценки – наличие опыта по выполнению только государственных/муниципальных контрактов/договоров по строительству объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) заключенного/заключенных в рамках Закона о контрактной системе ограничивает число участников и создает преимущество отдельным хозяйствующим субъектам.

Порядок определения деловой репутации установлен в ГОСТ Р 66.1.03-2016, при этом установленный заказчиком в рамках нестоимостного критерия показатель «Деловая репутация» порядок оценки не отражает уровень деловой репутации и ограничивает конкуренцию, в том числе, включением требования к оцениваемым контрактам – площадь по каждому из которых должна быть не менее 14 757,97 кв.м, а стоимость не менее 60% от начальной (максимальной) цены лота.

 

Вх. № 4095 от 11.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Производственно-строительная компания Твой Дом» поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на следующее.

Установленный заказчиком порядок оценки по нестоимостному критерию нарушает положения пунктов 11 и 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085.

 

Вх. № 4092 от 11.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ТехСтройПартнер» на положения документации о проведении запроса предложений в электронной форме № 0368200000120000001.

Содержание жалобы составило указание на то, что проект контракта содержит не все надлежащие размеры штрафов, начисляемых исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

 

Вх. № 4223 от 17.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобы, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Заказчик самостоятельно определяет какие именно документы и сведения являются подтверждением опыта участника по успешному оказанию выполнению работ сопоставимого характера и объема. Законодательство о контрактной системе не содержит критериев и ограничений, связанных с порядком разработки заказчиком шкалы оценки по нестоимостному критерию. При этом из установленной шкалы можно однозначно определить предмет оценки и какое количество баллов будет присвоено. Предметом закупки является строительство крытого футбольного манежа, который не является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом капитального строительства, следовательно, положения пунктов 11 и 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 в данном случае не подлежат применению.

Проект контракта в части ответственности сторон полностью соответствует требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

 

На заседании Комиссии 18.06.2020 г., проводимой в дистанционном режиме, представители ООО «ПСК Твой Дом» поддержали доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, представитель заказчика возражала против жалоб, поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:45 19.06.2020 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 4273 от 19.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили дополнения к возражениям на жалобу ООО «ПСК Твой Дом», содержащие указание на то, что требование о подтверждении деловой репутации исключительно государственными (муниципальными) контрактами/договорами, заключенными в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, не повлияло на результат оценки, поскольку без учета данного требования исходя из установленной формулы оценки ООО «ПСК Твой Дом» получило бы 14,94 балла по нестоимостному критерию оценки.

 

Вх. № 4284 от 19.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «ПСК Твой Дом» поступили дополнения к жалобе, содержащие возражения на пояснения заказчика и указание, в том числе, на следующее.

Установленный в документации порядок оценки не обеспечивает выявление объективно лучших условий исполнения контракта и нарушает требования пунктов 10, 11, 27, 27(2) Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 и создает не равные условия участия.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 04.06.2020 г. были опубликованы извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме № 0368200000120000001, наименование объекта закупки – «Строительство объекта: «Крытый футбольный манеж в г. Ульяновске» (начальная (максимальная) цена контракта – 832 366 164,12 руб.).

В соответствии с протоколом проведения запроса предложений № 0368200000120000001 от 16.06.2020 г. на участие в запросе предложений поступило две заявки, обе заявки были допущены.

Согласно итоговому протоколу запроса предложений в электронной форме № 0368200000120000001 от 18.06.2020 г. победителем запроса предложений признано ООО «СМУ Строй-прогресс».

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ТехСтройПартнер» необоснованной, жалобу ООО «ПСК Твой Дом» обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок в документации о запросе предложений. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Пунктом 11 Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостного критерия оценки исключительно критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) Правил.

Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по нестоимостному критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

Согласно пункту 27(3) Правил Заказчик для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, вправе предусмотреть оценку опыта работы, связанного с предметом контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу только по следующим группам объектов:

а) объекты капитального строительства;

б) особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

в) особо опасные, технически сложные или уникальные объекты капитального строительства, или искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, относящиеся к виду объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которых является объектом закупки;

г) объекты капитального строительства, включающие особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, относящиеся к виду объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которых является объектом закупки.

Раздел 4 «Критерии оценки заявок (окончательных предложений) на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (окончательных предложений) в соответствии с законом № 44-ФЗ» документации о проведении запроса предложений в электронной форме № 0368200000120000001 содержит критерии оценки заявок, в том числе:

1) Цена контракта - 60 %,

2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации – 40 %.

При этом в рамках критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации» установлен показатель «Деловая репутация участника закупки».

По указанному показателю предметом оценки является деловая репутация, заработанная участником запроса предложений в электронной форме при исполнении государственного\государственных (муниципального\муниципальных) контракта\контрактов (договора\договоров), по строительству объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенного\заключенных в рамках Закона о контрактной системе, сведения о которых размещены в единой информационно системе в сфере закупок, исполненного\исполненных за последние два года до даты подачи заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, по которому\которым участник закупки выступал в роли генерального подрядчика, выраженная в «Индексе деловой репутации». «Индекс деловой репутации» определяется, как произведение объема выполненных работ по строительству объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) на количество контрактов (договоров) по таким объектам, деленное на количество судебных решений, вынесенных против участника запроса предложений в электронной форме в отношении неисполнения им обязательств по контрактам (договорам), представленным в составе заявки.

Таким образом, заказчиком, неправомерно установлен показатель «Деловая репутация участника закупки» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации», поскольку его установление не соответствует пункту 27(2) Правил и Закону о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок в документации о запросе предложений установлен не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, и жалоба ООО «ПСК Твой Дом» в указанной части является обоснованной.

Вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает следующее.

Документация о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.

В целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик устанавливает нестоимостной критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации».

При этом, законодательством о контрактной системе не установлено ограничений в части определения сопоставимости работ по характеру и объему, в связи с чем определение содержания показателей и предмета оценки по ним производится заказчиком самостоятельно.

Заказчик самостоятельно определяет, какие именно документы и сведения являются подтверждением квалификации участника, необходимой заказчику и подтверждают квалификацию участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера, в том числе, количество контрактов, оцениваемых заказчиком, их определяющие особенности – цена, площадь, не позднее какой даты они были заключены участником и так далее.

Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимой заказчику квалификации, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Учитывая изложенное, доводы ООО «ПСК Твой Дом» об неправомерности оценки в рамках нестоимостного критерия государственных (муниципальных) контрактов (договоров), по строительству объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) заключенного\заключенных в рамках Закона о контрактной системе, сведения о которых размещены в единой информационно системе в сфере закупок, исполненных за последние два года до даты подачи заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, по которым участник закупки выступал в роли генерального подрядчика, является несостоятельным, и жалоба ООО «ПСК Твой Дом» в указанной части является необоснованной.

 

В рамках рассмотрения жалобы ООО «ПСК Твой Дом» Комиссия Ульяновского УФАС России по контролю закупок не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящих жалоб Комиссия Ульяновского УФАС России по контролю закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение жалобы ООО «ПСК Твой Дом» в отношении доводов о нарушении заказчиком Закона о защите конкуренции не осуществлялось.

 

2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 № (далее - Постановление № 1042).

В ходе анализа положений раздела 5 «Проект контракта» о проведении запроса предложений в электронной форме № 0368200000120000001 Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что положения об ответственности сторон, включенные в проект контракта, соответствуют требованиям Постановления № 1042.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «ТехСтройПартнер» является необоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТехСтройПартнер» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «ПСК Твой Дом» обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок в документации о запросе предложений.

3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.

4. Обязать:

- комиссию заказчика по проведению запроса предложений устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0368200000120000001,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и документацию проведении запроса предложений в электронной форме № 0368200000120000001, продления срока приема заявок на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями законодательства, 

на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 073/06/83.1-281/2020 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны