Решение №ИС/3164/24 Решение по делу № 073/06/106-360/2024 от 18 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

14.06.2024                                                                                             Дело № 073/06/106-360/2024

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-

связи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от ОГБПОУ ДТК:

- <…> (доверенность б/н от 09.01.2024),

- <…> (доверенность б/н от 29.05.2024),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 49 от 09.01.2024),

 

рассмотрев дело № 073/06/106-360/2024 по жалобе ООО «Ведикор» (далее – заявитель) на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624002719 (наименование объекта закупки – «Универсальное автоматизированное рабочее место для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации федерального проекта «Доступная среда»; заказчик – Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж» (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 1 566 317,50 руб., срок окончания подачи заявок – 07.06.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3942-ЭП/24 от 06.06.2024 (дата размещения в ЕИС – 06.06.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Ведикор» на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624002719.

Содержание жалобы содержит указание на следующее.

По мнению заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно, заказчиком не использованы предусмотренные каталогом коды позиций КТРУ, требованиям к товару соответствует единственный производитель (ООО «КРУСТ»).

 

Вх. № 4055-ЭП/24 от 11.06.2024 и № 4086-ЭП/24 от 13.06.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.

Требования к товару установлены исходя из потребности заказчика, обусловленной спецификой деятельности, и цели закупки.  ОКПД2 был применён в связи с отсутствием в Каталоге существенных и важных характеристик товара для заказчика.  Требованиям к товару соответствует товар не менее двух производителей.

 

На заседании Комиссии 13.06.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, поддержали представленные пояснения в полном объеме.  В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 14.06.2024 для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 4107-ЭП/24 от 13.06.2024 в Ульяновское УФАС России от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 30.05.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона 0168500000624002719, наименование объекта закупки – «Универсальное автоматизированное рабочее место для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации федерального проекта «Доступная среда» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 566 317,50 руб.).

В соответствии с протоколом подведения итогов от 07.06.2024 заявка единственного участника была признана соответствующей требованиям извещения и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО «Ведикор» необоснованной.  При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).  В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

 

1.1 Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию Каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ), и при наличии описания в такой позиции КТРУ использовать характеристики (описание) товара, работы, услуги.

Вместе с тем, согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.  При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.  В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000624002719 объектом закупки является поставка универсального автоматизированного рабочего места для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, код ОКПД2 26.20.15.150 «Автоматизированное рабочее место».

Приложением к извещению № 0168500000624002719 является файл «Описание объекта закупеки.xls», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе наименование товара, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке.  Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.  Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 «Термины и определения» Национального стандарта РФ ГОСТ Р 59853-2021 «Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.11.2021 № 1520-ст) автоматизированное рабочее место (АРМ) – это программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенной категории пользователей или определенного вида деятельности.

Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ или ОКПД2.

Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ или ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям КТРУ или ОКПД2, и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

В рассматриваемом случае заказчиком код ОКПД2 26.20.15.150 «Автоматизированное рабочее место» был определен исходя из описания объекта закупки, в том числе его существенных характеристик, необходимых заказчику в работе, поскольку приобретение товара, предусмотренного КТРУ, на которые указывает заявитель, не будет отвечать целям закупки и удовлетворять потребности заказчика.

Приказом Росстандарта от 19.01.2023 № 22-ст, вступившим в силу с 01.03.2023, в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) включена позиция 256.20.15.150 «Автоматизированное рабочее место» как единый товар, которая соответствует объекту закупки.

Соответственно к указанному товару заказчиком применен код ОКПД2 26.20.15.150 «Автоматизированное рабочее место» максимально точно описывающий предмет закупки.

Приобретение АРМ как единого сконфигурированного (настроенного, готового для работы) товара, соответствующего потребностям заказчика (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и состоящего из видеоувеличителя, гарнитуры, компьютера персонального настольного (моноблока), клавиатуры, мыши компьютерной, держателя бумаг, клавиатуры адаптированной, не вступает в противоречие с нормами действующего законодательства.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.  Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, учитывая, что выбранная заказчиком позиция ОКПД2 позволяет наиболее точно описать необходимый заказчику товар, а также, с учетом потребности заказчика в приобретении товара с конкретными характеристиками, Ульяновское УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «Ведикор» о неправомерном неприменении КТРУ заказчиком.

 

1.2. Из буквального толкования указанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Описание объекта закупки – это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.  Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 № ПИ/79427/21, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000624002719 объектом закупки является поставка универсального автоматизированного рабочего места для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, код ОКПД2 26.20.15.150 «Автоматизиро-ванное рабочее место».

Приложением к извещению № 0168500000624002719 является файл «Описание объекта закупки.xls», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе наименование товара, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Заказчиком представлена информация, согласно которой описанию объекта закупки по спорным требованиям (размер диагонали экрана видеувеличителя, максимальный уровень увеличения видеоувеличителя) соответствуют товары следующих производителей: ООО «Круст», ООО «Компания дастор» и ООО «Вертикаль», доказательств обратного заявителем не представлено.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Ведикор» является необоснованной в указанной части.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Ведикор» необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии:

<…>

 

Члены комиссии:

 

<…>

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
ИНН 7302009820, ОГРН 1027300541927
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕДИКОР"
ИНН 7725333747, ОГРН 1167746914719
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944