Решение №КП/5219/23 Решение по делу № 073/07/3-707/2023 от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

01.11.2023 Дело № 073/07/3-707/2023

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместитель руководителя управления <...>,

 

членов

 

- специалиста-эксперта <...>,

- специалиста-эксперта <...>;

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи

- от УМУП «Ульяновскводоканал», от закупочной комиссии:

- <...>(доверенность № 160-ю от 22.12.2022 г., паспорт),

- от ИП Д<...> :

- <...> (доверенность б/н от 01.11.2023),

 

рассмотрев дело № 073/07/3-707/2023 по жалобе ИП Д<...> (далее – заявитель) на действия закупочной комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312847823 (наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт канализационного коллектора Ду 600мм по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, район ТРЦ «Звезда»; заказчик – Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал», (далее – УМУП «Ульяновскводоканал», заказчик), дата подведения итогов – 19.10.2023, начальная (максимальная) цена договора - 5 803 056,31 руб.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 6518-ЭП/23 от 23.10.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ИП Д<...>. на действия закупочной комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312847823.

Жалоба ИП Д<...> содержит указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заявка общества была необоснованно отклонена закупочной комиссией, поскольку для выполнения работ по капитальному ремонту на сумму менее десяти миллионов рублей членство СРО не требуется.

 

Вх. № 6684-ЭП/23 от 27.10.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Требование к участникам о членстве СРО было установлено исходя из специфики деятельности заказчика и обусловлено потребностью в проведении капитального ремонта значимого объекта инфраструктуры города. Запросов на разъяснение положений документации от участников, в том числе, от заявителя не поступало и все были согласны с условиями закупки.

 

На заседании Комиссии 30.10.2023, которое проходило в дистанционном режиме, представитель ИП Д<...> поддержал доводы жалобы, представитель заказчика и член закупочной комиссии с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 01.11.2023 для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 12.10.2023 были опубликованы извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312847823, наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт канализационного коллектора Ду 600мм по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, район ТРЦ «Звезда» (начальная (максимальная) цена договора - 5 803 056,31 руб.).

Согласно протоколу подведения итогов закупки от 19.10.2023 на участие в указанном запросе котировок поступило 3 заявки, две из которых были отклонены, определен победитель.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Д<...> обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В своей деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд УМУП «Ульяновскводоканал» (в редакции, действовавшей на момент публикации извещения о проведении спорной закупки), утвержденным директором УМУП «Ульяновскводоканал» (приказ № 232/1 от 20.09.2023) (далее – Положение о закупках).

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в ЕИС, в том числе, Положения о закупках заказчика, Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

В соответствии со статьей 11 раздела 5 Положения о закупках одним из способов осуществления конкурентной закупки является запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Положения о закупке в документации о закупке обязательно указываются требования к участникам такой закупки.

Аналогичные положения изложены в пункте 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с извещением и документацией о проведении запроса котировок № 32312847823 на выполнение работ по капитальному ремонту канализационного коллектора Ду600мм по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, район ТРЦ «Звезда» начальная (максимальная) цена договора составляет - 5 803 056,31 руб.

Согласно документации, закупка осуществляется среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем к закупке применяются особенности, установленные статьей 3.4 Закона о закупках.

В силу подпункта «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4. Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов о соответствии участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

Аналогичные положения изложены в статье 43 Положения о закупках, регулирующей особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 34 Положения о закупках комиссия по осуществлению закупок отклоняет котировочные заявки в случае несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным к ним документацией.

Пунктом 3 части 19 документации о проведении закупки № 32312847823 установлено, что участник должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Требование установлено частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в реестре сведений о членстве участника в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является основанием для отклонения его заявки. Саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в которой состоит подрядчик, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные в настоящем разделе требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок

Согласно протоколу подведения итогов закупки от 19.10.2023 на участие в указанном запросе котировок поступило 3 заявки, заявки № 1 (ИП Д<...>) и № 2 были отклонены в связи с несоответствие участников требованиям, установленным пунктом 3 раздел 19 документации о проведении запроса котировок (отсутствие в реестре СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства сведений о членстве участника).

В силу положений части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Частью 3 статьи 49 ГК РФ предусмотрено, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, гражданское законодательство связывает возникновение правосубъектности юридического лица, осуществляющего лицензируемый вид деятельности, при оказании соответствующего вида работ (услуг) с моментом получения им специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ.

Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом в соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Учитывая, что начальная (максимальная) цена договора, заключаемого по результатам закупки № 32312847823 составляет менее 10 млн. руб. заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации. При этом установление данного незаконного требования повлекло за собой неправомерное отклонение двух заявок из трех поданных на участие в закупке.

Таким образом, действия заказчика нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, жалоба ИП Д<...> является обоснованной.

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Д<...>  обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Обязать:

- закупочную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 32312847823;

- УМУП «Ульяновскводоканал» устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и закупочную документацию закупки № 32312847823 и продления срока приема заявок с учетом принятого решения,

на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 073/07/3-707/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:

 

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

2023-5485

 

 

Связанные организации

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водоканализационного хозяйства «Ульяновскводоканал»
ИНН 7303005240, ОГРН 1027301172458