Решение №2797-03 Жалоба ООО «НОВАФАРМ» признана необоснованной. от 21 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

16.06.2021                                                                                                         Дело № 073/06/33-338/2021

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконфе-ренцсвязи),

 

 

- начальника отдела <…>,                

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

 

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 15 от 11.01.2021 г.),

- от ООО «НОВАФАРМ»:

- <…> (доверенность № 67 от 11.06.2021 г.),

- <…> (доверенность № 66 от 11.06.2021 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/33-338/2021 по жалобе ООО «НОВАФАРМ» (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168500000621001374 (наименование объекта закупки – «Микроскоп операционный хирургический»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска», далее – заказчик, уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 17 000 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 09.06.2021 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4268 от 08.06.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «НОВАФАРМ» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168500000621001374.

Содержание жалобы составило указание на то, что, в нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Закона о контрактной системе, заказчиком в описание объекта закупки включены характеристики товара (мощность основного источника света, диапазон бокового наклона оптического блока микроскопа, влево-вправо, крепление медицинского монитора на штативе микроскопа, видеосистема, интегрированная в штатив, диагональ медицинского монитора) не являющиеся клинически значимыми, не влияющие на эксплуатационные свойства закупаемого оборудования, исключающие возможность поставки товара с улучшенными характеристиками. Включение указанных показателей ограничивает число участников. Указание данных характеристик может повлечь за собой снижение эффективности расходования бюджетных средств, поскольку лишает потенциальных участников закупки возможности предложить к поставке оборудование с улучшенными характеристиками и по более низкой цене.

 

Вх. № 4404 и 4413 от 15.06.2021 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.

Законодательством не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Установленным характеристикам описания объекта закупки соответствует товар как минимум двух производителей микроскопов, исходя из чего следует, что довод заявителя об ограничении количества участников не имеют фактического подтверждения.

 

На заседании Комиссии 15.06.2021 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:45 16.06.2021 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 4476 от 16.06.2021 г. в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на следующее.

Характеристики товара, установленные заказчиком, не соответствуют КТРУ и документация не содержит предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обоснования необходимости использования иных характеристик. Кроме того, по мнению заявителя, ранее выданное заказчику предписание исполнено не в полном объеме.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 22.04.2021 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168500000621001374, наименование объекта закупки – «Микроскоп операционный хирургический».

24.05.2021 г., 28.05.2021 г. в аукционную документацию были внесены изменения.

27.04.2021 г., 28.05.2021 г., 31.05.2021 г., 02.06.2021 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0168500000621001374 от 09.06.2021 г. на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, которые были допущены до участия в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 10.06.2021 г. ценовое предложение поступало от 1 участника закупки.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.06.2021 г. заявка единственного участника аукциона признана соответствующей требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «НОВАФАРМ» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен в том числе придерживаться при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При этом каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не является документом (государственным стандартом или техническим регламентом), устанавливающим с соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, показатели и характеристики товаров.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в случае если заказчик, изучив КТРУ, не находит соответствующей позиции товара, отвечающего его требованиям, описание объекта закупки осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Пункт 10 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168500000621001374 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 документации.

Пункт 2 Приложения № 1 к документации № 0168500000621001374 содержит, в том числе указание на наименование показателей, требования к их значению, а также требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки, в частности:

 

Наименование показателя товара, единица измерения

Требование к значению показателя

Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки

Мощность основного источник света

не менее 300 Вт

Указывается одно значение

Диапазон бокового наклона оптического блока микроскопа, влево-вправо

не менее 90 градусов

Указывается одно значение

Видеосистема

наличие

Значение не изменяется

Интегрированная в штатив

наличие

Значение не изменяется

Диагональ медицинского монитора, дюймов

не менее 21,5

Указывается одно значение

Крепление медицинского монитора на штативе микроскопа

наличие

Значение не изменяется

 

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, то есть потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию антимонопольного органа не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика.

Согласно сведениям, представленным заказчиком на рассмотрении жалобы, техническому описанию объекта закупки по совокупности характеристик соответствует товар двух производителей: Leica Microsystems (модель Leica PROVIDO) и Haag-Streit Surgical (модель Hi-R700).

Включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных спецификой деятельности заказчика, не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.

Заявителем жалобы не представлено доказательств ограничения числа участников закупки, в том числе, доказательство того, что условия документации создают преимущество и обеспечивают победу какому-то конкретному лицу. В своей жалобе ООО «НОВАФАРМ» ссылается на то, что предполагаемый обществом к поставке товар не соответствует требованиям документации именно по спорным характеристикам, однако отсутствие экономической выгоды в участии в закупке у конкретного юридического лица не может быть расценено как ограничение числа участников, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, жалоба ООО «НОВАФАРМ» является необоснованной.

 

Доводы жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

 

Относительно доводов заявителя о неэффективном расходовании бюджетных средств при осуществлении закупки Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 157 БК РФ полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств, осуществляют Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 Ульяновское УФАС России является органом, наделенным полномочиями по контролю за процедурой осуществления закупки до заключения контракта.

Учитывая изложенное, антимонопольным органом вопросы связанные с определением экономности и результативности использования бюджетных средств не относятся к контролируемым сферам деятельности и не могут быть рассмотрены Ульяновским УФАС России. 

 

В отношении доводов ООО «НОВАФАРМ», о включении заказчиком характеристик товара, не соответствующих КТРУ и отсутствия в документации предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обоснования необходимости использования таких характеристик, а также о неисполнении предписания антимонопольного органа в полном объеме, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.

Согласно извещению и документации о проведении конкурса с ограниченным участием № 0168500000621001374 срок окончания подачи заявок был установлен 09.06.2021, 09.00 (время установлено в соответствии с временем часовой зоны, в которой расположен заказчик/уполномоченный орган).

Следовательно, ООО «НОВАФАРМ» вправе было обжаловать положения документации до 09:00 09.06.2021 г.

Вместе с тем, дополнение к жалобе ООО «НОВАФАРМ» от 16.06.2021 г., которые содержат новые доводы, не отраженные в жалобе (исх. № 61 от 08.06.2021 г.) о нарушении законодательства в положениях документации направлены в Ульяновское УФАС России по электронной почте по истечении установленного в извещении и документации проведении конкурса с ограниченным участием № 0168500000621001374 срока – 16.06.2021 г.

Таким образом, учитывая положение части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе дополнения к жалобе ООО «НОВАФАРМ» на положения документации не подлежат рассмотрению Ульяновским УФАС России.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «НОВАФАРМ» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «НОВАФАРМ» (в части направленных дополнений к жалобе от 16.06.2021 г.) не подлежащей рассмотрению в части обжалования положений документации № 0168500000621001374.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны