Решение №ИС/1245/22 Решение по делу № 073/06/106-601/2022 от 2 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

31.10.2022 Дело № 073/06/106-601/2022

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конфе-ренц-связи):

в присутствии (очно):

- заместитель начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>.,

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 25 от 10.01.2022 г.),

- от ООО «Группа компаний Альфа»:

- <…> (доверенность б/н от 26.10.2022 г.),

- от ГУЗ «Новоспасская районная больница»:

- <…> (доверенность № 2 от 11.01.2022 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-601/2022 по жалобе ООО «Группа компаний Альфа» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622003628 (наименование объекта закупки – «Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Новоспасская районная больница», далее – заказчик, уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 65 500 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 26.10.2022 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1707-ЭП/22 от 25.10.2022 г. (дата размещения в ЕИС – 24.10.2022 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Группа компаний Альфа» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622003628.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению ООО «Группа компаний Альфа», описание объекта закупки, сформированное заказчиком, в том числе, после исполнения предписания Ульяновского УФАС России по делу № 073/06/106-541/2022, содержит параметры оборудования, которые по совокупности технических характеристик указывают на конкретную модель единственного производителя – Azurion 7 производителя – Филипс Медикал Системс Нидерланд Б.В., что нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Вх. № 1780-ЭП/22 и № 1788-ЭП/22 от 27.10.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Описание объекта закупки сформировано заказчиком исходя из его потребностей. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничений по включению в извещение о проведении электронного аукциона в открытой форме требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям, используются в его повседневной деятельности и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. По имеющейся у заказчика информации, описанные технические характеристики объекта закупки составлены таким образом, что под них подходит оборудование не менее двух производителей (Philips Azurion 5 M20 и Siemens Artis Pheno), что не нарушает требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вх. № 1787-ЭП/22 от 27.10.2022 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Группа компаний Альфа» поступили дополнения к жалобе с обоснованием доводов жалобы в виде сравнительной таблицы моделей разных производителей оборудования с указанием на источники информации использована информация из реестра контрактов единой информационной системы).

На заседании Комиссии 28.10.2022 г., которое проходило в дистанционном и очном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представить заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 31.10.2022 г. для документального анализа материалов дела.

Вх. № 1821-ЭП/22 от 31.10.2022 г. от ГУЗ «Новоспасская районная больница» в Ульяновское УФАС России поступили дополнения к возражениям на жалобу, в том числе, письма, полученные заказчиком от ООО «Филипс» по вопросу соответствия техническим характеристикам спорного аукциона систем ангиографических Philips Azurion 5 M20 и Azurion 7 M20.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Группа компаний Альфа» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 16.09.2022 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000622003628, наименование объекта закупки – «Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая» (начальная (максимальная) цена контракта – 65 500 000,00 руб.).

21.09.2022 г., 23.09.2022 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

21.09.2022 г., а также 18.10.2022 г. заказником в целях исполнения предписания Ульяновского УФАС России № 30 от 04.10.2022 по делу № 073/06/106-541/2022 в извещение были внесены изменения.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.10.2022 г. на участие в указанной закупке поступила одна заявка, признанная соответствующей.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Объектом закупки в соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000622003628 является система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая.

Приложением к извещению № 0168500000622003628 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки.doc», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товара – «Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела», наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Положениями статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Согласно сведениям и документам, представленным ООО «Группа компаний Альфа» и заказчиком, в совокупности характеристикам технического задания (приложение к извещению № 0168500000622003628 файл «Описание объекта закупки.doc») соответствует оборудование производства Philips.

При этом, система ангиографическая ARTIS pheno с принадлежностями (регистрационное удостоверение № РЗН 2018/7237 от 24.02.2021 г.) исходя из ответа ООО «Сименс Здравоохранение» (уполномоченный представитель производителя «Сименс Хелскэа ГмбХ» и заявитель по регистрационному удостоверению № РЗН 2018/7237 от 24.02.2021 г.), полученного Ульяновским УФАС России в ходе рассмотрения дела № 073/06/106-541/2022 (вх. № 1242-ЭП/22 от 04.10.2022 г.) не соответствует требованиям извещения № 0168500000622003628 по ряду характеристик, в том числе, по таким характеристикам как «Диапазон изменения анодного тока в режиме рентгенографии», Диапазон изменения времени экспозиции в режиме рентгенографии», «Источник бесперебойного питания на всю систему мощность» и т.д.).

Заказчиком на рассмотрение жалобы также не представлено документального подтверждения и сведений (ответ производителя, сопроводительная техническая документация на товар, инструкция по использованию и так далее), обосновывающих утверждение о наличии не менее 2-х производителей оборудования, соответствующих требованиям извещения, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме оборудования производства Philips, и описание объекта закупки в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, соответственно, жалоба ООО «Группа компаний Альфа» является обоснованной.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 г. № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего при описании объекта закупки требования пунктов 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Относительно доводов заявителя, связанных с порядком обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в том числе, по вопросу использования коммерческих предложений при обосновании цены контракта, Ульяновское УФАС России поясняет следующее.

В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В связи с тем, что контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя в отношении формирования начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии Ульяновского УФАС России по контролю закупок.

Доводы жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках. Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России по контролю закупок принято решение о передаче материалов дела № 073/06/106-601/2022 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России, и доводы жалобы ООО «Группа компаний Альфа», в части указания на нарушение антимонопольного законодательства, будут рассмотрены в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Группа компаний Альфа» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика, составленного в ходе проведения закупки № 0168500000622003628,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168500000622003628, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-601/2022 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Передать материалы дела № 073/06/106-601/2022 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

ООО "Группа компаний АЛЬФА"
ИНН 7728487093, ОГРН 1197746587598
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
ГУЗ «Новоспасская районная больница»
ИНН 7313002224, ОГРН 1027300870871