Решение №1809-03 Признать жалобу ООО «МеталлЭксперт» необоснованной. от 13 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

12.04.2022                                                                                               Дело № 073/06/105-181/2022

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

 

членов комиссии:

 

 

в отсутствие представителей,

 

- заместителя начальника отдела <…>       

- специалиста-эксперта <…>,

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/105-181/2022 по жалобе ООО «МеталлЭксперт» на положения извещения при поведении открытого конкурса в электронной форме № 0368100015022000024 (наименование объекта закупки – «Выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением в 2022 году»; заказчик – Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 5 171 932,52 руб., срок окончания подачи заявок – 15.04.2022 в 08 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 2114 от 05.04.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «МеталлЭксперт» на положения извещения при поведении открытого конкурса в электронной форме № 0368100015022000024.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя, заказчик при оценке заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» установил, что при определении наличия у участников закупки финансовых ресурсов и наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, будет использоваться расчет по формуле, когда лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. На основании данного расчета в случае подачи двух заявок и более, у участника с наименьшими показателями оценка всегда будет равняться нулевому значению, а у другого участника с наибольшими показателями значимость показателя достигать 100%. Применение данных расчетов фактически лишает участников на получения какой-либо оценки при наличии соответствующего опыта, тем самым ущемляются права мелких субъектов относящихся к категории субъектов малого предпринимательства, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок) и рассматриваемого открытого конкурса, поскольку не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.

 

Вх. № 2255 от 11.04.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Установленный заказчиком порядок рассмотрения и оценки заявок соответствует требованиям Закона о контрактной системе и не противоречат Постановлению Правительства от 31.12.2021 № 2604. Установленные заказчиком критерии и порядок оценки конкурсных заявок не препятствуют участию в конкурсе, не создают преимуществ конкретному участнику, а направлены на определение победителя данного конкурса, который наиболее соответствует потребностям заказчика при оказании услуг по предмету закупки исходя из конкурсных предложений участников закупки.

 

На заседании Комиссии 11.04.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 12.04.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 21.03.2022 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368100015022000024, наименование объекта закупки – «Выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением в 2022 году» (начальная (максимальная) цена контракта – 5 171 932,52 руб.).

25.03.2022, 04.04.2022 на основании решения заказчика в извещение были внесены изменения.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МеталлЭксперт» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0368100015022000024 является, в том числе, файл «Приложение № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604), которым утверждено «Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Положение).

При этом согласно пункту 2 Положения, «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с пунктом 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Подпунктом «а» пункта 5 Положения установлено, что для оценки заявок применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Положения.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Предусмотренная подпунктом «з» пункта 20 Положения возможность заказчику установить предельные максимальные и минимальные значения характеристики или показателя является правом, а не обязанностью заказчика.

Таким образом, законодательство дает право заказчику самостоятельно определять необходимость устанавливать предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики, в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368100015022000024 и «Приложением № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» установлены следующие критерии оценки заявок:

1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 60%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 40%.

При этом в рамках критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлено три показателя:

  1. Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта – 30 %;
  2. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 35 %;
  3. Наличие у участников закупки финансовых ресурсов – 35 %.

Согласно разделу II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» Приложения № 4 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368100015022000024 по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость показателя оценки, процентов: 35) оценивается наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (а именно: наличие специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки, а именно: механик протезно-ортопедических изделий (также возможные специальности: техник, инженер-протезист, техник-протезист); основные функциональные обязанности: изготовление изделия для примерки, примерка приемной гильзы, предварительная сборка протеза, примерка, установка, подгонка узлов, креплений, окончательная сборка и отделка протеза, обучение пользованию протезом, уходу за изделием и культей и выдача готового изделия, проверка состояния культи в процессе протезирования, наблюдение протезированного пациента, осмотр и ремонт протеза при необходимости).

Количество баллов, присуждаемых по показателю (БХi), определяется по формуле:

 

Где Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Согласно разделу II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» Приложения № 4 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368100015022000024 по показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» (значимость показателя оценки, процентов: 35) оценивается стоимость чистых активов. К оценке принимаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом. Участник закупки предоставляет документы в полном объеме и со всеми приложениями в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Стоимость чистых активов – это разница между балансовой стоимостью и суммой долговых обязательств компании. Методика расчета: СЧА = Активы баланса (Форма № 1 стр. 1600) – Долгосрочные обязательства (Форма № 1 стр. 1400) – Краткосрочные обязательства (Форма № 1 стр. 1500).

Количество баллов, присуждаемых по показателю (БХi), определяется по формуле:

 

Где Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Из анализа раздела II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» Приложения № 4 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению и Постановления № 2604 следует, что порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не противоречит требованиям Постановления № 2604 и Закона о контрактной системе и заказчиком использованы формулы, применение которых допустимо Постановлением № 2604.

Извещение о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию извещения о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, разрабатывая извещение о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостных критериев оценки, как наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и наличие у участников закупки финансовых ресурсов.

При этом, законодательством о контрактной системе не установлено ограничений в части определения наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации или наличия у участников закупки финансовых ресурсов, в связи с чем определение содержания данных показателей производится заказчиком самостоятельно, в том числе предмета оценки по каждому показателю и перечня документов, которые должны быть представлены участником для оценки по показателям. Заказчик самостоятельно определяет какие именно документы и сведения являются подтверждением наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и наличия у участников закупки финансовых ресурсов, необходимых заказчику.

Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимой заказчику квалификации, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Непредставление в составе заявки на участие в закупке предусмотренных документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.

При этом, согласно подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе отсутствие в составе предложение участника закупки в отношении объекта закупки таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Таким образом, в случае, если участник закупки не предоставляет документы по указанным выше показателям, его заявка также подлежит оценке на равных условиях в соответствии с конкурсной документацией.

Учитывая изложенное, действия заказчика в части установления порядка оценки по нестоимостному критерию не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

Таким образом, жалоба ООО «МеталлЭксперт» является необоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «МеталлЭксперт» необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны