Решение №1550-03 Жалоба ООО «Медпроект» признана обоснованной. Жалоба ООО «Ко... от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

21.03.2019                                                                                                                     Дело № 15 536/03-2019

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- врио руководителя управления Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.,

- ведущего специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.;

 

в присутствии

- от ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик»:

- <…> (доверенность № 20 от 08.02.2019 г.),

- <…> (доверенность № 1 от 09.01.2019 г.),

- <…> (доверенность № 3 от 09.01.2019 г.)

- от Департамента государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 29 от 12.03.2019 г.),

рассмотрев дело № 15 536/03-2019 по жалобам общества с ограниченной ответственностью «Медпроект» (далее - ООО «Медпроект», заявитель-1) и общества с ограниченной ответственностью «Комп АС» (далее – ООО «Комп АС», заявитель-2) на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419000502 (наименование объекта закупки – «Изыскательские и проектные работы на строительство объекта: «Детский инфекционный корпус на 100 коек, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, 27»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Ульяновскоблстройзаказчик», далее - заказчик уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 39 500 000,00 руб.; срок окончания подачи заявок – 25.03.2019 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1559 от 14.03.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Медпроект» на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419000502.

Содержание жалобы составило указание на следующее:

Конкурсная документация содержит ряд положений нарушающих права и законные интересы проектных организаций, а именно нарушающих положения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе: опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема рассматривается в предмете наличия программного обеспечения BIM, а не наличия успешного опыта в области проектирования медицинских учреждений; проект контракта содержит положения о передаче прав доступа к программному обеспечению и обучению заказчика на нем, при этом обязательное применение информационного моделирования ничем не обоснованно, так как ни у заказчика, ни органов государственной экспертизы нет внедренной системы СП «Информационное моделирование в строительстве» (BIM-моделирование).

 

Вх. № 1668 от 19.03.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Комп АС» на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419000502.

По мнению заявителя жалобы, обязательное требование заказчика о применении технологии информационного моделирования и установление данного требования, в том числе в критериях оценки, влечет за собой ограничение числа участников закупки.  

На заседание Комиссии 20.03.2018 г. представители ООО «Медпроект» не явились (ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (вх. № 1694 от 20.03.2019 г.).

На заседании Комиссии 20.03.2018 г. представители заказчика не согласились с доводами жалобы ООО «Медпроект», представили письменные возражения (исх. № б/н от 20.03.2019 г.), содержащие указание, в том числе, не следующее.

Описание показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» и его количественные значения были установлены исходя из необходимости выполнения проектных работ в инновационном способе проектирования – технологии информационного моделирования зданий и сооружений (BIM – проектирование).

Объект закупки был сформирован заказчиком в соответствии с собственными нуждами, при этом потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.   

 

На заседании Комиссии 20.03.2018 г. представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы ООО «Медпроект», представил письменные возражения (исх. № б/н от 20.03.2019 г.), содержащие указание, в том числе, не следующее.

Указание инновационной технологии проектирования зданий и сооружений (BIM – проектирование) направлено на реализацию положений статьи 10 Закона о контрактной системе о необходимости осуществления закупок исходя из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологической продукции. Критерий оценки «квалификация участника закупки» не является определяющим в данном конкурсе и не ограничивает потенциальных участников закупки.  

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 21.03.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

На заседании Комиссии 21.03.2019 г. представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы ООО «Комп АС», представили письменные возражения, содержащие доводы, аналогичные представленным по жалобе ООО «Медпроект».

Кроме того, заказчиком были представлены дополнительные возражения (исх. № 347 от 21.03.2019 г.) по жалобе ООО «Медпроект», содержащие указание, на то, что, разработка проектной документации с применением указанной технологии позволит выгрузить все плоскостные чертежи для формирования книг проекта для подачи в государственную экспертизу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 28.02.2019 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419000502, наименование объекта закупки – «Изыскательские и проектные работы на строительство объекта: «Детский инфекционный корпус на 100 коек, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, 27» (начальная (максимальная) цена контракта – 39 500 000,00 руб.; срок окончания подачи заявок – 25.03.2019 г. в 09 час. 00 мин.).

14.03.2019 г. и 15.03.2019 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

20.03.2019 г. в конкурсную документацию на основании решения заказчика были внесены изменения.

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобы ООО «Медпроект» и ООО «Комп АС»» обоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 9 раздела 1 «Общие сведения о закупке» конкурсной документации № 0168200002419000502 объектом закупки являются изыскательские и проектные работы на строительство объекта: «Детский инфекционный корпус на 100 коек, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, 27».

Пункт 10 раздела 1 «Общие сведения о закупке» конкурсной документации № 0168200002419000502 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Приложение № 1 к конкурсной документации в пункте 2 содержит указание на то, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) установлены в соответствии с заданием на проектирование (Приложение №3 к документации).

Приложение № 3 к конкурсной документации № 0168200002419000502 содержит технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, схему земельного участка с координатами, топографическую съемку, медико-технологическое задание и задание на проектирование, согласно разделу III «Иные требования к проектированию» которой, заказчиком установлены требования к применению технологий информационного моделирования с уровнем проработки LOD-400 и выполнения BIM-проекта при выполнении работ.

Согласно пунктам 4.3.8 – 4.3.9 раздела 5 «Проект контракта» документации № 0168200002419000502 (в редакции от 28.02.2019 г.) исполнитель со дня заключения контракта до окончания строительства объекта предоставляет заказчику право доступа к программе информационного моделирования объектов (ВIM – проектирование) (BIM 360, A360 или эквивалент), а также в течение 30 (тридцати) дней со дня заключения контракта провести обучение не менее 5 (пяти) сотрудников заказчика по работе в программе информационного моделирования объектов (ВIM – проектирование) (BIM 360, A360 или эквивалент).

Решением о внесении изменений от 20.03.2019 г. указанные пункты проекта контракта были изложены в новой редакции:

«4.3.8. Со дня заключения контракта до окончания строительства объекта предоставить заказчику право доступа к программе информационного моделирования объектов (ВIM – проектирование) (BIM 360, A360 или эквивалент).

4.3.9. В течение 30 (тридцати) дней со дня заключения Контракта провести инструктаж по работе в программе информационного моделирования объектов (ВIM – проектирование) (BIM 360, A360 или эквивалент) не менее 5 (пяти) сотрудников заказчика».  

Согласно пункту 7.1 раздела 5 «Проект контракта» документации № 0168200002419000502 Подрядчик передает Заказчику проектную документацию, выполненную в программе информационного моделирования объектов (ВIM – проектирование): на бумажном носителе в 5-ти экземплярах, на электронном носителе (диски должны быть вложены в конверты и подписаны) должны быть соблюдены требования к результату работ в соответствии с заданием на проектирование.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Согласно части 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2013 г. № 156-ст) не предусматривает обязательного использования информационного моделирования зданий, в том числе технологии BIM-проектирования при изготовлении проектной документации.

Доводы заказчика и уполномоченного органа о наличии потребности у заказчика в применении технологии BIM-проектирования в связи с его потребностью, что обосновано Приказами Минстроя РФ № 1674/пр от 15.12.2017 г. и № 814/пр от 17.12.2018 г., а также проектом федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, Поручением Президента РФ № Пр-1235 от 19.07.2018 г., статьей 10 Закона о контрактной системе и «Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. не могут быть признаны состоятельными на основании следующего.

Приказы Минстроя РФ № 1674/пр от 15.12.2017 г. и № 814/пр от 17.12.2018 г. не исключают возможность проектирования объектов без использования технологий информационного моделирования. 

Проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ окончательно не принят в настоящее время, следовательно, не имеет никакой юридической силы для обоснования действий заказчика, а также не исключает возможности изготовления проектов в текстовой и графической части.

Поручение Президента РФ № Пр-1235 от 19.07.2018 г. не является документом, регламентирующим деятельность в сфере проектирования и инженерных изысканий.

В соответствии со статьей 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Вместе с тем, объектом закупки является выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию объекта, а не закупка инновационной и высокотехнологичной продукции.

Пункт 1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.,  на который ссылаются и уполномоченный орган, и заказчик аргументируя им возможность произвольно формировать объект закупки содержит, в том числе, помимо 1 абзаца, цитируемого заказчиком и уполномоченным органом, указание на то, что из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом, в пример приводится ситуация, из которой четко следует объективная потребность заказчика в установлении таких ограничений, продиктованная невозможностью осуществления закупки в ином виде, чего нет в случае проведения открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419000502.

Учитывая, что законодательством Российской Федерации в настоящий момент не установлено требование об обязательном выполнении проектирования объектов с применением технологий информационного моделирования, требование о необходимости изготовления проекта с применением BIM-технологии, а также с обязательным предоставлением заказчику права доступа к программе информационного моделирования объектов (ВIM – проектирование) (BIM 360, A360 или эквивалент) и обучения/инструктажа не менее 5 (пяти) сотрудников заказчика по работе в программе информационного моделирования объектов (ВIM – проектирование) (BIM 360, A360 или эквивалент) нарушают положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное жалобы ООО «Медпроект» и ООО «Комп АС» в указанной части являются обоснованными.

   

2. Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 конкурсная документация должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Раздел 4 «Критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке» документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419000502 предусматривает, что для оценки заявок участников закупки установлены следующие критерии и их величины значимости:

 

№ п/п

Критерий

Значимость критерия, (%)

  1.  

цена контракта

60

  1.  

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации

40

 

Итого

100

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «Квалификация участников закупки», определяется в соответствии с таблицей № 1:

 

№ п/п

Наименование показателя

Значимость показателя (%)

Предмет оценки

 

Документы, предоставляемые для оценки

Формула оценки или шкала оценки

1

опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема

100

Оценивается количество ранее исполненных контрактов/договоров на выполнение проектных работ (BIM-проектирование) объектов нового гражданского строительства в течение одного года до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе стоимостью не менее 20% НМЦК.

 

Для оценки учитывается копия исполненных контрактов/договоров на проектные работы с актами приёмки выполненных работ, положительным заключением экспертизы, сводной BIM модели запроектированного объекта в формате программного файла, подтверждающего выполненение проекта в формате BIM проектирования. К представляемому государственному или муниципальному контракту/договору должна быть приложена информация с указанием реестрового номера контракта/договора и ссылки на официальный сайт zakupki.gov.ru с информацией о контракте/договоре.

Количество баллов по показателю определяется следующим образом:

- Контракты/договоры не представлены – 0 баллов

- Представлен 1 контракт /договор -10 баллов

- Представлено 2 контракта/договора – 20 баллов

- Представлено 3 и более контракта/договора – 100 баллов

Таким образом в рамках показателя «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» оценивается не опыт участника закупки по выполнению изыскательских и проектных работы на строительство лечебного учреждения, а опыт участника по выполнению проектов с применением технологии BIM-проектирования, что по своей сути не является работами сопоставимого характера и объема и противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нарушает положения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Медпроект» в указанной части является обоснованной.

 

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование объекта закупки, описание объекта закупки, критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев при осуществлении закупки путем проведения конкурса.

Таким образом, действия заказчика, установившего в документации описание объекта закупки и порядок оценки, не соответствующие части 2 статьи 8, пункту 1 части 1 статьи 33, пунктам 4 и 8  части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. По результатам рассмотрения жалоб ООО «Медпроект» и ООО «Комп АС» Комиссией принято решение о передаче материалов дела № 15 536/03-2019 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Медпроект» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Комп АС» обоснованной.

3. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 4 и 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

4. Обязать заказчика устранить допущенные нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 4 и 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168200002419000502, продления срока приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом принятого решения, на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 15 536/03-2019 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

Члены комиссии

Е.Б. Бокач

Д.А. Губайдулова

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны