Решение №3584-03 Вх. № 5428 от 21.07.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступ... от 2 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

28.07.2021                                                                                                 Дело № 073/06/33-440/2021

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

 

членов

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконфе-ренцсвязи),

 

 

- врио начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

 

- от АО «ГНЦ – НИИАР»:

- <…> (доверенность №73/8-н/73-2021-2-29 от 06.04.2021 г.),

- <…> (доверенность №73/8-н/73-2021-3-257 от 23.07.2021 г.),

- <…> (доверенность №73/8-н/73-2021-3-257 от 23.07.2021 г.),

- от Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

- <…> (доверенность № 1/8/2021-ДОВ от 18.01.2021 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/33-440/2021 по жалобе ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0468100000521000006 (наименование объекта закупки – «Изготовление и доставка манипуляторов»; заказчик – Акционерное общество «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов», далее – заказчик, специализированная организация - Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», далее – специализированная организация; начальная (максимальная) цена контракта – 14 313 965,60 руб.; срок окончания подачи заявок – 27.07.2021 г. в 09 час. 00 мин.). по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 5428 от 21.07.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0468100000521000006.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком намеренно установлены ограничения допуска на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616, также заявитель жалобы указывает, что заказчиком при описании области применения объекта закупки неправомерно присвоен класс безопасности на основании пункта 2.5. НП-033-11 Приказа Ростехнадзора № 348.

 

Вх. № 5508 от 26.07.2021 г. и № 5570 от 27.07.2021 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика и специализированной организации, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, на то, что заказчиком был установлен запрет на допуск промышленных товаров в связи с тем, что закупка осуществляется для нужд безопасности государства на основании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616. Класс безопасности манипулятора установлен на основании анализа безопасности ИЯУ согласно НП-033-11 и положительного заключения Госкорпорации «Росатом» по результатам проведения анализа и оценки проектной документации в части технологических и конструктивных решений.  

 

На заседание Комиссии 27.07.2021 г., которое происходило в дистанционном режиме, представители заказчика и специализированной организации с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные пояснения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:45 28.07.2021 г. для документального анализа материалов по делу.

 

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 13.07.2021 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0468100000521000006 (наименование объекта закупки – «Изготовление и доставка манипуляторов».

13.07.2021 г., 17.07.2021 г., 19.07.2021 г. в документацию были внесены изменения.

19.07.2021 г., 21.07.2021 г., 23.07.2021 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 28.07.2021 г. на участие в указанной закупке не было представлено ни одной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.04.2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление № 616).

Пунктом 2 Постановления № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 5 Указа Президента РФ от 13.10.2018 г. № 585 «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» ядерная и радиационная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Постановления № 616 для целей применения Постановления № 616 под закупками товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа.

Согласно сведениям единой информационной системы, а также пояснениям заказчика и специализированной организации закупка манипуляторов производится по проекту «Техническое перевооружение опытного реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью 60 Мат (Этап 2)», планируемому к реализации в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного Энергопромышленного комплекса» комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период 2021 года», федерального проекта «Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливном циклом» на основании части 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Главной целью проекта «Техническое перевооружение опытного реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью 60 Мат (Этап 2)» является обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

Учитывая изложенное, установление в извещении и документации об осуществлении закупки № 0468100000521000006 запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, на основании Постановления № 616 является правомерным, и жалоба ООО «Уральский завод газоочистной Аппаратуры» в указанной части является необоснованной.

 

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пунктам 3 и 4 раздела 5 «Информационная карта электронного аукциона» документации № 0468100000521000006 объектом закупки является изготовление и доставка манипуляторов для АО «ГНЦ НИИАР», описание объекта закупки содержится в разделе 8 «Техническая часть» документации № 0468100000521000006.

Раздел 8 «Техническая часть» документации № 0468100000521000006 содержит наименование и описание объекта закупки, в том числе, указание на область применения, состав, количество и технические характеристики объекта закупки, а также технические характеристики значения, которых подлежат изменениям, и должны быть указаны участниками закупки в первой части заявки точно и технические характеристики значения, которых не могут изменяться, комплектность поставки и условия допуска на территорию заказчика.

При этом Раздел 8 «Техническая часть» документации № 0468100000521000006 содержит указание на то, что манипулятор должен иметь класс безопасности по НП-033-11 - 2Н.

Приказом Ростехнадзора от 30.06.2011 г. № 348 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок» утверждены и введены в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок» (НП-033-11).

Согласно пункту 2.5 НП-033-11 к классу безопасности 2 относятся следующие элементы ИЯУ:

1) элементы, отказы которых являются исходными событиями, приводящими к повреждению ядерного топлива и других элементов активной зоны ИЯУ, а также первого контура реактора в пределах, установленных для проектных аварий, при проектном функционировании СБ с учетом нормируемого для проектных аварий количества отказов в них;

2) элементы СБ, отказы которых приводят к невыполнению соответствующими системами своих функций.

При этом согласно Положительному заключению по результатам проведения анализа и оценки проектной документации № 1-1-3-012-21 Госкорпорации «Росатом» от 24.03.2021 г. манипуляторы предназначены для дистанционного выполнения лабораторных и производственных работ в условиях защитных камер и отнесены по НП-033-11 к классу безопасности 2Н, по НП-031-01 к категории сейсмостойкости – I.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе признается лишь такое включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которое одновременно свидетельствует о его конкретном производителе и в отношении которого отсутствует специфика использования такого товара (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Поскольку в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, то есть потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию антимонопольного органа не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, то действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду заказчика, не противоречат Закону о контрактной системе.

В связи с изложенным жалоба ООО «Уральский завод газоочистной Аппаратуры» в указанной части является необоснованной.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

               

Признать жалобу ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны