Решение №2013-03 Признать жалобу ООО «Энергомашстрой» необоснованной. от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

20.04.2022                                                                                               Дело № 073/06/105-195/2022

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи):

 

- заместителя начальника отдела <…>,      

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 22 от 10.01.2022 г.),

- от ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик»:

- <…> (доверенность № 2 от 10.02.2022 г.), 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/105-195/2022 по жалобе ООО «Энергомашстрой» (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622000852 (наименование объекта закупки – «Выполнение работ по проектированию и строительству Фельдшерско-акушерского пункта в с. Бригадировка по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Бригадировка, ул. Советская, 5а»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Ульяновскоблстройзаказчик», далее – заказчик, уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 9 954 146,36 руб., дата подведения итогов – 11.04.2022 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 2385 от 14.04.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергомашстрой» на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622000852.

По мнению заявителя, комиссия по осуществлению закупок необоснованно признала заявку общества не соответствующей дополнительным требованиям, так как в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, был представлен договор строительного подряда № 039/8525-Д от 05.02.2018 г., а также письмо с обоснованием отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в рамках представленного договора.

 

Вх. № 2524 и № 2531 от 18.04.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Согласно требованиям пункта 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 в качестве документов, подтверждающих наличие соответствующего опыта, участник должен представить исполненный договор, акт приемки объекта капитального строительства, акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ, а также разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Заявка ООО «Энергомашстрой» содержала договор генерального подряда № 039/8525-Д от 05.02.2018 г. на выполнение работ по строительству хозяйственно-складского комплекса СБ и ТХК, который является договором субподряда, и объект, указанный в договоре, не подпадает под перечень объектов, установленных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), так как для выполнения данного вида работ было выдано соответствующее разрешение на строительство. Кроме того, Администрацией города Димитровграда Ульяновский области выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 13.11.2019 г.  

Таким образом, действия комиссии, признавшей заявку ООО «Энергомашстрой» не соответствующей требованиям, не нарушают требования Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии 19.04.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика, уполномоченного органа и член комиссии по осуществлению закупок с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 20.04.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 22.03.2022 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622000852, наименование объекта закупки – «Выполнение работ по проектированию и строительству Фельдшерско-акушерского пункта в с. Бригадировка по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Бригадировка, ул. Советская, 5а» (начальная (максимальная) цена контракта – 9 954 146,36 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.04.2022 № ПРОII1 на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, одна заявка была отклонена.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Энергомашстрой» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Согласно позиции 7 раздела II «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям» приложения к Постановлению № 2571 к участникам закупки работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Позицией 7 раздела II «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям» приложения к Постановлению № 2571 также определен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» указанной позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, Постановлением № 2571 императивно установлен конкретный перечень документов, подтверждающих наличие опыта у участника. Указанные требования в равной степени установлены для всех участников закупки и предусматривают единственное исключение для непредставления разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию по представленному в качестве подтверждения наличия опыта договору – в случае, если такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Следовательно, во всех иных случаях участник закупки обязан предоставить разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в отношении объекта по исполненному договору.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622000852 объектом закупки является «Выполнение работ по проектированию и строительству Фельдшерско-акушерского пункта в с. Бригадировка по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Бригадировка, ул. Советская, 5а», начальная (максимальная) цена контракта – 9 954 146,36 руб.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622000852 к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования на основании Постановления № 2571, также установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки, а именно: позиция 7 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» позиции 7 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Указанные информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, должны соответствовать пункту 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке 11.04.2022 г. заявка № 237 (ООО «Энергомашстрой») была признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: не представлено разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию к договору подряда № 039/8525-Д от 05.02.2018 г. на строительство хозяйственно-складского комплекса СБ и ТХК, II этап, по адресу 433510 Ульяновская область, г. Димитровград, Западное шоссе, 9; представлен договор субподряда № 039/8525-Д от 05.02.2018 г. на строительство хозяйственно-складского комплекса СБ и ТХК, II этап, по адресу 433510 Ульяновская область, г. Димитровград, Западное шоссе, 9, ООО «Энергомашстрой» не является лицом осуществляющим строительство (генподрядчиком), поэтому представленные документы не могут служить подтверждением соответствия дополнительным требованиям.

Так, согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки (АО «Сбербанк-АСТ»), ООО «Энергомашстрой» в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению № 2571, представлены договор подряда № 039/8525-Д от 05.02.2018 г. на строительство хозяйственно-складского комплекса СБ и ТХК, II этап, по адресу 433510 Ульяновская область, г. Димитровград, Западное шоссе, 9, заключенный между заявителем и АО «НИКИМТ-Атомстрой», дополнительное соглашение к нему, акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 по указанному договору, акт о приемке выполненных работ в полном объеме по указанному договору, а также информационное письмо (б/н от 25.03.2022 г.), указывающее на то, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в рамках договора подряда № 039/8525-Д от 05.02.2018 г. на требуется в соответствии с пунктом 15 статьи 55 ГрК РФ.

 

1) Отношения по договору на выполнение строительных работ регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), в этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ - это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком.

При этом статус генерального подрядчика предусматривает его особенное правовое положение, отличающего его от субподрядчика.

Так, пунктом 3 статьи 706 ГК РФ установлено, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, статьей 754 ГК РФ установлена ответственность перед заказчиком за качество работ, а в соответствии со статьей 755 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком гарантийные обязательства.

Приведенные положения закона свидетельствуют, что Постановлением № 2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.

Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не имеет опыта строительства самого объекта капитального строительства.

Кроме того, такой субподрядчик не имеет опыта строительства капитального объекта, поскольку выполнил определенный вид (виды) строительных работ, то есть часть всех работ, необходимых для строительства объекта капстроительства.

Опыта выполнения иных видов работ, выполняемых генеральным подрядчиком в ходе строительства капитального объекта субподрядчик не имеет, например, опыта:

- выполнения работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией;

- проектной подготовки организации строительства и организационно-технологической документации;

- разработки и применения организационно технологической документации;

- осуществления строительного контроля лица, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации;

- ведения исполнительной документации;

- обеспечения безопасности труда на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среда и населения;

- управления стройплощадкой, в том числе обеспечение охраны стройплощадки и сохранности объекта до его приемки заказчиком (застройщиком);

- выполнения требований местной администрации, действующей в пределах ее компетенции, по поддержанию порядка на прилегающей к стройплощадке территории;

- осуществления контроля качества строительства, а также надзор за строительством и др.

Также субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу капитального объекта в эксплуатацию, и не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.

Учитывая, что договор подряда № 039/8525-Д от 05.02.2018 г. на строительство хозяйственно-складского комплекса СБ и ТХК, II этап, по адресу 433510 Ульяновская область, г. Димитровград, Западное шоссе, 9 был заключен между заявителем (подрядчик) и АО «НИКИМТ-Атомстрой» (генеральный подрядчик) в целях исполнения АО «НИКИМТ-Атомстрой» договора генерального подряда от 22.01.2018 г. № 2/2018/64/8390-Д (заключен между АО «ГНЦ НИИАР» и генеральным подрядчиком), представленные документы не подтверждают наличие необходимого опыта для выполнения соответствующего вида работ и не свидетельствуют о наличии у ООО «Энергомашстрой» опыта по строительству объекта капитального строительства так как лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства самого объекта капитального строительства в целом.

 

2) В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 15 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Согласно информации, полученной от МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Димитровград» ОАО «ГНЦ НИИАР» по результатам строительства хозяйственно-складского комплекса СБ и ТХК, II этап, по адресу 433510 Ульяновская область, г. Димитровград, Западное шоссе, 9 было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 13.11.2019 г., содержащее указание также на то, что для выполнения строительных работ было выдано соответствующее разрешение на строительство. Следовательно, в данном случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию требуется, и ссылка заявителя на часть 15 статьи 55 ГрК РФ является несостоятельной.

Учитывая изложенное, а также требования извещения № 0168500000622000852 и позиции 7 приложения к Постановлению № 2571, ООО «Энергомашстрой» для подтверждения соответствия установленным дополнительным требованиям обязано было представить, в том числе, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное застройщиком по результатам исполнения договора генерального подряда.

 

Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок, признавшей заявку № 237 (ООО «Энергомашстрой») несоответствующей требованиям извещения и законодательства, не нарушают положения Закона о контрактной системе, и жалоба ООО «Энергомашстрой» является необоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Энергомашстрой» необоснованной.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны