Решение б/н решение по делу от 25 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 073/05/5-552/2020
Резолютивная часть решения объявлена 03.12.2020
Решение в полном объеме изготовлено 14.12.2020 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - <…>
члены комиссии: <….
рассмотрев дело № 073/05/05-552/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Мозаика» № 70 (3210) за 17.06.2020, № 72 (3212) за 19.06.2020, № 83 (3223) за 16.07.2020 и № 87 (3227) за 24.07.2020 рекламы «Единая справочная по вкладам» общества с ограниченной ответственностью «Единая справочная» (далее - ООО «Единая справочная»), ОГРН 1146315006970, ИНН 6315661380, содержащей признаки нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии:
- лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от ООО «Единая справочная», ОГРН 1146315006970, ИНН 6315661380, расположенного по адресу: 443004, Самарская обл., Волжский р-н, пос. Подстепновка, ул. Дорожная, д. 3А, эт. 2, оф. 26, - представителя <…>;
- С<…>на <…>, ИНН <…> (паспорт);
- от заинтересованных лиц:
- общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Гринфинанс» (далее - ООО МКК «Гринфинанс»), ОГРН 1166313134261, ИНН 6315013332, расположенного по адресу: 443004, Самарская обл., Волжский район, пос. Подстепновка, ул. Дорожная, д. 3А, оф. 17, - представитель не явился;
- общества с ограниченной ответственностью «Еврофинанс УА» (далее - ООО «Еврофинанс УА»), ОГРН 1166313054555, ИНН 6330070374, расположенного по адресу: 446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Кирова, участок 8-В, стр. 2, оф. 19, - представитель не явился;
- общества с ограниченной ответственностью «Еврофинанс СА» (далее - ООО «Еврофинанс СА»), ОГРН 1146350000807, ИНН 6350021664, расположенного по адресу: 446430, Самарская обл., г. Кинель, ул. Крымская, д. 1, ком. 53, - представитель не явился;
- общества с ограниченной ответственностью «Мозаика» (далее - ООО «Мозаика»), ОГРН 1027301160754, ИНН 7303012738, расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. К. Маркса, д. 41, - представителя <…>,
УСТАНОВИЛА:
Ульяновским УФАС России определением от 12.10.2020 возбуждено дело № 073/05/5-552/2020 по признакам нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле привлечены лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Единая справочная» и заинтересованное лицо ООО «Мозаика». Рассмотрение дела назначено на 10.11.2020.
Представитель ООО «Единая справочная» на рассмотрение дела 10.11.2020 не явился. В письменных пояснениях по делу (исх. б/н от 05.11.2020, вх. № 8004 от 09.11.2020) ООО «Единая справочная» сообщило, что общество никогда не обращалось в ООО «Мозаика» с целью размещения рекламы. ООО «Единая справочная» осуществляет деятельность только на территории Самарской области. Представительств (филиалов, обособленных подразделений) на территории Российской Федерации, в том числе в г. Ульяновске, общество не имеет. Поскольку ООО «Единая справочная» не является в данном случае субъектом правонарушения, общество просит прекратить производство по делу № 073/05/05-552/2020 в отношении ООО «Единая справочная». Также ООО «Единая справочная» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
Представитель ООО «Мозаика» на рассмотрение дела 10.11.2020 не явился.
Определением от 10.11.2020 срок рассмотрения дела № 073/05/05-552/2020 продлен до 12.12.2020, рассмотрение дела отложено и назначено на 03.12.2020. К участию в деле привлечены лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, C<...>н <...> ., заинтересованные лица ООО МКК «Гринфинанс», ООО «Еврофинанс УА» и ООО «Еврофинанс СА». Кроме того, определением от 10.11.2020 в рассматриваемой рекламе определены признаки нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Представитель ООО «Единая справочная» на рассмотрении дела 03.12.2020 поддержал доводы общества, приведенные ранее.
В письменных пояснениях (вх. № 8709 от 03.12.2020) и на рассмотрении дела 03.12.2020 C<...>н <...> . сообщил, что, являясь сотрудником службы безопасности подразделения ООО «Еврофинанс УА» в г. Ульяновске и имея доступ к электронной почте сотрудников: <…>@akb-ef.ru и <…>@akb-ef.ru, вёл переговоры с представителями газеты «Мозаика» с целью размещения информации о привлечении денежных средств для последующего их инвестирования в строительный бизнес товарища. Рекламный макет C<...>н <...> . скачал из сети «Интернет», для большей достоверности рекламы указал данные юридического лица ООО «Единая справочная», ИНН 6315661380. При этом в рекламе контактный номер телефона указан C<...>н а <...> . и оплата услуг за распространение рекламы производилась лично им же. Однако ни одного займа C<...>н <...> . не оформил, поскольку потенциальные клиенты отказывались заключать договор займа с ним как с физическим лицом.
В письменных пояснениях по делу (исх. б/н от 26.11.2020, вх. № 8644 от 01.12.2020) ООО «Еврофинанс УА» сообщило, что по состоянию на 26.11.2020 на территории г. Ульяновска у общества имеется обособленное подразделение, в котором работают 6 человек. C<...>н <...> . работает в обособленном подразделении общества в г. Ульяновске в должности специалиста службы безопасности. 23.11.2020, по результатам проведенной обществом служебной проверки по факту размещения C<...>н ым <...> . в личных (корыстных) целях в газете «Мозаика» рекламы от имени ООО «Единая справочная», C<...>н у <...> . объявлен выговор с лишением квартальной премии (приказ общества № 163-к.п1/УА от 23.11.2020).
В письменных пояснениях по делу (вх. № 8642 от 01.12.2020) ООО МКК «Гринфинанс» сообщило, что в настоящее время на территории г. Ульяновска у общества имеется обособленное подразделение, в котором работает 1 человек. О факте распространения рекламы ООО «Единая справочная» в газете «Мозаика» обществу не известно.
В письменных пояснениях по делу (исх. № 115 от 27.11.2020, вх. № 8643 от 01.12.2020) ООО «Еврофинанс СА» сообщило, что обособленного подразделения на территории Ульяновской области общество не имеет. О факте распространения рекламы ООО «Единая справочная» в газете «Мозаика» ООО «Еврофинанс СА» не известно.
Исследовав материалы дела № 073/05/5-552/2020, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу: «Единая справочная по вкладам», распространённую в газете «Мозаика» № 70 (3210) за 17.06.2020, № 72 (3212) за 19.06.2020, № 83 (3223) за 16.07.2020 и № 87 (3227) за 24.07.2020, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
Специалистами Ульяновского УФАС России установлены факты распространения в рекламно-информационной газете «Мозаика» № 70 (3210) за 17.06.2020, № 72 (3212) за 19.06.2020, № 83 (3223) за 16.07.2020 и № 87 (3227) за 24.07.2020 рекламы «Единая справочная по вкладам» ООО «Единая справочная».
Реклама «Единая справочная по вкладам», размещенная в газете «Мозаика» № 70 (3210) за 17.06.2020 и № 72 (3212) за 19.06.2020, имеет следующее содержание. В верхней части рекламы размещена надпись: «Ульяновская единая справочная по ВКЛАДАМ». Ниже в левой части рекламы размещен текст: «ЗА ОДИН ЗВОНОК:», «Поможем Вам подобрать максимальный процент с гарантией для пенсионеров», ниже: «Бесплатные консультации 8 960-360-45-13». В правой части рекламы - фотографическое изображение женщины, ведущей беседу по мобильному телефону. По нижнему краю рекламы в левой части мелким шрифтом представлены данные о лице, оказывающем рекламируемые услуги: «ООО «Единая справочная» оказывает исключительно консультационные услуги. ИНН 6315661380. Не является публичной офертой».
Реклама «Единая справочная по вкладам», размещенная в газете «Мозаика» № 83 (3223) за 16.07.2020 и № 87 (3227) за 24.07.2020, имеет следующее содержание. В верхней части рекламы размещена надпись: «ЕДИНАЯ СПРАВОЧНАЯ ПО ВКЛАДАМ УЛЬЯНОВСКА», ниже под чертой: «Звоните и узнавайте, где надежно разместить средства», ниже указан контактный номер телефона: «8(960) 360-45-13» и мелким шрифтом - данные о лице, оказывающем рекламируемые услуги: «ООО «Единая справочная» оказывает исключительно консультационные услуги. ИНН 6315661380. Не является публичной офертой». В правой части размещено фотографическое изображение мужчины. По нижнему краю рекламного модуля размещена информация: «13% годовых. Хотите, чтобы ваши деньги провели лето с выгодой?».
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рекламе: «Единая справочная по вкладам», размещенной в газете «Мозаика» № 70 (3210) за 17.06.2020, № 72 (3212) за 19.06.2020, № 83 (3223) за 16.07.2020 и № 87 (3227) за 24.07.2020, указаны сведения о продавце услуги - ООО «Единая справочная». Однако указанное в рекламе общество на территории Ульяновской области услуги не оказывает (пояснения ООО «Единая справочная» - вх. № 8004 от 09.11.2020). Контактный номер телефона, указанный рекламе, предоставлен публичным акционерным обществом «Вымпел-Коммуникации» (ОГРН 1027700166636, ИНН 7713076301) абоненту C<...>ну <...> . на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 744243615 от 12.12.2019. C<...>н <...> . не является сотрудником ООО «Единая справочная». Таким образом, реклама содержит недостоверные сведения о продавце рекламируемой услуге.
Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
«Ульяновская единая справочная по вкладам», «Единая справочная служба по вкладам Ульяновска» предполагает наличие объединённой систематизированной информации обо всех финансовых продуктах, в данном случае по вкладам, всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по приему вкладов на территории г. Ульяновска, что фактически не соответствует действительности.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
Согласно данным, опубликованным в финансовом супермаркете Рунета «Banki.ru» (ООО «ИА «Банки.ру»), предлагающем продукты банковского, страхового и инвестиционного рынков, максимальная ставка по банковским вкладам, предлагаемая банками на территории г. Ульяновска (Ульяновской области) не превышает 7,5% годовых.
В соответствии с ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
Потребитель при выборе товара (работы, услуги) посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой, в его понимании, необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.
Из буквального восприятия содержания рассматриваемой рекламы следует, что целью рекламы являлось привлечение неограниченного круга лиц к размещению денежных средств во вклады: «Поможем Вам подобрать максимальный процент (вклада) с гарантией для пенсионеров», «13% годовых. Хотите, чтобы ваши деньги провели лето с выгодой?».
Однако в данном случае C<...>н <...> . - лицо, привлекающее денежные средства, не обладает специальным статусом. Следовательно, реклама нарушает ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель, а за нарушение требований, установленных ч. 14 ст. 28 закона, - рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5 - 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Размещение рекламы: «Единая справочная по вкладам» осуществлялось на основании заключенного заказчиком C<...>ным <...> . договора на информационно-консультационное, рекламное обслуживание от 19.12.2019 с исполнителем обществом с ограниченной ответственностью «Информационно-рекламное агентство «Мозаика» (далее - ООО «ИРА «Мозаика»), ОГРН 1027301567391, ИНН 7328034941. В свою очередь, принципалом ООО «Мозаика» (учредителем и издателем рекламно-информационной газеты «Мозаика») с агентом ООО «ИРА «Мозаика» заключен агентский договор № 170/17 от 01.01.2018, согласно которому агент принял на себя обязательства по сбору рекламных материалов для дальнейшего размещения в газете «Мозаика». Размещение рекламных материалов в четырех выпусках газеты оплачено C<...>ным <...> . по приходным кассовым ордерам № 867 от 15.06.2020 и № 944 от 08.07.2020 (на общую сумму 44 370,00 руб.).
Таким образом, рекламодателем в данном случае является C<...>н <...>, а рекламораспространителем - ООО «Мозаика».
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку распространение рекламы прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламу: «Единая справочная по вкладам», распространенную в газете «Мозаика» № 70 (3210) за 17.06.2020, № 72 (3212) за 19.06.2020, № 83 (3223) за 16.07.2020 и № 87 (3227) за 24.07.2020, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
- Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <..>
Члены Комиссии: <…>
<…>