Решение №5940-03 1. Признать жалобу ООО «Экспринта» необоснованной. 2. Призна... от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

15.12.2020                                                                                                 Дело № 073/06/31-698/2020

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

 

 

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

-  ведущего специалиста-эксперта <…>,

 

- от ФГБУ ФВЦМР ФМБА России:

- <…> (доверенность № 25 от 11.12.2020 г.),

- <…> (доверенность № 26 от 11.12.2020 г.),

рассмотрев дело № 073/06/31-698/2020 по жалобам ООО «Экспринта» и ИП Васильева К.Д. на положения документации о проведении электронного аукциона № 0368400000220000377 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии Федерального медико-биологического агентства», далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 46 100 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 10.12.2020 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 8808 от 08.12.2020 г. и № 8840 от 09.12.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступили жалобы ООО «Экспринта» и ИП Васильева К.Д., соответственно, на положения документации о проведении электронного аукциона № 0368400000220000377.

Содержание жалоб составило указание на следующее:

- по мнению ООО «Экспринта» в аукционную документацию необоснованно включено требование о наличии у участника закупки лицензий на обслуживание медицинской техники, на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) и на право эксплуатации радиационных источников, поскольку данное требование ограничивает число участников закупки, что нарушает положения Закона о контрактной системе и Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»;

- заявители жалоб указывают, что заказчиком необоснованно в один лот объединены виды оборудования, требующие разных лицензий;

- по мнению заявителей жалоб приложение № 1 к документации вводит в заблуждение участников закупки, поскольку содержит разночтение в части указания наименования производителя оборудования;

- заявители жалоб указывают, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует техническому заданию;

- кроме того, заявители жалоб указывают, что аукционная документация предусматривает наличие письма от производителя оборудования и не содержит указания на каком именно этапе участия необходимо предоставить данное письмо.

 

Вх. № 8910 и № 8911 от 14.12.2020 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобы, содержащие указание на следующее.

Объединение технического обслуживания по разным видам оборудования в один лот обусловлено их технологической взаимосвязью и общими целями назначения, а также необходимостью использования оборудования как единого комплекса при оказании медицинской помощи, используемой в ядерной медицине. Оборудование, обслуживание которого составляет предмет закупки, фактически составляет единый комплекс, технологически взаимосвязано между собой и использование одного вида оборудования нецелесообразно без использования другого для достижения целей, необходимых заказчику и определенных его видом деятельности, целям медицинских и научных исследований, оказанию медицинской помощи. Требование о наличии соответствующих лицензий установлено исходя из предмета закупки. При этом аукционная документация не содержит прямого запрета на привлечение соисполнителей к контракту. Из пункта 1.6 аукционной документации следует, что письма от производителя требуются непосредственно при оказании услуг. При формировании описания объекта закупки была допущена техническая ошибка в части указания наименования производителя, которая не влияет на результат, поскольку документация содержит полный перечень всего оборудования с наименованиями из которых однозначно можно определить производителя.

 

На заседании Комиссии 14.12.2020 г., проводимом в дистанционном режиме, ИП Васильев К.Д. поддержал доводы, изложенные в жалобе, представители заказчика с доводами жалоб не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:30 15.12.2020 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 02.12.2020 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0368400000220000377, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования» (начальная (максимальная) цена контракта – 46 100 000,00 руб.).

08.12.2020 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.12.2020 г. на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, все заявки были допущены до участия в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 14.12.2020 г. ценовые предложения поступали от 3 участников закупки, цена была снижена на 14,50 %.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО «Экспринта» и ИП Васильева К.Д. необоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Относительно доводов заявителей о несоответствии обоснования начальной (максимальной) цены контракта техническому заданию аукционной документации Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом в полномочия Ульяновского УФАС России не входит рассмотрение вопросов связанных с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.

 

2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе ин-формацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом в силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе во второй части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен документально подтвердить свое соответствие требованиям, установленным заказчиком в аукционной документации.

Согласно разделу «Требования к участникам» извещения об осуществлении закупки № 0368400000220000377 единые требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены документацией.

Согласно разделам 2, 3 и приложению № 1 аукционной документации № 0368400000220000377 заказчиком установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе:

1) требуется действующая лицензия на производство и техническое обслуживание медицинской техники в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи12 Федерального закона от 04.05.2011 г. 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) на следующие виды услуг:

- контроль технического состояния медицинской техники;

- периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;

-  ремонт медицинской техники;

2) требуется действующая лицензия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с видом работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения для медицинских целей

В соответствии с пунктом 8 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0368400000220000377 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г.№ 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию деятельность на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

Порядок лицензирования данной деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 г. № 469.

Согласно пункту 3 указанного Положения в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по монтажу и наладке медицинской техники; контролю технического состояния медицинской техники; периодическому и текущему техническому обслуживанию медицинской техники; ремонту медицинской техники.

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.10.2003 г. № 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации «Техническое обслуживание медицинской техники» (далее - Методические рекомендации), в соответствии с которыми техническое обслуживание медицинской техники - это комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.

По пункту 5.2 Методических рекомендаций к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники отнесены: ввод в эксплуатацию; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; текущий ремонт.

Лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (пункт 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» утверждено положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающее в себя перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

В соответствии с пунктом 3 указанного Положения лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.

 

В приложении к названному Положению установлен Перечень выполняемых работ и оказы-ваемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего из-лучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающий в себя: 1) проектирование источников ионизирующего излучения (гене-рирующих); 2) конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); 3) произ-водство источников ионизирующего излучения (генерирующих); 4) размещение источников ионизи-рующего излучения (генерирующих); 5) эксплуатация источников ионизирующего излучения (гене-рирующих); 6) техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); 7) хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих); 8) утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); 9) проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); 10) конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); 11) изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); 12) эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).

При этом, приложение № 1 к документации № 0368400000220000377 предусматривает оказание услуг по обслуживанию, в том числе ремонту, контролю технического состояния, периодическому и текущему техническому обслуживанию медицинской техники и ремонт медицинской техники медицинской техники и работы связанные с источником ионизирующего излучения.

Кроме того, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что аукционная документация № 0368400000220000377 не содержит требования к участникам закупки о наличии лицензии на право эксплуатации радиационных источников.

Учитывая изложенное, действия заказчика, установившего требования о наличии у участника закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники и лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалоба ООО «Экспринта» в указанной части является необоснованной.

 

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к услугам, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 8 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0368400000220000377 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования.

Пункт 9 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0368400000220000377 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Приложение № 1 «Техническое задание» документации № 0368400000220000377 содержит, в том числе, наименование медицинского оборудования, подлежащего обслуживанию, описание и перечень услуг в отношении каждого медицинского оборудования, качественные и функциональные характеристики к услугам, перечень запасных частей, требования к гарантии качества услуг, срок, место и условия их оказания.

Поскольку в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, то есть потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию антимонопольного органа не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, то действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки и объединением определенного перечня медицинского оборудования по принципу единого медицинского процесса, отражающего действительную нужду государственного заказчика, не противоречат Закону о контрактной системе.

При этом, полные наименования оборудования, перечисленного по позициям 1 – 8, с указанием серийных номеров, однозначно позволяют идентифицировать производителя оборудования, что не позволят расценить общую, без нумерации строку «Оборудование производства GE», как информацию, вводящую в заблуждение и нарушающую положения Закона о контрактной системе.  

На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия установила, что фактическая потребность заказчика в обслуживании объединенного едиными функциями и медицинскими процессами комплекса оборудования в соответствии с описанием объекта закупки обусловлена необходимостью обеспечения удовлетворения потребностей заказчика для реализации им возложенных на него функций и задач, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, так и целям эффективности, результативности осуществления закупок, указанным в статье 1 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалобы ООО «Экспринта» и ИП Васильева К.Д. являются необоснованными в указанных частях.

 

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Части 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе содержат перечень документов и сведений, подлежащих предоставлению участником в составе заявки.

Требования к составу и содержанию заявки в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению содержатся в разделе 3 и приложении № 1 аукционной документации № 0368400000220000377.

При этом, раздел 3 и приложение № 1 аукционной документации № 0368400000220000377 не предусматривают предоставления письма от производителя оборудования, подтверждающего квалификацию сервисной службы обслуживающей организации в составе заявки (пункт 1.3 приложения № 1) и из положений пункта 1.6 приложения № 1 следует, что документы, свидетельствующие о квалификации сервисной службы, предъявляются перед оказанием услуг.

Учитывая изложенное, указанное спорное положение приложения № 1 не может быть расценено как нарушение Закона о контрактной системе и жалобы ООО «Экспринта» и ИП Васильева К.Д. являются необоснованными в указанных частях.

 

5. Доводы жалоб ООО «Экспринта» и ИП Васильева К.Д. о возможном нарушении государственным заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Экспринта» необоснованной.

2. Признать жалобу ИП Васильева К.Д. необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

            Члены комиссии

<…>

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны