Решение №ИС/4089/23 Решение по делу № 073/06/106-568/2023 от 11 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

06.09.2023 Дело № 073/06/106-568/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи)

- главного специалиста-эксперта <…>,

- специалиста-эксперта <…>

- от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России:

- <…> (доверенность № 101 от 14.12.2022 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-568/2023 по жалобе С<…> (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000427 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по текущему ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией (Филиал № 1)»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России); начальная (максимальная) цена контракта – 1 505 687,35 руб., срок окончания подачи заявок – 31.08.2023 в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 5213-ЭП/23 от 30.08.2023 (дата размещения в ЕИС – 30.08.2023) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба С<…> на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000427.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки не соответствует требованиям законодательства, а именно:

  1. заказчик незаконно установил одновременно два требования применительно к включению участника в реестр недобросовестных поставщиков (РНП);
  2. заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 15 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, поскольку объектом закупки является текущий ремонт.

Вх. № 5319-ЭП/23 от 04.09.2023 в Ульяновское УФАС России от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

При формировании извещения об осуществлении закупки заказчик в полной мере руководствовался положениями законодательства о контрактной системе.

Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Также с использованием средств единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 установлено требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружеские действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Ни в Законе о контрактной системе, ни в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 не установлен запрет на одновременное установление обозначенных требований об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Предметом контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона, являются услуги по текущему ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией для нужд Филиала № 1 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.

По мнению заказчика, автоматическая пожарная сигнализация не является инженерно-технической системой здания или сооружения, в связи с чем выполнение работ по техническому обслуживанию или техническому ремонту зданий (сооружений) не сопряжено с работами (услугами), связанными с пожарной сигнализацией.

Необходимый уровень квалификации, наличие специальных знаний в сфере монтажных работ и работ по обслуживанию систем пожарных сигнализаций и автоматических систем оповещений о пожаре подтверждается соответствием участников пункту 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, установленных заказчиком, а именно наличием действующей лицензии/выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Таким образом, указанные в извещении об осуществлении закупки работы не относятся к ремонту здания и не сопряжены со строительными работами, а представляют собой обособленный и самостоятельный вид монтажных работ, результатом которого будет являться отремонтированная АПС и СОУЭ, не связанная с реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом самого здания.

На заседании Комиссии 05.09.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения в полном объеме. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 час. 10 мин. 06.09.2023 для документального анализа материалов дела.

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

В единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 23.08.2023 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368400000223000427, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по текущему ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией (Филиал № 1)» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 505 687,35 руб.).

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 31.08.2023 на участие в указанной закупке поступило 6 заявок, цена была снижена на 61,00 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2023 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства. Определен победитель.

Рассмотрев представленные материалы и проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу С<…> обоснованной в части установления в извещении противоречивых требований к участникам закупки. При этом Комиссия исходила из следующего:

1. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Согласно пункту 1 раздела «Требования к участникам» извещения № 0368400000223000427 заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: «Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера».

Вместе с тем, в пункте 3 раздела «Требования к участникам» извещения № 0368400000223000427 заказчиком также установлено требование к участникам закупки: «Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ».

Учитывая изложенное, действия заказчика, установившего в извещении противоречивые требования к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и жалоба С<…> в указанной части является обоснованной.

Формирование извещения о проведении закупки с нарушением требований части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, у Комиссии Ульяновского УФАС России отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем Комиссия приходит к выводу предписание не выдавать.

2. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением № 2571.

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.

В соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению № 2571 при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, установлено дополнительное требование, а именно, наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368400000223000427 объектом закупки является оказание услуг по текущему ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией (Филиал № 1) (начальная (максимальная) цена контракта – 1 505 687, 35 руб.).

Приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки содержит ведомость объемов работ с указанием наименования работ, в том числе демонтаж, монтаж извещателя и т.д.

Приложением № 3 к извещению об осуществлении закупки установлены требования к составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 2 указанного приложения заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ:

- действующая лицензия/выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на следующие виды работ (услуг):

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

То есть текущий ремонт заключается в замене извещателей пожарной системы и не относится к ремонту здания, связанного с реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом самого здания.

При этом в приложении № 1 к приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 установлено, что текущий ремонт здания – ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что работы, предусмотренные контрактом, не могут быть отнесены к работам, установленным пунктом 15 Постановления № 2571, соответственно, нарушения в части неправомерного неустановления заказчиком в извещении дополнительных требований к участникам закупки отсутствуют.

Таким образом, жалоба С<…> в указанной части является необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу С<…>обоснованной в части установления в извещении противоречивых требований к участникам закупки.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Учитывая, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика, предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-568/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117