Решение №222-03 1. Признать жалобу ИП В<...> обоснованной. 2. Признать в де... от 25 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

21.01.2021                                                                                                       Дело № 073/07/3-6/2021

 

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <...>;

 

членов

 

- начальника отдела <...>;

- ведущего специалиста-эксперта <...>;

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

 

- ИП В<...>:

- <...> (доверенность б/н от 11.01.2021 г.),

 

 

рассмотрев дело № 073/07/3-6/2021 по жалобе ИП В<...> (далее - заявитель) на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 32009809792 (наименование объекта закупки – «Выполнение работ по замене стояков и текущему ремонту жилых комнат (26 единиц) корпуса №1 ОГАУСО СРЦ им. Чучкалова»; заказчик – Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр им. Е.М. Чучкалова», далее – заказчик, начальная (максимальная) цена договора – 6 942 530,40 руб., срок окончания подачи заявок – 14.01.2021 г. в 11 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 47 от 12.01.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ИП В<...> на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 32009809792.

Жалоба ИП В<...> содержит указание на следующее.

Документация о проведении открытого конкурса в электронной форме содержит ряд нарушений требований Закона о закупках и Положения заказчика:

- заказчиком в документации неправомерно установлено требование о предоставлении участником выписки СРО и лицензии МЧС;

- заказчиком в документации установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, установленных пунктом 5.1 Положения о закупках, который отсутствует в Положении о закупках;

- документация и договор не содержат сроки оплаты выполненных работ.

 

19.01.2021 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Участник закупки должен иметь членство в саморегулируемой организации (СРО), требуемое в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, дающее право на выполнение строительства, реконструкции, по договору, заключаемого с использованием конкурентным способов. Закон о закупках не запрещает заказчику требовать от участника закупок предоставлять сертификат интегрированных систем менеджмента. Требования наличия данных сертификатов обусловлено тем, что выполнение работ предусмотрено в жилых помещениях и в присутствии отдыхающих, что в свою очередь подразумевает привлечение квалифицированных исполнителей. В указанном стандарте приведены требования к построению и функционированию системы менеджмента качества в организации, что позволяет обеспечить надлежащее качество ремонтных и монтажных работ. Согласно локальных смет предусмотрены электромонтажные работы и в целях безопасности граждан от исполнителей были запрошены лицензии МЧС.

Деятельность учреждения направлена на оздоровление и лечение граждан. Ремонтные работы не проводились более 20 лет, поэтому для выполнения качественных работ в жилых комнатах, подрядчик (исполнитель) должен соответствовать всем требованиям и выполнить работы надлежащего качества. Денежные средства на проведения ремонтных работ, в полном объеме будут выделены из бюджета Ульяновской области, согласно графика перечисления субсидий (ориентировочно поступление денежных средств -май 2021г). Соответственно исполнителю денежные средства будут перечислены на расчётный счет после выполнения работ и подписания соответствующих документов (акта выполненных работ, КС-2, КС-1) согласно договору.

 

На заседании Комиссии 19.12.2021 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель заказчика с жалобой не согласилась, поддержала представленные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:30 21.01.2021 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 16.12.2020 г. было опубликовано извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме № 32009809792, наименование объекта закупки – «Выполнение работ по замене стояков и текущему ремонту жилых комнат (26 единиц) корпуса №1 ОГАУСО СРЦ им. Е.М. Чучкалова» (начальная (максимальная) цена договора – 6 942 530,40 руб.

17.12.2020 г., 29.12.2020 г. на основании решения заказчика в документацию были внесены изменения.

21.12.2020 г., 25.12.2020 г., 12.01.2021 г., 13.01.2021 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

   

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП В<...> обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ОГАУСО СРЦ им. Чучкалова осуществляет свою закупочную деятельность, в том числе, в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг в Областном государственном автономном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр им. Е. М. Чучкалова» утверждено Наблюдательным Советом Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр им. Е.М. Чучкалова» (Протокол № 3 от 24.09.2018 г., далее – Положение о закупках).

Согласно подпункту «а» части 1 статьи 7 Положения о закупках открытый конкурс в электронной форме является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Аналогичные положения изложены в пункте 7 статьи 19.2 Положения о закупках.

Согласно пункту «а» части 1 статья 14 Положения о закупках заказчик указывает в закупочной документации, следующие единые требования к участникам закупочных процедур, в том числе, соответствие участников закупочных процедур требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров (работ, услуг), являющейся предметом закупки: наличие необходимых лицензий, свидетельств, сертификатов, аккредитаций, членство в саморегулируемых организациях и т.п. в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.7 раздела 1 документации № 32009809792 заказчик установил, в том числе, следующие требования к участникам закупки:

«- Наличие лицензии МЧС (для проведения электромонтажных и противопожарных работ),

- Членство в саморегулируемой организации (СРО в строительстве, СРО строительное)».

Аналогичные требования о наличии СРО в сфере строительства установлено в приложении № 3 к документации № 32009809792.

В соответствии с документацией № 32009809792 (пункт 2.2 раздела 1, приложение № 1) заказчику необходимо выполнение работ по замене стояков и текущему ремонту жилых комнат, в количестве 26 единиц корпуса № 1 ОГАУСО СРЦ им. Е.М. Чучкалова в объеме, предусмотренном локальными сметами и дефектными ведомостями.

 

1) В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (действовал на момент публикации извещения о проведении закупки № 32009809792), осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1225 также утвержден перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень).

Электромонтажные работы, отсутствуют в указанном Перечне. Кроме того, Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе анализа технического задания, локальных смет и дефектных ведомостей установлено, что необходимые к выполнению заказчику работы не содержат работы, связанные с деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС является неправомерным. Заказчиком также не представлено доказательств, подтверждающих, что необходимые к выполнению работы входят в Перечень.

 

2) Требования к лицам, которые могут осуществлять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, установлены статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Согласно части 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Таким образом, из указанных положений ГрК РФ можно сделать вывод, что работы по ремонту, которые не затрагивают строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, не предусматривают замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, не относятся к капитальному ремонту объектов капитального строительства.

С учетом изложенного заказчик не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, если объектом такой закупки является выполнение работ по текущему ремонту.

При этом, объектом закупки является текущий ремонт и доказательств наличия в составе работ, требующих для их выполнения членства СРО в области строительства заказчиком не представлено.

 

Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС и о наличии членства в саморегулируемой организации, что нарушает положения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба ИП В<...> является обоснованной в указанной части.

 

2. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Аналогичные положения изложены в пункте 7 статьи 19.2 Положения о закупках.

Подпункт 3 пункта 2.10 раздела 1 документации № 32009809792 предусматривает предоставление участником закупки в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным пунктом 5.1 Положения о закупке.

Вместе с тем, из анализа Положения о закупках следует, что структура документа, регламентирующий закупочную деятельность заказчика, не предусматривает пункт 5.1 и ссылка в документации № 32009809792 на указанный пункт Положения о закупках вводит участников в заблуждение, а также нарушает требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.     

Учитывая изложенное, жалоба ИП В<...> является обоснованной в указанной ча-сти.

 

3. Пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлена обязанность для заказчика указания в документации о конкурентной закупке формы, сроков и порядка оплаты товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В силу части 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Вместе с тем пункт 2.5 раздела 1 документации № 32009809792 и пункты 6.1 – 6.2 проекта договора не содержат указания на срок оплаты за выполненные работы, что нарушает положения пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках и жалоба ИП В<...> является обоснованной в указанной части.

Таким образом, действия заказчика, установившего в документации, требования влекущие ограничение количества участников закупки, а также ненадлежащие требования к составу заявки и сроку оплаты за выполненные работы нарушают пункт 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2, пункты 2, 6, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП В<...> обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 6, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме № 32009809792 и продления срока приема заявок с учетом требований законодательства, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/07/3-6/2021 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии

 

    <...>

 

Члены комиссии

 

    <...>

 

           <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны