Решение №ИС/3699/24 Решение по делу № 073/06/106-426/2024 от 18 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

15.07.2024 Дело № 073/06/106-426/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения:

- <…> (доверенность № 96Д от 11.07.2024),

- от ООО «РТ-Комплектимпекс»

- <…> (доверенность № 72/РТК от 28.11.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-426/2024 по жалобе ООО «СЕТРА» (далее – заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 2068700001724000001 (наименование объекта закупки – «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки Выполнение строительно - монтажных работ по техническому перевооружению и реконструкции производства для организации серийного выпуска изделий»; заказчик – Акционерное общество «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (далее –

заказчик), специализированная организация - Общество с ограниченной ответственностью «РТ-КОМПЛЕКТИМПЕКС» (далее – специализированная организация); начальная (максимальная) цена контракта – 142 332 910,00 руб.; дата подведения итогов - 05.07.2024), по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 4716-ЭП/24 от 09.07.2024 (дата размещения в ЕИС – 08.07.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «СЕТРА» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 2068700001724000001.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, действия комиссии по осуществлению закупок, признавшей заявку общества не соответствующей требованиям, нарушают положения Закона контрактной системе, так как документы, приложенные в качестве подтверждения опыта выполнения работ, соответствуют дополнительным требованиям.

Вх. № 4834-ЭП/24 и вх. № 4842-ЭП/24 от 11.07.2024 в Ульяновское УФАС России от специализированной организации, заказчика и комиссии по осуществлению закупок, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.

Заявка на участие заявителя, в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным на основании позиции 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, содержала договор № 01/2020 от 30.08.2020, который является договором субподряда на выполнения части работ в рамках исполнения муниципального контракта № 3732512605520000080, что не может считаться надлежащим подтверждением наличия опыта выполнения работ по строительству объекта капитального строительства.

На заседании Комиссии 12.07.2024, проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика и специализированной организации с доводами жалоб не согласились, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 15 мин. 15.07.2024 для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «СЕТРА» установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 17.06.2024 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 2068700001724000001, наименование объекта закупки – «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки Выполнение строительно - монтажных работ по техническому перевооружению и реконструкции производства для организации серийного выпуска изделий» (начальная (максимальная) цена контракта – 142 332 910,00 руб.).

Согласно протоколу подведения итогов от 05.07.2024 заявка единственного участника закупки признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и законодательства, на основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.

Рассмотрев представленные материалы и проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО «СЕТРА» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).

Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме № 2068700001724000001 к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования на основании Постановления № 2571, также установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с позицией 7 Постановления № 2571.

В соответствии с позицией 7 Постановления № 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, установлено дополнительное требование к участникам закупок наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 позиции 7 приложения Постановления № 2571, должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 7 Постановления № 2571, относятся:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Аналогичные требования к порядку направления сведений о соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренным подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, содержатся в пункте 1.8 инструкции по заполнению заявки (файл «Приложение «Приложение 3 Требование_к_содержанию,_составу_заявки_на_участие_», приложение к извещению № 2068700001724000001).

В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 05.07.2024 заявка № 837452 (ООО «СЕТРА») была признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении.

Из пояснений специализированной организации, заказчика и комиссии по осуществлению закупок следует, что заявка № 837452 (ООО «СЕТРА») отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: «представлен договор субподряда, ООО «СЕТРА» не является лицом осуществляющим строительство (генподрядчиком), поэтому представленные документы не могут служить подтверждением соответствия дополнительным требованиям».

Так, согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки (АО «ЕЭТП»), ООО «СЕТРА» в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению № 2571, представлены следующие документы и сведения:

- договор подряда № 01/2020 от 30.08.2020, заключенный между заявителем и ИП Гасановым Л. Ш-О. на строительство детского сада на 280 мест по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, юго-западнее здания магазина «Магнит» по ул. Отрадной, 3 А, цена договора – 183 802 504,00 руб., сметы и акты выполненных работ к нему;

- акт приемки капитального строительства от 02.12.2021 подписанный сторонами договора;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 14.11.2022.

Отношения по договору на выполнение строительных работ регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), в этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ - это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком.

При этом статус генерального подрядчика предусматривает его особенное правовое положение, отличающего его от субподрядчика.

Так, пунктом 3 статьи 706 ГК РФ установлено, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, статьей 754 ГК РФ установлена ответственность перед заказчиком за качество работ, а в соответствии со статьей 755 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком гарантийные обязательства.

Приведенные положения закона свидетельствуют, что Постановлением № 2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.

Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не имеет опыта строительства самого объекта капитального строительства.

Кроме того, такой субподрядчик не имеет опыта строительства капитального объекта, поскольку выполнил определенный вид (виды) строительных работ, то есть часть всех работ, необходимых для строительства объекта капстроительства.

Опыта выполнения иных видов работ, выполняемых генеральным подрядчиком в ходе строительства капитального объекта субподрядчик не имеет, например, опыта:

- выполнения работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией;

- проектной подготовки организации строительства и организационно-технологической документации;

- разработки и применения организационно технологической документации;

- осуществления строительного контроля лица, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации;

- ведения исполнительной документации;

- обеспечения безопасности труда на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среда и населения;

- управления стройплощадкой, в том числе обеспечение охраны стройплощадки и сохранности объекта до его приемки заказчиком (застройщиком);

- выполнения требований местной администрации, действующей в пределах ее компетенции, по поддержанию порядка на прилегающей к стройплощадке территории;

- осуществления контроля качества строительства, а также надзор за строительством и др.

Также субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу капитального объекта в эксплуатацию, и не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.

Учитывая, что договор подряда № 01/2020 от 30.08.2020 между заявителем и ИП Гасановым Л. Ш-О. на строительство детского сада на 280 мест по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, юго-западнее здания магазина «Магнит» по ул. Отрадной, 3А (цена договора – 183 802 504,00 руб.) заключен сторонами в целях исполнения ИП Гасановым Л. Ш-О. контракта № 0168500000620000931 (заключен между МБУ «Стройзаказчик» и генеральным подрядчиком на строительство того же объекта, цена контракта - 455 806 532,70 руб.), представленные документы не подтверждают наличие необходимого опыта для выполнения соответствующего вида работ и не свидетельствуют о наличии у ООО «СЕТРА» опыта по строительству объекта капитального строительства, так как лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства самого объекта капитального строительства в целом.

Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок, признавшей заявку № 837452 (ООО «СЕТРА») несоответствующей требованиям извещения и законодательства, не нарушают положения Закона о контрактной системе, и жалоба ООО «СЕТРА» является необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СЕТРА» необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "СЕТРА"
ИНН 7326013537, ОГРН 1027301412247
АО "УКБП"
ИНН 7303005071, ОГРН 1027301160798
Общество с ограниченной ответственностью РТ-КОМПЛЕКТИМПЕКС
ИНН 7704756043, ОГРН 1107746456091