Решение №1482-03 Признать жалобу ООО «Аурика» необоснованной.  Признать жалоб... от 30 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

25.03.2020                                                                        Дело № 073/06/31-155/2020

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <….>;

 

членов

 

 

в отсутствие сторон

 

 

- начальника отдела <….>.,

- ведущего специалиста-эксперта <….>,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/31-155/2020 по жалобам общества с ограниченной ответственностью «Аурика» (далее – ООО «Аурика», заявитель) и общества с ограниченной ответственностью «МедСнабСервис» (далее – ООО «МедСнабСервис», заявитель) на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0368100015020000044 (наименование объекта закупки – «Поставка слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2020 году»; заказчик – Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 4 927 895,50 руб.; срок окончания подачи заявок – 18.03.2020 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 1734 от 18.03.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Аурика» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0368100015020000044.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Как указывает заявитель, в силу положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется Правительством Российской Федерации.

Указанный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включают в себя в числе прочих технических средств реабилитации инвалида слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (пункт 17).

Указание иных технических характеристик, заявленных сверх перечня, реквизитами индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалидов (ИПРА) не предусмотрено.

По мнению заявителя, в аукционной документации установлены незаконные, не соответствующие ГОСТ Р 51024-2012 требования к товару, ограничивающие количество участников, а именно:

- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный должен иметь максимальный ВУЗД 90 не менее 142 дБ (позиция 1);

- тип обработки цифрового сигнала: должен быть многоканальный (должно быть не менее 17 каналов цифровой обработки сигнала) или бесканальный (полос настройки компрессии не менее 9) (позиции 2, 3, 4);

- и световой индикатор режима работы слухового аппарата (позиция 2).

Указанные характеристики не регламентированы ГОСТ Р 51024-2012 и в документации отсутствует обоснование их использования, а также являются препятствием для ООО «Аурика» для участия в аукционе с производимым обществом товаром. 

Кроме того, заявитель жалобы указывает, что единственным товаром, соответствующим требованиям документации является товар производства ООО ЗСА «РИТМ».

 

Вх. № 1735 от 18.03.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «МедСнабСервис» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0368100015020000044.

ООО «МедСнабСервис» считает, что требования документации нарушают положения законодательства о контрактной системе, поскольку не позволяют принять обществу участие в закупке.

Характеристика товаров «тип обработки цифрового сигнала: должен быть многоканальный (должно быть не менее 17 каналов цифровой обработки сигнала) или бесканальный (полос настройки компрессии не менее 9) (позиции 2, 3, 4) и световой индикатор режима работы слухового аппарата (позиция 2)» не соответствует ГОСТ и документация не содержит обоснование их использования.

Срок поставки товара, установленный документацией, по мнению ООО «МедСнабСервис» вводит участников в заблуждение, поскольку содержит разные сроки поставки.

 

На заседании Комиссии 24.03.2020 г. представитель ООО «Аурика» поддержал доводы, изложенные в жалобе.

 

На заседание Комиссии 24.03.2020 г. представитель ООО «МедСнабСервис» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 20.03.2020 г. в 15:50).

 

Представитель заказчика на заседание Комиссии 24.03.2020 г. не явился, представил письменные пояснения (вх. № 1901 и № 1902 от 24.05.2020 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.

Пункт 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать показатели, не установленные в национальном стандарте, обязанность распространяется только на применение иных показателей, взамен установленных.

Заказчиком использованы показатели, предусмотренные стандартом и показатели, не установленные в стандарте, но отвечающие потребности заказчика.

В процессе формирования документации заказчик руководствовался существующими на товарном рынке моделями слуховых аппаратов. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика определять характеристики поставляемого товара, которые будут отвечать всем существующим моделям.

Установленные сроки поставки также не противоречат требованиям законодательства.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:50 25.03.2020 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 10.03.2020 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0368100015020000044, наименование объекта закупки – «Поставка слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2020 году» (начальная (максимальная) цена контракта – 4 927 895,50 руб.).

10.03.2020 г. на основании решения заказчика в документацию были внесены изменения.

16.03.2020 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.03.2020 г. на участие в указанном аукционе было подано 2 заявки, все заявки были допущены до участия в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона № 0368100015020000044 от 19.03.2020 г. в ходе проведения аукциона ценовые предложения поступили от 2 участников закупки, процент снижения начальной (максимальной) цены контракта 0,50%.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0368100015020000044 от 19.03.2020 г. заявки всех участников аукциона были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобы ООО «Аурика» и ООО «МедСнабСервис» необоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

I. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику указано на необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.

В соответствии с пунктом 5 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации № 0368100015020000044 объектом закупки является поставка слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2020 году.

Пункт 5 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» и раздел 5 «Техническое задание» документации № 0368100015020000044 содержат таблицу с указанием функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе, следующие показатели:

- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный должен иметь максимальный ВУЗД 90 не менее 142 дБ (позиция 1);

- тип обработки цифрового сигнала: должен быть многоканальный (должно быть не менее 17 каналов цифровой обработки сигнала) или бесканальный (полос настройки компрессии не ме-нее 9) (позиции 2, 3, 4);

- световой индикатор режима работы слухового аппарата (позиция 2).

При описании технических требований заказчиком использовались названия и терминологии из ГОСТа 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний». В пункте 4.6 ГОСТа 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний» указано, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в ГОСТе 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний» должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.

Действующим законодательством о стандартизации не установлено распределение слуховых аппаратов по категориям мощности (сверхмощные, мощные, средней мощности, слабой мощности), данное деление по категориям мощности не определено и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с конструктивными и технологическими особенностями значения технических параметров в слуховых аппаратах варьируется от производителя к производителю.

В целях максимально широкого удовлетворения потребностей получателей слуховых аппаратов, при формировании описания объекта закупки Заказчиком выделено по несколько групп аппаратов в пределах одной категории по мощности и установлены разные диапазоны значений по характеристикам  однако, указанные действия не нарушают норм Закона о контрактной системе.

Таким образом, включение в техническое задание характеристик товара, обусловленных его спецификой не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя жалобы о том, что федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, не предусматривает указание спорных технических характеристик, которые также не предусматриваются индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалидов (ИПРА), в связи с чем у заказчика нет потребности в приобретении товара с указанными в документации характеристиками не может быть принят во внимание на основании следующего.

Приказ Минтруда России от 28.12.2017 г. № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» и индивидуальные программы реабилитации не содержат характеристик слуховых аппаратов, определяющих потребность заказчика и закупаемых в целях обеспечения ими инвалидов и не регламентируют порядок формирования потребности заказчиком, а также порядок описания объекта закупки заказчиком. Отсутствие спорных характеристик в каких-либо нормативных документах не свидетельствует об отсутствии реальной потребности заказчика (получателя услуги) в приобретении товара с определенными характеристиками.

Согласно сведениям, представленным заказчиком характеристикам товаров, установленным в документации соответствует продукция компании Bernafon AG, ОАО «ИАИ», Phonak, ReSound, ООО ЗСА «РИТМ».

Заявителем жалобы не представлено доказательств ограничения числа участников закупки, в том числе, доказательство того, что условия документации создают преимущество и обеспечивают победу какому-то конкретному лицу. Отсутствие экономической выгоды в участии в закупке у конкретного юридического лица не может быть расценено как ограничение числа участников, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

При этом заявителями не представлено документальное подтверждение соответствия товаров по указанным позициям технического задания единственному производителю (товару единственного официального представителя производителей) или доказательств невозможности поставки товаров иных производителей.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Аурика» и жалоба ООО «МедСнабСервис» в указанной части являются необоснованными.

 

II. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Пункт 8 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» и пункт 2.1 приложения № 1 «Проект контракта» к документации № 0368100015020000044 содержат указание на срок поставки товара - с даты получения от заказчика реестра получателей товара до 01.07.2020 года.

Часть 5 приложения № 1 «Проект контракта» к документации № 0368100015020000044 регламентирует порядок и срок передачи товара получателю и оформления отчетных и итоговых документов.

При этом в соответствии с пунктом 8 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» и пунктом 5.1 приложения № 1 «Проект контракта» к документации № 0368100015020000044 срок поставки товара до получателя: поставка товара получателям не должна превышать 30 календарных дней со дня получения поставщиком реестра получателей товара.

Согласно условиям проекта контракта, а именно пункта 1.1. поставщик обязан осуществить доставку товара в Ульяновскую область в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта по направлениям на получение ТСР.

Таким образом, сроком исполнения контракта является срок не более 30 календарных дней с момента получения реестра получателей от заказчика, но не позднее 01.07.2020 г., что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «МедСнабСервис» в указанной части является необоснованной.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу ООО «Аурика» необоснованной.
  2.  Признать жалобу ООО «МедСнабСервис» необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии

<….>

Члены комиссии

<….>

<….>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны